Организация логопедической работы в детском саду

Ламуева Людмила Николаевна
Организация логопедической работы в детском саду

«Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественным орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества».

Е. И. Тихеева

Речь – это психическая функция, присущая только человеку. Она является основой человеческого общения.

Речь взрослого человека – это его визитная карточка.

Речь ребёнка – это отражение социальной среды в которой он растёт.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими.

Как понять,

задерживается ли речевое развитие у вашего ребенка или нет?

Ниже приведена таблица речевого поведения нормально развивающегося ребёнка. Ориентируясь на неё, можно определить, не запаздывает ли речевое развитие вашего ребенка и нужно ли бить тревогу. В таблице приводится среднестатистическая информация о сроках, в течении которых могут появиться те или иные формы общения и языковые единицы в соответствии с нормой развития. Эти сроки могут быть растянутыми, исходя из индивидуальных особенностей развития ребенка. Но если в определённый период развития ребенка указанные формы не появляются или вы видите единичные проявления, это должно насторожить вас.

Диагностическая шкала оценки этапов начального вербального развития в норме

Основные показатели довербального и вербального развития Возраст

Ребёнок интонирует крики, так что вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия. 1 -2 месяца

Появляется гуканье и гуление. Ребёнок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними. 1.5 – 3 месяца

Появляется лепет. Ребёнок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящие из одинаковых слогов. 4-5 месяца

Появляются лепетные слова. Ребёнок использует в речи что называется «нянькин язык», его слова состоят из двух – трёх открытых слогов (ляля, тата, кука, появляется много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи). В 11 месяцев – использует 3 «лепетных» слова с соотнесением. В 1 год 3 месяца – произносит 6 слов. Понимает простую инструкцию без жеста.

В 1 год 6 месяцев – словарный запас ребёнка 7 – 20 слов. Он показывает одну из частей тела. 8 месяцев – 1 год 3 месяца

В речи ребёнка появляются двусловные предложения. Он, общаясь с вами, объединяет два слова. К примеру «дай пи» (дай пить, «мама нет» (мамы нет дома) и т. п.

В 1 год 10 месяцев – появляется ФРАЗА из 2 слов, словарный запас 20 слов. Показывает три части тела. 1 год 6 месяцев – 2 года 2 месяца

Происходит активный рост словаря. В это время ребёнок уже может задавать вопрос. В 2 года словарь – минимум 50 слов.

Ребёнок произносит предложение из двух слов. Понимает двухэтапную инструкцию. 1 год 9 месяцев – 2 года 6 месяцев

В речи ребёнка появляются грамматические формы слова. Он начинает изменять слова в речи по числам, родам, падежам.

В 3 года – словарный запас ребёнка около 250 слов, он строит предложения из 3 слов, называет своё имя, пол, возраст, выполняет задания типа «положи кубик в коробку», «положи кубик под чашку». 2 года 4 месяца – 3 года 6 месяцев

Проявляется детское словотворчество. Ребёнок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка. В 2 года 10 месяцев – ребёнок адекватно использует местоимения Я, ТЫ, МНЕ. Имеет представления о значении слова «один». 2 года 6 месяцев – 3 года 5 месяцев

Ребёнок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят ещё чем – то. 2 года 6 месяцев – 3 года 6 месяцев

Что делать если ребёнок не говорит в соответствии со своим возрастом

Если речь у вашего ребёнка не проявляется согласно вышеприведённой таблице, следует:

1. Понаблюдать за ребёнком и обратить внимание, на его поведение:

- играет ли он так же, как его сверстники;

- стремится ли он общаться с взрослыми и другими детьми.

Задержка речевого развития может быть следствием нарушений в сфере общения или отклонения в психическом развитии.

2. Обратите внимание, хорошо ли понимает обращенную к нему речь, выполняет ли простые задания, которые не сопровождаются жестами.

3. Провести обследование ребёнка, включающее консультацию невролога, психолога и логопеда.

4. Выяснить, достаточно ли хороший у ребёнка слух, поскольку без достаточного слуха речь нормально формироваться не будет.

5. При необходимости начать лечение и логопедические занятия.

Заметьте! Речь ребёнка развивается нормально, если:

- его физическое развитие соответствует возрасту;

- у нет никаких неврологических заболеваний;

- он активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми;

- он охотно повторяет за вами всё, что слышит;

- он активно добивается своего с помощью речи;

- он вслушивается в свою речь, стараясь исправить свои ошибки сам.

Обратите внимание! Сигналом о неблагополучном развитии речи служит то, что:

- ребёнок развивается с задержкой;

- ребёнок перенёс тяжелые заболевания;

- у ребёнка есть неврологические заболевания;

- ребёнок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит;

- когда ребёнок слышит просьбу «Повтори» или «Скажи это ещё раз», он молчит, стиснув зубы, или уходит. Как будто вас не слышал;

- ребёнок предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью;

- ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то, и он говорит на одному ему понятном языке;

- речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.

Обнаружение хотя бы одного признака неблагополучного развития речи говорит о том, что ребёнок нуждается в помощи.

В возрасте от 3,5 до 4,5 ребёнок уже должен владеть фразовой речью и понимать то, что ему говорят. По состоянию речи дети этого возраста могут быть разделены на три разряда:

- неговорящие дети;

- дети, говорящие неразборчиво;

- дети, говорящие внятно, разборчиво.

Публикации по теме:

Актуальность коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить.

Консультация для воспитателей по теме «Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ» Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Бесспорно,.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Игрушки
  • Человек
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация логопедической работы в детском саду
Опубликовано: 5 декабря 2013 в 15:52
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...