Организация питания в МБДОУ

Ирина Бойко
Организация питания в МБДОУ

Формирование рациона питания дошкольников.

Как часто мы, недооцениваем роль правильного питания, готовим пищу наспех, не придаем значения подбору продуктов и блюд, перекусываем только бутербродами, а потом сетуем на недомогание и болезни.

Особенно непростительно такое отношение к питанию ребенка. Именно в детском возрасте уровень здоровья человека во многом определяется качеством питания. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом, интенсивным течением обменных процессов. На протяжении первых лет жизни формируется структура и совершенствуется функция нервной, костно-мышечной, сердечнососудистой, эндокринной и других жизненно важных систем. В связи с этим организм ребенка испытывает высокую потребность во всех пищевых веществах - источнике пластического материала и энергии.

Правильное питание обеспечивает нормальное физическое развитие ребенка, предупреждает возникновение таких отклонений, как отставание в росте, развитие рахита, малокровие, ожирение, аллергические проявления, расстройства пищеварения. Здоровое, сбалансированное питание необходимо каждому. В особенности это актуально для детей, чей рацион заслуживает особенного внимание. На что стоит обратить внимание? Давайте разберемся вместе.

Достаточная обеспеченность ребенка всеми пищевыми веществами, и особенно витаминами, минеральными солями и микроэлементами, - один из основных моментов предупреждения инфекционных заболеваний, так как состояние иммунитета определяется не столько количественной стороной питания, сколько его качеством и биологической ценностью. В наше время- время больших перегрузок, значительного потока информации, ускоренных темпов жизни, возможностей возникновения стрессовых ситуаций - следует помнить, что правильное питание в детстве во многом содействует формированию организма, способного преодолевать сложности жизни.

Необходимо знать, как правильно питаться ребенку не только в семье, но и в детском дошкольном учреждении. Главная цель деятельности в области организации питания в ДОУ – обеспечить соответствие пищевой ценности рациона физиологическим потребностям детского организма. Принимая во внимание анализ заболеваемости детей дошкольного возраста, можно заключить, что рацион ребенка вне детского сада весьма однообразен и мало полезен для его здоровья. Одна из таких причин - отсутствие соответствующих знаний у родителей, а также острый дефицит времени, постоянно испытываемый взрослыми. За неимением возможности приготовить полноценную еду ребенку предлагают фастфуд, пельмени, макароны, сосиски. Причем нерациональное, несбалансированное питание детей - проблема семей не, только малообеспеченных, но и с высоким уровнем дохода, т. к. в таких семьях довольно часто представления о том, что нужно ребенку, деформированы.

В настоящее время развернута широкая дискуссия по поводу применения витаминизированных продуктов в питании детей. Специалисты в области педиатрии, гигиены питания, диетологи говорят о необходимости включения таких продуктов в рацион детей, потому что вместе с так называемыми натуральными продуктами ребенок не может получить все, что ему требуется для нормального развития. Например, чтобы восполнить запас витамина В-2, нужно съесть 1,5 кг черного хлеба или 1,5 кг мяса. Какой малыш в состоянии это сделать? И каким должен быть бюджет ДОУ, чтобы обеспечить такие условия питания? Это нереально.

Согласно данным, опубликованным английскими учеными, за последние 100 лет содержание витаминов и минеральных веществ, например, в таком овоще, как капуста, снизилось в 10 раз. Причины тому - истощение почвы, применение более интенсивных технологий возделывания. Следовательно, если раньше наши предки могли получить все, что им требовалось для нормального функционирования, вместе с продуктом, естественно произрастающим, то в современном мире это невозможно.

Следующая проблема – формирование правильного отношения к пище у детей. Приходится преодолевать привычку есть соленое, жареное, жирное, копченое, острое, сладкое, сложившуюся во многих семьях. Гораздо проще приучить к правильному питанию малыша полутора- трех лет. Потому что четырехлетний ребенок уже подвержен действию стереотипа, у него сформирован характер, свое мнение.

При проведении опроса, детям задали вопрос: «Назовите особенное, любимое вами блюдо. Что бы вы хотели видеть у себя на праздничном столе?» И дети ответили: «Сосиски с макаронами». Получается, что у детей не развит еще и кругозор, потому что дома их кормят однотипно. В лучшем случае котлеты, картошка, в худшем – сосиски, макароны, пельмени. Следовательно, формирование правильного отношения к пище – одна из сложнейших задач в настоящее время.

Организация питания в ДОУ преследует две цели: накормить ребенка в соответствии с физиологическими потребностями его организма и сформировать у него правильный стереотип пищевого поведения. Он должен научиться любить полезное, потому что с собой бороться невозможно. Единственный способ долго и полноценно жить – это любить то, что тебе полезно. А это закладывается в детстве. Начинать с детей правильнее и легче, потому что проникновение правильной идеологии питания в семье идет через детей.

Другое важное условие - полезный продукт должен быть вкусным и выглядеть аппетитно. Поэтому при создании новых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности нужно стремиться к тому, чтобы они были приятны и привычны детям. Малыши консервативны. Если они что-то привыкли есть, им нужно дать именно это. Новую еду они едят очень плохо, долго к ней привыкают. При поступлении детей в детский сад вновь малыши предпочтение отдают первому блюду. Запеканки, пудинги, овощное рагу воспринимаются как нечто незнакомое, чужеродное, неправильное. Но со временем детей в детском саду приучают ко многим блюдам, которые они не получают в семье, и они становятся для них любимыми. В настоящее время проходит такой же этап привыкания к морской капусте. Этот продукт важен для детей, он содержит йод, причем в органической природной форме. Йод участвует в построении гормонов щитовидной железы, активно влияет на физическое и психическое состояние человека. Но в рационе питания в семьях его практически не используют.

Одним из моментов профилактики ряда заболеваний у дошкольников является соблюдение национально-территориального принципа питания детей. Так на территории районов приближенных к Крайнему Северу у детей часто развиваются анемия, снижается острота зрения, появляется кариес зубов. В то же время флора Крайнего Севера и районы, приближенные к нему, районы Сибири дают широкие возможности использовать в питании детей разнообразные дикорастущие ягоды (бруснику, чернику, морошку, клюкву, красную смородину, что позволяет значительно обогащать детские рационы витаминами и микроэлементами. А также рационально использовать такие продукты питания местной сырьевой базы, как оленина, речные породы рыб, которые содержат большое количество минеральных веществ, редких микроэлементов.

В организации питании детей, посещающих дошкольные учреждения, очень большое значение имеет обеспечение преемственности между дошкольным учреждением и семьей ребенка. С этой целью родители должны получать необходимую информацию о том, как организованно питание в учреждении, иметь конкретные сведения о составе питания, которое ребенок получил в течение дня. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают дневное меню для родителей. При составлении детского рациона на выходные, праздничные дни, на время отпуска лучше ориентироваться на тот набор продуктов, который предусмотрен для детей в дошкольных учреждениях. Чтобы не нарушался режим питания дошкольника, надо предупреждать родителей, чтобы утром, до отправления в детский сад, они не кормили ребенка, так как это приведет к снижению аппетита и ребенок будет плохо завтракать в группе. Однако если ребенка приводят в детский сад очень рано, ему можно дать дома стакан кефира или молока с небольшим кусочком хлеба, а также какие-либо фрукты.

Правильное развитие ребенка требует полноценного питания. При этом поступление пищевых веществ в организм должно быть регулярным (через определенные промежутки времени: 3,5-4 часа, достаточным (отвечающим физиологическим возрастным потребностям) и сбалансированным (в определенном отношении друг к другу). Как недостаточное, так и избыточное питание наносит определенный ущерб здоровью ребенка. При излишнем употреблении даже очень полезных и биологически полноценных продуктов у него могут возникнуть серьезные нарушения желудочно-кишечного тракта и другие отклонения. Длительное нарушение равновесия между поступающим в организм отдельных пищевых веществ приводит к нарушению процессов их усвоения, превращения и выведения в виде продуктов распада. В рационах детей всех возрастных групп важно не превышать рекомендуемые нормы сахара, круп, муки, хлебобулочных и кондитерских изделий. Так, количество сахара для детей в возрасте 1-3 лет должно составлять не более 50 гр в сутки, 3-7 лет- 55 гр, количество круп (включая и макаронные изделия) - соответственно 30, 45 гр, муки-15, 25 гр, хлеба пшеничного- 50, 100 гр, хлеба ржаного-30, 60 гр, кондитерских изделий- 5, 10 гр. Однако указанные нормы продуктов не являются абсолютными. В жизни часто приходится учитывать многие факторы - сложившиеся традиции, привычки, возможности семьи, вкусы ребенка, сезон года и многое другое. И все же важно не допускать больших перерывов в использовании того или иного продукта и постараться в течение нескольких дней полностью включить весь рекомендуемый их набор. Так, молоко, хлеб, сахар, масло лучше давать детям ежедневно в количестве, примерно соответствующем рекомендуемым нормам; мясо можно один день дать в половинном, а на другой день - в полуторном количестве; творог, сметану, сыр, удобно давать через день (в двойном количестве, рыбу, кондитерские изделия - через 2-3 дня и т. п. Количеством фруктов и овощей можно варьировать, но все, же желательно, чтобы ребенок получал их ежедневно, в том числе и в свежем виде.

Очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, состояние его здоровья, повышенную потребность в некоторых пищевых веществах, хорошую или плохую переносимость отдельных продуктов.

При приготовлении пищи для дошкольников, всегда придерживайтесь трех простых правил: следите за режимом питания ребенка, готовьте сбалансированные блюда с достаточным количеством энергетической ценности. Проявляйте фантазию, ведь еда должна быть вкусной и разнообразной. При этом важно, чтобы большую часть рациона (не меньше) составляла горячая пища. Правильным считается режим, в котором предусмотрено пятиразовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. Желательно продумывать меню таким образом, чтобы 25% суточной нормы калорийности припадало на завтраки, 40% - на обед, 15%- на полдник и 20% - на ужин. Прежде всего питание дошкольника должно быть безопасным. Лучше всего взять себе за правило пробовать детскую еду перед подачей ребенку. Часто бывают случаи, когда ребенок наотрез отказывается от приема пищи, есть какие-то продукты. В этом случае нужно поговорить с ребенком, выяснить причину отказа. Можно и нужно немного схитрить, изменить рецепт, ни в коем случае нельзя ругать ребенка или запугивать - это не поможет и лишь спровоцирует неприязнь к еде. В завершении напомню одну простую истину: чтобы не готовить еду для ребенка отдельно, приучите себя и своих близких употреблять здоровую и рациональную пищу.

Подготовила заведующий ДОУ Л. М. Петрова (Использовала статьи К. С. Ладодо, Л. В. Дружининой).

Публикации по теме:

Игра «Подбери к знаку»Игра «Подбери к знаку» Игра для детей старшего дошкольного возраста. Игру можно использовать при изучении тем: «Одежда», «Электроприборы», «Продукты питания».

Перспективный план проекта «Здоровое питание» Цель проекта: формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму, об организации правильного здорового питания.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация питания в МБДОУ
Опубликовано: 25 марта 2013 в 09:28
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...