Получи документы

Организация НОД по физическому воспитанию (консультация для воспитателей «Школа молодого педагога»)

и=Ирина Добрыгина
Организация НОД по физическому воспитанию (консультация для воспитателей «Школа молодого педагога»)

Общие принципы физического воспитания детей

Чтобы правильно рос и развивался малыш, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей ясельного возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у малышей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты); развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, а также положительных нравственных, моральных и волевых черт личности.

Публикация «Организация НОД по физическому воспитанию (консультация для воспитателей „Школа молодого педагога“)» размещена в разделах

Для решения этих задач в детских яслях необходимо создать благоприятные гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми, организовать правильный режим дня, полноценное питание, достаточное пребывание детей на свежем воздухе, проводить закаливающие мероприятия.

Особенно важное значение имеет развитие движений. С этой целью проводятся утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные игры, физкультурные занятия и др. Следует заботиться также о повышении двигательной активности ребенка на протяжении всего дня путем создания соответствующей обстановки, подбора физкультурных пособий и игрушек и побуждения детей к ее использованию.

Следует постоянно заботиться о правильной осанке детей. Нужно помнить, что залогом правильной осанки является хорошее общее физическое развитие ребенка. Воспитание осанки необходимо осуществлять во всей учебно-воспитательной работе детских яслей, а не только на занятиях по физической культуре. Правильная осанка — признак хорошего здоровья.

Обучение детей двигательным навыкам и умениям происходит главным образом на занятиях физической культуры. Занятия обязательны для всех здоровых детей. Они проводятся круглый год с детьми до года индивидуально с каждым ребенком, с детьми второго и третьего года жизни по подгруппам (от 1 года до 1 года 6 месяцев по 6—8 человек, с детьми до 2-х лет по 8—10 человек, с детьми третьего года жизни по 10—14 человек).

Программой предусмотрено постепенное усвоение детьми конкретных двигательных умений, навыков и знаний. В программе каждой возрастной группы излагается преимущественно новый учебный материал; усвоенные физические упражнения и игры систематически повторяются и закрепляются.

В физическом воспитании должен соблюдаться строгий дифференцированный подход: при назначении режима, питания, закаливающих процедур, при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается возраст, состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, а также индивидуальные особенности ребенка.

На первом полугодии жизни из специфических средств физического воспитания применяется преимущественно массаж, рефлекторные упражнения, элементы активных и пассивных упражнений. С возрастом постепенно включаются активные физические упражнения и к концу первого года жизни массаж полностью заменяется физическими упражнениями. Массаж, физические упражнения и закаливание доставляют детям большое удовольствие, улучшают работу всех органов и систем, обеспечивают более пропорциональное развитие детского организма и выработку правильной осанки, способствуют выработке неспецифического иммунитета, а также повышению сопротивляемости и адаптационных возможностей организма ребенка к неблагоприятным факторам внешней среды.

Методика физического воспитания детей зависит от их возраста, но основные принципы ее во всех возрастных группах остаются одинаковыми. Некоторые отличия в методике проведения занятий по физическому воспитанию связаны лишь с анатомофизиологическими особенностями детей различных возрастных групп.

Условно физкультурное занятие можно разделить на три части (вводно-подготовительная, основная и заключительная, хотя оно представляет собой тесно связанное между собой единое целое. Каждая часть физкультурного занятия имеет свои конкретные задачи и определенное содержание.

1. Вводно-подготовителыная часть физкультурного занятия имеет следующие задачи: организация детей, концентрирование их внимания, повышение заинтересованности и активности детей, а также функциональна я, подготовка опорно-двигательного аппарата и всех внутренних органов и систем к предстоящей повышенной физической нагрузке в основной части занятия. Вводно-подготовительная часть занимает до 20 процентов времени от общей продолжительности занятия.

Для детей первого года жизни в этой части занятия проводится массаж мелких и средних мышечных групп и упражнений для них. Для детей более старшего возраста — ходьба и различные ее виды, построение, перестроения, общеукрепляющие упражнения для всех мышечных групп. Последние выполняются в следующем порядке: для мышц верхних конечностей, плечевого пояса, туловища и нижних конечностей.

Упражнения должны выполняться в форме простых игр. Физическая нагрузка увеличивается постепенно.

II. Основная часть. Главной задачей этой части физкультурного занятия является развитие и совершенствование двигательных навыков и умений, а также воспитание физических качеств.

Во время занятий нужно стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки, которые наиболее необходимы в данном возрасте. Например, у детей первого полугодия жизни необходимо развивать двигательные навыки в поворотах со спины на живот, с живота на спину, несколько позже — навыки в ползании. У детей более старшего возраста развивать и совершенствовать двигательные навыки в основных видах движения: в ходьбе, беге, равновесии, лазании, метании и прыжках.

В этой части занятия для детей первого года жизни проводится массаж крупных мышечных групп и упражнения для них, для детей более старшего возраста — упражнения в основных видах движения. После этих упражнений необходимо включать простую подвижную игру.

В основной части физкультурного занятия дети получают наибольшую физическую нагрузку на все органы и системы организма, становятся возбужденными, особенно после правильно организованной подвижной игры. Под влиянием физической нагрузки усиливается деятельность органов кровообращения, дыхания и др.

III. Заключительная часть физкультурного занятия проводится с целью приведения организма в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение ребенка.

Продолжительность ее составляет около 10 процентов времени, отведенного на занятие. Физическая нагрузка в этой части значительно снижается. Для детей первого года жизни занятие заканчивается упражнениями для средних и мелких мышечных групп, поглаживающим приемом массажа; для более старших — спокойной ходьбой или игрой малой подвижности и др.

Деление физкультурного занятия на части соответствует закономерностям включения организма в работу и дает возможность обеспечить наилучшие условия для решения задач физического воспитания детей. Количество частей в занятии, их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах, в то же время продолжительность каждой части, содержание ее изменяются в зависимости от возраста, состояния здоровья, физического развития детей.

Организация подвижных игр.

В первой младшей группе подвижные игры рекомендуется проводить ежедневно. Продолжительность их в среднем 6–8 минут. Она зависит от характера игровых действий, количества играющих, их настроения, условий проведения игры.

Наиболее целесообразно проводить подвижные игры на свежем воздухе в разное время прогулки. Формы включения в подвижную игру очень различны. Некоторые дети испытывают полное удовлетворение от наблюдения за игрой, оставаясь лишь косвенным соучастником. Они эмоционально переживают ход игры, пританцовывают, хлопают в ладоши, взмахивают руками, выражая свое соучастие.

Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, со знакомыми действующими лицами из повседневной жизни (кот, птички) или с которым легко познакомить малышей, используя игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом. Большое место в этой группе занимают игровые упражнения. Такие игры не имеют сюжета, в них включаются простые двигательные задания: принести флажок, позвонить в колокольчик, догнать мяч и другое.

В играх с пением и небольшим художественным текстом слова и ритм речи подсказывают детям движения и заменяют правила игры («Зайка беленький сидит», «Мой веселый звонкий мяч»). Для проведения игры воспитатель должен подобрать пособия и мелкие предметы, расположить «домики», «гнездышки», кого из детей привлечь на ведущую роль и пр.

Маленькие дети довольно долго усваивают все тонкости игры и овладевают необходимыми навыками. Поэтому воспитатель может часто повторять с ними одну и ту же игру.

При повторении подвижных игр с малышами, важно следить, чтобы дети чрезмерно не утомились, не возбуждались.

Важно активизировать и направлять общение детей между собой. В результате внимательного, тактичного напоминания, требования поиграть совместно, оказать помощь или уступить друг другу между детьми складываются хорошие дружеские взаимоотношения.

Памятка для проведения НОД по физическому воспитанию в группах ясельного возраста

(Составила инструктор по физической культуре Добрыгина И. В.)

1. Исключить: ходьбу на пятках; прыжки в глубину; ходьбу в глубоком приседе; силовые упражнения и упражнения, связанные с длительным ожиданием.

2. Обращать внимание на свод стопы (упражнения: ходьба на носках, по ребристой доске, наклонной поверхности).

3. Следить, не задерживает ли ребенок дыхание во время выполнения упражнений. (Упр-я: «Подуем на ладошку», «Ветерок», «Сдули листик с ладони» и др.)

4. Не заставлять заниматься, а сделать так, чтобы процесс заинтересовал ребенка.

5. Частая смена работы и отдыха.

6. Первоначальный показ упражнения должен быть образный, яркий, с выразительной речью, целостный.

7. Требования по правильности выполнения - минимальные. Освоение нового движения происходит лишь в общих чертах.

8. Действие и слово должны совпадать.

9. При обучении новым движениям д. быть помощь взрослого.

10. Принцип обучения: «от простого к сложному», «от известного к неизвестному».

11. Форма для занятий: майка, трусики или облегченная, не стесняющая движений;

босиком на ковре или теплом полу. Возможны чешки. Воспитатель в спортивной форме и обуви или босиком (как пример для детей).

12. В группах с 1 до 2 лет – чередовать освоение ОД (основных движений) с ОРУ, т. е. смена активных движений и отдыха.

13. Один комплекс ОРУ на 4 занятия. ОД те же, но разнообразить и усложнить.

14. Показ и объяснение происходят одновременно.

15. Перестроения детям до 2 лет практически недоступны. После двух – простые перестроения с применением ориентиров.

16. Не рекомендуется детям до 2-х лет проводить ходьбу под счет, удары бубна или музыку (нецелесообразно, т. к. темповые характеристики у каждого ребенка индивидуальны).

17. Метанию в цель обучать после 2-х лет.

18. Игровые упражнения должны быть простые, бессюжетные, пример: «перешагни кубик, палочку» и др. (дети до 2 лет).

19. Повторение материала с разрывом в повторении не более 2-3 занятий. Подвижную игру проводить не мене 2-х занятий подряд без изменений. Потом усложнять, добавлять варианты.

20. Подвижная игра дается в конце занятия и заканчивается спокойной ходьбой.

21. Психофизические особенности детей 3-го года жизни: повышенная возбудимость, неустойчивость эмоционального состояния, большая подвижность, быстрая утомляемость от однообразных движений, неспособность без перерыва ходить, бегать, долго ждать сигнала в играх и др.

22. Ползание укрепляет позвоночник, разгружает его и является корригирующим упражнением.

23. Обучение броску и ловле мяча проводится индивидуально, (1 мл. гр.).

24. При подборе ОРУ – не воздействовать на одну и ту же группу мышц несколькими упражнениями подряд. Активно использовать мелкие предметы и игрушки. Помнить, что каждый раз используется только один, нужный в данный момент предмет. Можно использовать подражательные упражнения (с 2 лет).

25. Сюжет подвижных игр в 1 мл. гр. должен быть простой, понятия хорошо знакомы.

Литература:

1. Буцинская П. П., Васюкова В. И., Лескова Г. П. «Общеразвивающие упражнения в детском саду», 2-е изд. ; М., «Просвещение», 1990.

2. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя детского сада. – М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1978 Лайзане С. Я.

3. Хухлаева Д. В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях»; 3-е изд. ; М., 1984.

Публикации по теме:

Консультация для школы молодого педагога. Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС до «Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС ДО, создание педагогических условий.» Согласно Федеральному государственному.

Консультация для воспитателей «Правила организация прогулок в ДОУ» Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется.

Консультация для воспитателей «Организация развивающей среды по патриотическому воспитанию» Консультация для воспитателей «Предметно развивающая среда по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников» Подготовила и провела:.

Консультация для воспитателей «Этикет в деятельности педагога» Этикет можно разделить на виды. Виды этикета характеризуют особенности поведения людей в различных социальных группах Можно выделить различные.

Консультация для родителей «Советы по физическому воспитанию детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ д/с № 30 п. Комсомольский Методическая разработка Подготовила.

Открытое бинарное занятие по физическому воспитанию с элементами логопедии «Лесная школа» с детьми подготовительной группы .

План работы «Школа молодого педагога» для воспитателей ДО Школа молодого педагога Цели и задачи методической службы в рамках деятельности Школы молодого педагога детского сада Цели: • Создание.

Праздник «Школа молодого бойца» Цель: • Пропаганда здорового образа жизни. Задачи: • Предоставить возможность применить ранее приобретённые двигательные умения и навыки.

Развлечение «Школа молодого бойца» (фотоотчёт)Развлечение «Школа молодого бойца» (фотоотчёт) Школа молодого бойца. В канун празднования праздника, посвященного Дню защитника Отечества, в детском саду прошла тематическая неделя "Будем.

Спортивное развлечение «Школа молодого бойца» ХОД ПРАЗДНИКА Дети под военный марш входят в зал, делятся на две команды и выстраиваются по обе стороны зала. Затем поворачиваются налево.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация НОД по физическому воспитанию (консультация для воспитателей «Школа молодого педагога»)
Опубликовано: 14 марта 2017 в 10:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД