Организация планирования познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста

юлия пятницкая
Организация планирования познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста

Младший возраст

Средний возраст

Сентябрь

1. Наблюдение за движением транспорта

Цель: продолжать формировать представления детей об основных характеристиках движения, учить соотносить с окружающей действительностью, развивать пространственные отношения, внимание, любознательность путем наблюдения за движением транспорта.

2. Тематическая беседа «Быстрее, выше, сильнее»

Цель: продолжать закреплять знания детей об основных характеристиках движения: вперед, назад, вверх, вниз, влево, вправо, быстрее, медленнее; учить обобщать полученные знания и применять в речи слова, характеризующие движение; пополнять активный словарь детей, развивать способности детей описывать действия, изображенные на картинке.

3. Опыт с машинками

Цель: закреплять знания детей об основных характеристиках движения, учить выполнять словесные указания воспитателя и проговаривать свои действия с игрушкой, развивать способность действовать по образцу и самостоятельно, воспитывать чувство ответственности и внимания на дороге.

4. Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь»

Цель: по ходу игры закреплять знания детей о том, что быстрое движение не всегда приводит к победе, развивать ловкость, быстроту реакции, воспитывать уважение к победе других детей.

Ход игры: вместе с воспитателем выбирают ведущего, он стоит спиной к остальным детям и говорит слова: «Тише едешь, дальше будешь,

А приедешь, все забудешь»

В это время дети двигаются в направлении ведущего с разной скоростью. После произнесения слов ведущий поворачивается, а дети останавливаются. Если ребенок не успел затормозить вовремя, а ведущий его заметил, то он возвращается на исходную позицию. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до ведущего и дотронется до его плеча.

Октябрь

1. Наблюдение за листопадом

Цель: рассказать детям о том, почему листья желтеют; учить рассматривать, сравнивать и описывать листья от разных деревьев; развивать умение использовать художественное слово, наблюдательность; закреплять знания о переменах в природе, о природных явлениях.

1. Тематическая беседа «Что такое магнит?»

Цель: познакомить детей с магнитом, его свойством все притягивать, продолжать закреплять знания детей о том, из какого материала сделаны предметы, развивать интерес к физике вещей, способность делать выводы, анализировать, воспитывать умение правильно отвечать на вопросы воспитателя.

2. Опыт с магнитом

Цель: дать представление об основных физических явлениях: магнитном притяжении – магнит притягивает только металлические предметы, маленький магнит притягивает только маленькие предметы, большой магнит притягивает крупные предметы, развивать интерес детей к экспериментальной деятельности, пополнять активный словарь детей: магнит, притяжение; воспитывать правильное поведение при работе в коллективе.

3. Дидактическая игра «Что притягивается, что не притягивается?»

Цель: закреплять знания детей о магнитном притяжении, о материалах, из которых сделаны предметы, учить анализировать, обобщать, отвечать на вопросы воспитателя, развивать интерес к дидактическим играм, воспитывать уважение к деятельности других детей.

Ход игры: дети садятся полукругом, воспитатель достает две коробочки, в которых лежат разные предметы: металлический шарик, бумага, пластмасса, резинка, стекло и т. д. Воспитатель поочередно достает предметы и показывает их детям, а они должны сказать притянет магнит этот предмет или нет, и почему.

Ноябрь

1. Наблюдение за заходом солнца

Цель: дать представление о таком природном явлении как заход солнца, рассказать, в какое время суток можно его увидеть, что делают люди и животные после захода солнца, развивать внимание, способность слушать и слышать воспитателя.

2. Тематическая беседа «Восход и заход солнца»

Цель: дать представления о таких природных явлениях как восход и заход солнца; объяснить, когда происходят эти явления, как меняется день, когда они наступают, продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, расширять и пополнять активный словарь детей: восход, заход; развивать интерес к происходящим изменениям в течении суток, воспитывать умение слушать других детей.

3. Опыт с лампой

Цель: на примере опыта объяснить детям ход вещей в природе, развивать интерес к происходящему, способность детей анализировать увиденное, помочь понять те изменения, которые происходят в жизни всего живого на земле с наступлением восхода и захода солнца.

4. Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Цель: в ходе игры закрепить знания детей о времени суток и изменениях, которые происходят в разное время суток, развивать интерес детей в использовании знаний об окружающем мире и умение использовать их в игровой деятельности, закрепить знания о режиме дня.

Ход игры: по ходу игры воспитатель задает детям вопросы типа: «Мама укладывает деток спать. В какое время суток она это делает?»

Декабрь

1. Наблюдение за льдом. Рассматривание пластинки льда.

Цель: закреплять знания детей о свойствах льда, дать представление о том, что лед – это замерзшая вода, закреплять знания о том, почему вода замерзает и появляется лед, развивать способность детей отвечать на поставленный вопрос развернутым ответом.

2. Тематическая беседа «Какой бывает лед?»

Цель: закрепить представления детей о том, что такое лед, о его свойствах – скользкий, гладкий, холодный прозрачный, цветной; учить отвечать на вопросы развернутым ответом, используя уже полученные знания и опыт; развивать способность анализировать, рассуждать; воспитывать осторожное обращение со льдом.

3. Опыт «Замораживание воды»

Цель: закреплять представления детей о том, что лед – это замороженная вода, развивать интерес к экспериментальной деятельности, развивать способность работать в коллективе, не мешая друг другу, развивать наблюдательность, умение замечать произошедшие перемены.

«Ты, мороз, давай, давай,

Холод посильнее,

А водичка замерзай,

Будет веселее!»

4. Дидактическая игра «Кривое зеркало»

Цель: в ходе игры дать представление детям о том, что через тонкую пластинку льда видно, как через стекло, а через толстую изображение искривляется.

Ход игры: дети рассматривают пластинки льда и рассказывают, что они видят через нее.

Январь

1. Наблюдение за снегом

Цель: дать представление о том, что снег падает всегда вниз, снежинками или хлопьями; снег холодный, легкий, белый, иногда сверкает на солнце, может быть рыхлым, тогда из него можно лепить, а может быть рассыпчатым; закрепить знания о том, что снег тает в тепле и превращается в воду.

2. Тематическая беседа по картине «Зимние забавы»

Цель: закреплять знания детей о том, что снег выпадает зимой, дать представления о зимних играх детей – катание на санках с горки, на коньках, лыжах, лепка снежной бабы и снеговиков; развивать способность детей составлять небольшие рассказы про зимние по образцу воспитателя, расширять и пополнять активный словарь детей, воспитывать уважение к рассказчику.

3. Опыт «Сходство песка со снегом»

Цель: продолжать учить пользоваться экспериментальным инвентарем. Закрепить представления детей о свойствах песка и снега. Учить элементам сравнения, анализа и синтеза. На примере учить показывать и называть отличия песка от снега, их сходство. Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

4. Дидактическая игра «Куличики из песка и снега»

Цель: закреплять представления детей о том, чем отличается песок от снега, и чем они похожи. Продолжать учить называть отличия и сходства двух веществ, проводя с ними игровые манипуляции.

Ход игры: Воспитатель приглашает двух кукол – Маша и Таня. Дети предлагают накормить кукол, но у них разные вкусы. Дети делятся на команды и «лепят» куличики (одна команда – из песка, другая – из снега). Затем нужно объяснить, чем же они отличаются.

Февраль:

1. Наблюдение за ветром.

Цель: продолжать учить называть природные явления, правильно называя сказуемое тождественное подлежащему (ветер дует, закреплять знания о том, что ветер бывает сильный и слабый, активизировать словарь детей словами: ветер, ветерок, ветрище. Дать представление о том, что ветер бывает теплым и холодным.

2. Тематическая беседа о двух ветрах.

Цель: поближе познакомить со стихией воздуха. Дать понять о взаимосвязи всего живого на Земле. Развивать творческое воображение, память, посредством д/и «Сильный-слабый», продолжать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, давая по возможности описание ветра.

3. Опыт с султанчиком.

Цель: продолжать знакомить с функцией султанчика, развивать способность правильно пользоваться и называть свои действия с ним, дать представление о том, что в феврале ленточки султанчика движутся сильнее, порывами, в одну сторону. Показать взаимосвязь ветра, времени года и работой султанчика. Развивать умение описывать увиденное.

4. Игра – имитация «Где ты, Ветер, побывал?»

Цель: учить детей показывать разный характер ветра, используя имитационные движения, развивать творческое воображение, постараться раскрепостить детей, дать полную свободу действий.

Ход игры: Воспитатель загадывает загадку: «Не конь, а по полю гуляет,

Не птица, а в небе летает»

Затем предлагает детям различные ситуации: «Подул сильный ветер», «Ветер ослаб», «Ветер утих, в лесу тихо», «Ветер побывал в поле», «Ветер побывл на море». После этого можно предложить детям нарисовать, где ветер побывал.

Март

1. Наблюдение за горизонтом.

Цель: дать детям представление о таких понятиях как «далеко», «близко», учить называть объекты, которые находятся далеко и близко, активизировать словарь детей, используя слова «дальше», «ближе». Познакомить со словом «горизонт», его понятием, используя при этом вопросы к детям: «Где встречаются земля и небо?», «Где это – далеко или близко?».

2. Тематическая беседа по прочитанной сказке «Снеговик»

Цель: уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе. Развивать память посредством использования мимических упражнений, внимание, чтобы дети не только слушали, но и слышали, закреплять представления о свойствах снега, воспитывать доброту в отношениях.

3. Опыт «Далеко – близко»

Цель: познакомить детей с биноклем, его свойствами, назначением, умением пользоваться им правильно, активизировать словарь детей «ближе», «дальше». Познакомить детей с видами биноклей: полевой, театральный, морской. Развивать интерес к процессу экспериментирования, любознательность, желание задавать вопросы и отвечать. Воспитывать бережное отношение при использовании бинокля.

4. Дидактическая игра: «Тонет – не тонет»

Цель: уточнить знания детей о воде, ее свойствах: холодная, теплая, прозрачная, чистая, грязная. Закреплять знания о том, что не все предметы тонут в воде, из какого материала сделаны предметы, которые не тонут.

Ход игры: сначала воспитатель читает стихотворение: «Бежит, журчит ручей

Ничей, чуть стает снежок,

Через поле – лужок»

Затем показывая различные предметы, предлагает опустить в таз с водой. Дети опускают предметы, смотрят, какой тонет, а какой - нет. После этого дети объясняют, из чего сделан предмет, почему он тонет/не тонет.

Апрель

1. Наблюдение за неживой природой (земля, песок, камни)

Цель: закрепить знания детей о неживой природе, о ее взаимосвязи со всеми живыми существами, напомнить, какую функцию выполняет земля (в ней прорастают семена, песок (его добавляют в землю, чтобы она дышала, камни (нужны, чтобы земля не обваливалась). Развивать желание использовать в игре эти элементы неживой природы.

2. Беседа после рассматривания иллюстраций

Цель: продолжать учить детей рассматривать картинки с изображением природы, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы самому, развивать любознательность, наводя его на вопросы, активную речь, используя в речи новые слова, расширять словарь детей, развивать умение сравнивать, анализировать. Воспитывать бережное отношение к природе.

3. Опыт «Что для чего нужно?»

Цель: закреплять представления детей о назначении земли, песка и камней в природе: земля – чтобы расти, песок- чтобы земля была лучше, камни – дренаж; их свойствах: камень твердый, неровный, разной формы, цвета и размера; песок желтый, мелкий, сыпучий; земля мягкая, черная, сыпучая, пушистая. Уточнить, похожи ли земля, песок и камни друг на друга, чем отличаются.

4. Подвижная игра «По камушкам»

Цель: закрепить в активной речи детей речевые обороты камень, по камушкам, каменный и пр., закреплять умение детей прыгать на одной ноге, развивать ловкость, упражнять в равновесии.

Ход игры: Дети (лягушки) прыгают на берегу. Воспитатель (цапля) строго смотрит на них. По команде воспитателя цапля идет по болоту, высматривая лягушек. Дети прыгают на одной ноге, приговаривая при этом: «По камушкам». Лягушка, которая встала на две ноги, считается съеденной.

Май

1. Наблюдение за солнечными бликами в лужах.

Цель: обратить внимание детей на солнечных зайчиков в лужах; рассказать о том, что это солнечные лучи, которые отражаются в воде; познакомить с понятием «отражение света», развивать интерес к явлениям природы, используя закрепление в игровых действиях.

2. Беседа «Гроза и дождь»

Цель: закрепить представления детей о таких природных явлениях как дождь и гроза; повторить их основные признаки; дать представление о том, чем дождь отличается от грозы (гроза – понятие более широкое, включающее в себя не только дождь, но и молнию, и гром); развивать интерес детей к природным явлениям, закреплять правила поведения при дожде и грозе.

3. Опыт с лупой

Цель: познакомить детей с лупой, ее свойствами, способом применения; учить пользоваться лупой как в экспериментальной, так и в игровой деятельности; пополнять словарный запас детей такими словами, как «увеличить», «лупа», закреплять в речи детей слова-сравнения: «больше-меньше»; развивать интерес к экспериментированию, воспитывать доброжелательное отношение к другим детям.

4. Игра малой подвижности «Большие и маленькие»

Цель: закреплять знания детей о лупе, ее свойствах, способе применения, развивать творческие способности детей, используя пантомимику, элементы психогимнастики; учить детей действиями выражать те или иные свойства объекта.

Ход игры: Воспитатель держит в руках лупу, а дети придумывают себе образ (животное, растение, предмет). Воспитатель читает стихотворение:

Я иду, иду, иду,

Ничего я не найду.

Стоит в руки лупу взять,

Всех смогу я увидать.

Дети встают и принимают ту или иную позу, а воспитатель отгадывает, что изображает ребенок.

Публикации по теме:

Проекты в детском саду 10 (ссылки на материалы) Проекты в детском саду 10 (ссылки на материалы) Проект «По сказочным тропинкам лета» (театрализованная деятельность) Проект " Изучаем свои.

Все ранее опубликованные мои статьи Планирование экспериментальной деятельности в ДОУЦиклограмма деятельности в 1 младшей группеПрогулка с использованием проектного.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Организация планирования познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 августа 2013 в 15:20
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Совместное творчество родителей на тему «Зимняя сказка»
"Смешарики ждут встречи с Новым годом"Катя П. с мамой Декабрь всегда богат на художественное творчество детей, помимо основных занятий на которых...
«Дед Мороз» календарь ожидания Нового года своими руками.
Накануне Нового года чтобы помочь детям скрасить период ожидания чудесного праздника я решила сделать в группе календарь ожидания . Дети у нас...
Развивающая книга «Что ни рукавичка, то интересная страничка «Загадки». Фотоотчет об...
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня представляю Вашему вниманию свое многофункциональное дидактическое пособие - развивающую книжку «Что ни рукавичка,...
Открытка «С Новым годом!» своими руками. Мастер-класс
Мастер – класс рассчитан на детей среднего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Назначение: в качестве подарка, украшения интерьера...
Мастер-класс по изготовлению новогодних гномиков из соленого теста. +проверенный...
Сперва делаем тесто. Тесто для лепки - удивительный материал, который можно легко сделать дома. Создав массу для лепки самостоятельно вы будете на 100%...