Организация образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий

Алена Яковлева
Организация образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий

Наше дошкольное учреждение реализует программу «Радуга», цель программы - это сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание, предоставление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Одна из главных задач: создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.

К определению понятия «здоровье» ключевым становится принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов. В соответствии с ним Всемирная организация здравоохранения трактует понятие «здоровье» как такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие.

Комплексная система оздоровительной работы в дошкольном учреждении должна в принципе соответствовать «пирамиде здоровья общества». Фундамент этой пирамиды составляет психическое здоровье общества, которое, в свою очередь, является фундаментом его физического здоровья. Психическое и физическое здоровье вместе образуют фундамент социального здоровья, вершиной которого является нравственное здоровье.

Наши воспитанники, дети дошкольного возраста, еще только, если можно так выразиться, «учатся» нравственности. И она не может в полной мере служить основой их здоровья. Поэтому Вера Алямовская предлагает несколько иную «пирамиду здоровья воспитанников дошкольного учреждения» выстраивает её таким образом. Поскольку в дошкольное учреждение изначально принимаются в психическом плане здоровые дети, то фундамент пирамиды это обеспечение психологического благополучия ребенка. Затем идут надстройки: обеспечение физического здоровья, обеспечение ментального здоровья, обеспечение духовного здоровья и, наконец, обеспечение нравственного здоровья как вершина этой пирамиды.

Каждое направление оздоровительной системы «пирамиды здоровья дошкольника» обеспечивается через реализуемую программу и условия пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Обеспечение психологического благополучия реализуется через среду пребывания, общение взрослых с детьми, организацию режимных моментов, совместную образовательную деятельность, досуг.

В нашем дошкольном учреждении созданы «уголки уединения» – это зоны для психологической разгрузки.

Уголки «Моё настроение», «Мир моих эмоций» «Мешочки настроения» «Веселые перчатки» - в них воспитатель может отследить эмоциональное состояние каждого ребенка, а ребенок учится осознавать свое эмоциональное состояние.

Игры «Коробочка примирения» - это один из способов примирения после ссоры.

«Раз, два, три – в окошко посмотри!» - это вид эмоциональной гимнастики для детей.

«Зеркальный кубик» - он служит для отработки мимической реакции, передачу эмоций через вхождение в образ героя – персонаж.

9 «Коврик эмоций», «Калейдоскоп эмоций» и «Забавные гномики» - знакомят детей с разнообразием человеческих эмоций.

«Доска чемпионов», «Наша гордость», «Стул именинника», «Уголок именинника» - направлены на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки.

Компонент «Здравствуйте, я пришел» - размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых.

Игры с водой являются прекрасным закаливающим средством, но еще большее значение они имеют для профилактики психоэмоционального напряжения.

Игры с песком и крупой развивают речь и воображение детей, помогают детям справиться со страхами.

«Машина времени» - помогает ребенку в осознании себя на разных возрастных этапах.

«Сухой дождь» - снимает психологическое и физическое напряжение.

Сюжетная игра – это основной вид деятельности дошкольника, в игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.

Обеспечение физического здоровья - это организация питания, закаливания, обучение движениям, создание условий для активизации самостоятельной деятельности детей, лечебно-профилактической работы, а также система приобщения к культурным традициям спорта. Цель этого направления пирамиды здоровья – воспитание и культивирование привычек и потребности в здоровом образе жизни.

В ДОУ созданы уголки «Здоровья», «Растишка», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» - благодаря им ребенок осваивает практические навыки личной гигиены, правильного питания, двигательной активности, внедряет знания о здоровом образе жизни и навыки в игру.

Физкультурно-игровая – в ней созданы условия для беспрепятственного удовлетворения естественной потребности в движении.

Уголок «Какие мы разные», «Я и мой папа», «Я и моя мама» - создан для формирования устойчивых представлений о своей половой принадлежности, для создания целостного позитивного «образа Я» мальчика/девочки, для обогащения представлений ребенка о тех ролях, которые в обществе играют мальчики и девочки, мужчины и женщины, для формирования эмоционального положительного отношения к себе и другим как к представителям определенного пола.

Обеспечение ментального здоровья детей реализуется через развитие предприимчивости (способность искать нестандартные методы решений, выдумывать свои способы и средства деятельности, понимать, что такое мастерская работа, и стремиться «стать мастером»). Развитие логического и бескорыстного мышления; способностей к коллективной мыслительной деятельности и индивидуальной рефлексии.

Созданы творческие уголки «Я молодец, я научился», «Я умею, я люблю, хочу научиться», «Наши руки не для скуки», выставки индивидуальные и коллективные, тематические – это демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества.

Уголки экспериментирования – в них ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Портфолио ребенка – формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.

Детское коллекционирование «Сокровищницы» - в процессе ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы.

Проекты «Исследователи почвы», «Династия музыкантов» - способ самостоятельного поиска ответа на возникшую проблему, средство интеллектуально-творческого развития детей.

«Желанница», «Кукла желаний» - ребенок может доверить самое сокровенное, пришив пуговицу или завязав узелок на кукле он загадывает свое желание.

Духовное здоровье воспитанников формируется в ходе приобщения детей к сокровищницам культуры и искусства. Прежде всего, дети знакомятся с народными ремеслами, культурой и традициями своего края, специфику ремесел других регионов.

В группах созданы уголки народного быта – знакомят дошкольников с различными формами культуры, поддерживают у детей интерес к познанию жизни своих предков, формируют нравственно-патриотические чувства и развитие художественно-творческой активности детей.

Выставка «Чугунное кружево» - знакомит детей со своеобразной отраслью русской художественной промышленности, в которой, искусство художника-скульптора органично сливается с искусством мастера-исполнителя.

Обеспечение нравственного здоровья личности направленное на становление у детей начало этического сознания и формирование предпосылок философского мировоззрения.

«Мои дела и достижения», «Панорама добрых дел», Деловые хлопоты» «Дежурство» - воспитывают чувства уважения к людям: доброжелательность, желание совершать добрые поступки.

В совместной образовательной деятельности педагоги нашего ДОУ используют здоровьесберегающие технологии, а в самостоятельной деятельности создают условия для их применения. Здоровьесберегающие технологии подразумевают обеспечение оптимальных физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок на ребенка в ходе образовательного процесса, психологическую безопасность детей, а также приобретение ими элементарных знаний о строении и функциях своего организма.

К технологиям сохранения и стимулирования здоровья относятся, такие технологии как:

Динамическая пауза (физминутки, пальчиковые игры, логоритмическая гимнастика, телесные игры) - предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.

Минутки здоровья – (массаж, самомассаж, гимнастика для глаз).

Подвижные и спортивные игры развивают у детей наблюдательность, восприятие отдельных вещей, совершенствуют координацию движений, быстроту, силу, ловкость, меткость, выносливость и другие психофизические качества.

Хороводные игры – в игре ребенок может проявить свою индивидуальность, реализуя себя через речь, мышление, социальные контакты.

Релаксационные упражнения – состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Бодрящая гимнастика – её цель сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и поднять мышечный тонус.

Технология эстетической направленности – привитие детям эстетического вкуса через музыкальные произведения, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, красоту природы.

Дорожка здоровья - обучение правильной ходьбе, формирование правильной осанки.

К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся:

Физкультурное занятие – оно нацелено на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей.

Утренняя гимнастика – важна для закаливания организма, повышения работоспособности детей после сна и регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

Физкультурные праздники и досуги – приносят радость, дают душевную и физическую разрядку.

Мы стараемся, чтобы микросреда нашего дошкольного учреждения отвечает не только санитарно-гигиеническим требованиям, но также и требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, экологии социальных отношений взрослых с детьми в коллективе сверстников.

Публикации по теме:

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья,.

Проект по летней оздоровительной работе с детьми младшего возраста «Вот оно какое, наше лето!»Проект по летней оздоровительной работе с детьми младшего возраста «Вот оно какое, наше лето!» Проект " Вот оно какое наше лето!" Цель: создание максимально эффективных условий для организации работы, направленной на охрану и укрепление.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Сюжетные картинки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Организация образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 19 декабря 2013 в 07:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Если случаются конфликты между детьми в семье»
Конфликты между детьми случаются в семьях, где несколько детей. Причины, по которым может возникнуть такая проблема, разные. Ссоры между детьми могут...
Конспект ОД по познавательному развитию «Вспорхнул и полетел… живой цветок» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному развитию...
Фотоотчет о НОД в старшей группе «Свойства и состояния воды»
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей. Задачи: образовательные: - систематизировать представления детей о свойствах воды;...
Фотоотчет «Аппликация в старшей группе «Скворечник для скворушки»
Уважаемые коллеги! Очень уж хочется нашим деткам, что бы на территории детского сада поселились скворушки. Однако, после строительства нового корпуса...
Конспект занятия во второй младшей группе «Водичка, водичка…»
Конспект занятия во второй младшей группе «Водичка, водичка. » Программное содержание. Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в...