Получи документы

Организация образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей

Галина Желнина
Организация образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей

Говоря о детском здоровье, нельзя оставлять без внимания психическое здоровье, так как здоровье имеет две стороны : физическое и психическое. И только в их единстве возможно осуществление оздоровительной работы в детском саду.

Проведенное в июне 2011 г. анкетирование родителей старшей группы «Ландыши», выявило совсем небольшое количество семей (32%, в которых оздоровлению детей уделяется достаточное внимание и время. Анализ анкет показал, что большинство родителей имели достаточный уровень знаний в области воспитания у детей здорового образа жизни, но уделяли этому внимание по мере возникновения проблем со здоровьем, и совсем немногие из них использовали профилактические меры укрепления детского здоровья.

Публикация «Организация образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей» размещена в разделах

Кроме того, за I полугодие 2011 года количество простудных заболеваний у наших воспитанников составило 24 случая, что на 2 случая меньше, чем во II полугодии 2010 года. Это указывает на то, что оздоровительные мероприятия, проводимые в группе «Ландыши» эффективны, но все-таки недостаточны. Поэтому решено было дополнить физкультурно-оздоровительную работу в группе психопрофилактикой в сотрудничестве с педагогом-психологом ДОУ.

Деятельность группы педагогов началась с подготовки, а именно: с изучения литературы по данному направлению и анализа источников информации по теме оздоровления. Были проведены анкетирование родителей и опрос детей и выявлена следующая проблема – недостаточный объем знаний детей о здоровом образе жизни и невнимательное отношение большинства родителей группы (68%) к профилактическим мерам оздоровления детей.

Определена цель работы – обогащение знаний детей о способах сохранения и укрепления здоровья.

Для достижения данной цели поставлены задачи:

•Познакомить детей со способами укрепления и сохранения здоровья (физические нагрузки, занятия спортом, закаливание и др.).

•Способствовать формированию у детей потребности в движении и активном образе жизни.

•Опробировать методики здоровьесбережения : дыхательная гимнастика, игровая психогимнастика, точечный массаж, мышечная релаксация по Е. Джекобсону.

•Предупреждать эмоциональное неблагополучие детей; обучать навыкам снятия напряжения.

•Привлекать родителей к сохранению и укреплению здоровья детей совместно с сотрудниками ДОУ; активизировать родителей в вопросах здоровьесбережения.

Воспитатели группы и педагог-психолог пересмотрели комплекс восстановительной гимнастики после дневного сна – «час здоровья» и дополнили его. Последовательность «часа здоровья» выглядит таким образом : гимнастика в кроватках после пробуждения, хождение босиком по массажным дорожкам и «тропе здоровья», упражнение «Поиграем с пальчиками», игровой массаж в кругу, малоподвижная игра и дыхательные упражнения. Такой порядок активной деятельности позволяет детям постепенно проснуться, взбодриться, выполнить упражнения на профилактику плоскостопия и разогревание ладоней и рук, принять воздушные ванны и тренировать дыхательную систему.

Известно, что лекарственные растения широко используются для укрепления здоровья, поэтому в июне и августе была проведена работа по знакомству детей с лекарственными травами, сбор, изготовление из них художественных работ и гербариев.

Также в ходе оздоровительной деятельности проведена серия мероприятий с детьми по формированию представлений о здоровье (физическом и психическом); тренинги на обучение приемам снятия напряжения, способам самопомощи в случае гнева или раздражения; открытое мероприятие для родителей – «час здоровья»; развлечение с участием детей и родителей с использованием народных подвижных игр «Во что играли наши деды».

Кроме того, мы использовали различные технологии и способы поддержания здоровья и психологического самочувствия детей. Это дыхательная гимнастика, игровая психогимнастика, точечный массаж, методика мышечной релаксации по Е. Джекобсону, музыкотерапия.

Упражнения на дыхание, используются нами после утренней гимнастики, оздоровительного бега и ходьбы, в составе «часа здоровья», после активной деятельности. Такие дыхательные упражнения помогают детям выделять в своем организме участки тела – грудь и живот, задерживать дыхание в каждом участке и, таким образом, восстанавливаться после активной деятельности.

Дыхание очень важно для осознавания дошкольниками своего организма, поэтому в дыхательных упражнениях мы используем различные приемы: глубокое и поверхностное дыхание, задержка дыхания; учим детей ощущать, как глубокое дыхание влияет на весь организм, помогая восстанавливаться, наполняться энергией и силой.

Игровая психогимнастика, используемая как часть тематических занятий и самостоятельно, опирается на воображение, позволяет ввести в оздоровительную работу обучение выразительным движениям, навыкам управления своего тела, снятию психического напряжения для общего психофизического благополучия детей.

Психогимнастические игры помогают, в первую очередь, возбудимым и непоседливым детям, замкнутым и быстро утомляемым, а также, как психопрофилактическое средство, для уравновешенных детей. Каждая психомышечная тренировка обязательно содержит упражнение на выражение радости для создания у детей позитивного настроения.

Точечный массаж может являться средством ежедневной профилактики простудных заболеваний; он восстанавливает жизненную энергию, усиливает кровообращение, дает оздоравливающий эффект.

Умение расслабляться очень важно для снятия психоэмоционального и мышечного напряжения. Упражнения на расслабление всего тела мы выполняем с детьми лежа на коврике под негромкую, спокойную музыку. Такая релаксация позволяет детям отдохнуть, а также подключить воображение.

Упражнения сначала на напряжение, а затем на расслабление позволяют детям управлять своим телом, контролировать его. Перед расслаблением предлагаем детям сначала несколько раз глубоко и шумно вдохнуть и выдохнуть, а затем уже подключаем воображение для релаксации.

Физическое и психическое в нашем организме взаимосвязано. Доктор психологии В. Оклендер отмечает, что все наши эмоции имеют физическое отражение, будь то радость, страх или гнев – наши мышцы реагируют на это, то расслабляясь, то возбуждаясь, то сковываясь.

Очень хорошо соединяет эмоции и движения музыка. Предлагая детям музыку разного характера (спокойную, резкую, быструю и т. д., мы просили их придумать соответствующие движения, свой танец под музыку. Музыкотерапия хороша тем, что не требует предварительной подготовки и доступна детям любого возраста. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормозить заторможенных детей

Музыка используется нами в качестве фона во время психогимнастических игр или релаксации, усиливая эмоциональное воздействие.

Методика мышечной релаксации по Е. Джекобсону предполагает напряжение каждой группы мышц с последующим расслаблением. Мышечное расслабление позволяет снять эмоциональное напряжение и зажимы в области шеи, груди, плеч, лопаток, рук. Дети старшего дошкольного возраста уже достаточно хорошо могут улавливать чувство мышечного напряжения и расслабления.

Данная методика способствует снижению утомляемости детского организма в течение дня, так как может быть использована воспитателями в группе в любое время, ориентируясь на психоэмоциональное и физическое состояние детей (в качестве физкульминуток на занятии, после занятий, в игровые моменты).

Чтобы стать хозяином своего здоровья, надо научиться управлять им с детских лет. Каждый день жизни ребенка должен работать на укрепление его здоровья, и помощниками ему в этом являются родители и воспитатели. От эффективного взаимодействия ДОУ и семьи зависит не только сохранение и укрепление здоровья детей, но и качество этой работы. Поэтому в нашей работе отдельные мероприятия с детьми были организованы с участием родителей или при их поддержке и помощи.

Родителям была предоставлена возможность лучше понять своих детей (через ответы опросов, изготовление совместных рисунков и работ, поведение детей во время игровых занятий и т. п.); пронаблюдать возможности и умения своего ребенка, оценить его физические качества, увидеть психологический настрой детей на совместную деятельность; а также сблизиться и подружиться с другими семьями.

Дети получали позитивные эмоции, радость от общения с мамами и папами во время совместных мероприятий, что было благоприятно для их психического здоровья (поход в дендрарий и на луг, игровое развлечение, изготовление фотогазеты, подготовка рисунков и работ по теме «Что бы быть здоровым, нужно …»).

Работа с родителями позволила выявить положительный опыт семейного воспитания по оздоровлению и обменяться опытом посредством фотогазеты «Если хочешь быть здоров – закаляйся и статей в «Валеологической газете».

Родители стали более активны по вопросу здоровье сбережения : по своей инициативе находили в Интернете информацию об интересных способах закаливания детей в домашних условиях и делились ею с другими родителями; предлагали конкретную помощь по изготовлению атрибутов для народных подвижных игр.

Взаимодействие детского сада и семьи стало более тесным и доверительным, родители активно включились в оздоровительную работу группы.

Результаты работы :

За время оздоровительной деятельности «Экран здоровья» детей старшей группы «Ландыши» выглядел так: в августе – простудных заболеваний у детей не было; в сентябре – зафиксировано 2 случая; в октябре – 2 случая. Это говорит о том, что не смотря на похолодание, роста простудных заболеваний не наблюдается.

Проведенный в октябре опрос детей «Что значит – «беречь здоровье показал: 86% воспитанников группы «Ландыши» имеют достаточно правильные представления о ЗОЖ, знают и называют способы укрепления и сохранения здоровья

- «Вставать утром пораньше, чтоб сразу идти на пробежку»;

- «Все полезное кушать»;

- «Закаляться надо: ездить в бассейн, учиться плавать»;

- «Спортом заниматься, отжимания делать» и другие ответы.

В ходе работы достигнут определенный результат: дети осознали необходимость сохранения здоровья; познакомились со способами поддержания и укрепления здоровья и психологического самочувствия; родители обогатили свой опыт по вопросу оздоровления детей.

Таким образом, опыт группы педагогов ДОУ «Организация образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей» способствовал оптимизации оздоровительной деятельности и поддержания физического и психического здоровья детей.

На этом наша деятельность не прекращается. Мы будем продолжать ее и по возможности дополнять новыми формами работы и техниками здоровьесбережения.

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Виды физической деятельности в образовательном процессе по сохранению и укреплению здоровья детей» Наша задача - это осуществление системного подхода к укреплению здоровья детей, в приобщении их к здоровому образу жизни, используя здоровье.

Состояние работы по сохранению и укреплению здоровья детей раннего дошкольного возраста Состояние работы по сохранению и укреплению здоровья детей раннего дошкольного возраста, а так же формированию потребности здорового образа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей
Опубликовано: 27 мая 2015 в 20:44
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД