Организация педагогических условий в детском саду для успешной адаптации детей раннего возраста

Марина Черемных
Организация педагогических условий в детском саду для успешной адаптации детей раннего возраста

Педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Работу по подготовке и проведению адаптации детей к ДОУ строю по нескольким направлениям: проведение доадаптационного периода, который включает в себя работу с родителями и собственно проведение периода адаптации. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

Считаю, что адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:I этап – подготовительный (констатирующий)

Задача этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

Для решения этой задачи было проведено:

1. Просвещение родителей по вопросам адаптации началось с первого прихода их в детский сад. В приёмной группы они познакомились с наглядно-демонстрационным материалом, как для родителей, так и для детей:

- «В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса!». Как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям – «В детский сад как на работу” - практические рекомендации для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад;

- “Я иду в детский сад. Проблемы адаптации” - это красочная книжка с иллюстрациями, читая ее, родитель вместе с ребенком знакомится с особенностью жизни детей в детском саду;

- В приёмной также родителей и детей встречает сказочный герой, этот сказочный герой знакомит детей с раздевалкой и шкафчиком, который ждет малыша; групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением ожидают встречи; с детьми которые уже ходят в детский сад и с интересной и разнообразной жизнью, которую они там проводят.

- Информационные листы-памятки с кратким материалом “Адаптация. Что это такое?” «Чего нельзя делать ни в коем случае» и “Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду”. Эти листы Родители могут взять с собой.

Материал выставки пользуется большой популярностью у родителей.

2. Анкетирование родителей по знакомству с семьёй будущего воспитанника,«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад.

По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаю для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

Исходя из данных, полученных в результате анкетирования родителей, даю родителям рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, раскрываю основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период.

Обращаю внимание на то, что коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления. Необходимо обратить особое внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

II этап – основной (адаптационный)

Вся работа в этот период строится на основе перспективного комплексно-тематического плана. Перед приёмом новых детей пересматриваю оформление группы и готовлюсь к приему новых детей.

внимание уделяю оформлению раздевалки. Там для детей оформляю для детей шкафчики с красивыми картинками и именем ребёнка. В приёмной также родителей и детей встречает сказочный герой - чебурашка, этот сказочный герой знакомит детей с раздевалкой и шкафчиком, который ждёт малыша и проводит каждого ребёнка в группу.

- в группе: мини-игровая зона, куда выставляю яркие, красивые игрушки, чтобы ребенку хотелось остаться, потрогать, рассмотреть их; веселые, детские панно, сенсорный коврик.

- подвески, которые помогают зрительно “снизить” потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно.

В групповом помещении так же провожу переоборудование всех зон с основной целью - сделать помещение наиболее уютным, домашним и привлекательным для детей. Готовлю подборку специальных игр, которые помогают детям справиться с напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания:

- хороший эффект дают разнообразные игры с песком и водой; с сенсорными мешочками с крупами на развитие мелкой моторики рук и тактильного ощущения

- затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому для детей готовятся такие игры, как игры за сенсорным столом: нанизывание шариков на шнур, прокатывание шариков с горки, разложить шарики по цвету; резиновые игрушки - пищалки, крупные детали конструктора “Лего”, весёлые прищепки и др.

- лучшее лекарство от стресса – смех.

Также с детьми слушаем спокойную музыку и веселые детские песни, под которые весело танцуем, выполняем ритмические движения, чтобы создать бодрое, радостное настроение у детей в течение всего дня, избежать обыденности обстановки.

Наконец ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.

Рекомендую приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит смог бы прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.

Рекомендую приносить небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями. Если взгрустнулось, имея такой альбом, ребенок всегда имеет возможность открыть его и увидеть маму или папу, взять игрушечный телефон и, глядя на фотографию, поговорить с родными.

Каждый вновь поступивший ребенок находится в центре внимании. Стараюсь спокойно, ласково и подробно объяснить ребенку все происходящее, готовлю его к каждому режимному процессу, так как непонятное и неизвестное пугает.

Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от привыкания ребенка.

Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая, телесная терапия «Обнималки», релаксационные упражнения «Солнечный зайчик», «Улыбка», «Бабочка» и др., проводимые как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста делаю на сенсорные и моторные игры.

Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, бумагой, тканью и др. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".

Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами - манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.

При проведении занятий учитываю специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т. д. Это обусловливает необходимость активности со стороны самого воспитателя по выявлению проблем у детей, в т. ч. и в период адаптации.

Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий в качестве одного из основных приёмов работы используется мониторинг состояния здоровья детей.

Выявленное число детей с отклонениями физического развития детей: 2 ребёнка, первый, с дефицитом массы тела, второй, с низким ростом тела, что отражает возрастную особенность и приближается к общероссийским показателям.

Также был проведён анализ состояния здоровья детей

В отношении групп здоровья можно отметить, что 13% детей имеет 1 группу здоровья, 60% детей 2 группу здоровья и есть 4 ребёнка с хроническими заболеваниями, которые находятся на диспансерном учёте. Ведётся работа с родителями, по возможности соблюдение диеты в детском саду по рекомендации врача. Это является не плохим показателем состояния здоровья детей.

Одним из показателей адаптации ребёнка к условиям детского сада является его заболеваемость. Сравнительный анализ заболеваемости детей в период адаптации показал, что только 7 человек болели. У остальных детей период адаптации прошёл без заболеваний.

Таким образом, можно сказать, что период адаптации у детей группы «Теремок» прошёл успешно.

III этап – заключительный

На третьем этапе провожу контрольную диагностику (повторную) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

В целом адаптация детей проходила неплохо. Оценка эмоционального состояния, деятельности детей, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, сна, речи детей позволили определить группы адаптации:

– к первой группе (тяжёлая адаптация) не относятся никто;

– ко второй группе (средняя адаптация) относятся 2 человека (14%);

– к третьей группе (легкая адаптация) относятся 13 человек (86%).

Таким образом, можно сказать, что многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дает свои устойчивые положительные результаты.

Анализ работы за несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. В течение последних лет нет ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Проект «Здравствуй, детский сад» Проект «Здравствуй детский сад!» - через создание условий успешной адаптации. Цель: создание модели обеспечивающей успешную адаптацию.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Игрушки
  • Человек
Автор публикации:
Организация педагогических условий в детском саду для успешной адаптации детей раннего возраста
Опубликовано: 2 ноября 2013 в 17:55
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...