Папки-передвижки

Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОО.

Татьяна Исмакова
Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОО.

Исмакова Татьяна Александровна – воспитатель,

Головина Ирина Григорьевна – воспитатель

СП ГБОУ СОШ с. Новокуровка

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Познавательно – исследовательская деятельность, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОО,» размещена в разделах

Детский сад - первая и очень важная ступень в системе образования. От того, кто будет воспитывать ребенка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь.

При правильной организации учебного процесса формируется кругозор дошкольников и обеспечивается видение целостной картины мира. Дети учатся рассматривать любые явления с разных точек зрения. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности. Именно в этом возрасте, каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Развитие ребенка зависит от его познавательной активности.

Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития познавательно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Проводя занятия с детьми в форме познавательно-исследовательской деятельности, мы ставим определенные конкретные задачи:

развитие познавательной инициативы ребёнка (любознательности);

освоение ребё нком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных, пространственных и временных отношений;

развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;

расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений.

Мы считаем, что в познавательно - исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремимся учить не всему, а главному.

В процессе исследования:

дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения;

развивается речь ребёнка;

происходит накопление фонда умственных приёмов и операций;

формируется самостоятельность;

развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки;

стимулирует детей к коммуникации (работая сообща, обсуждая проблемы, рассуждая, споря, дети овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга и себя);

помогает установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.

Технология нашего опыта заключается в особенной организации совместной деятельности взрослого с детьми. Опираясь на любознательность детей, мы решили проводить занятия в форме познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, развёртывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Здесь уместна партнерская позиция воспитателя, которая способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно. Вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту. Партнер – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением.

Занятия познавательного цикла можно разделить на типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию. Каждый из обозначенных типов исследования, работая в целом на познавательное развитие ребенка, создает наиболее благоприятные условия для реализации той или иной развивающей задачи. Чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность, занятие выстраивается в определенной последовательности. Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, мы придерживаюсь следующей последовательности этапов исследования.

Структура занятия:

привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования;

обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями (часть исследовательской работы дети осуществляют индивидуально, парами или разбившись на небольшие подгруппы);

предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

В процессе нашей работы, мы пришли к выводу, что познавательно - исследовательская деятельность : во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

«Литература»

1. О. В. Дыбина «Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» – М. : 2005.

2. Н. А. Короткова «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» – журнал «Ребенок в детском саду» № 1, 2002 г.

3. А. И. Савенков «Теория и практика применения исследовательских методов обучения в дошкольном образовании».

Публикации по теме:

Организация поисково-исследовательской деятельности на прогулке Ребенок по природе своей – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Насекомые» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Буратино» станицы Юго - Северной муниципального образования.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо-Лимон» НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Чудо-ЛИМОН» МБДОУ №52 «Белочка» г. Якутска Воспитатель: Сантаева Юлия Станиславовна.

Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста Деятельность присуща детям от рождения. Самый лучший метод познания – это самостоятельная деятельность детей. Исследовательская деятельность.

Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Е. С. Кононова, воспитатель ЧДОУ "Родничок".

Организация экспериментально-исследовательской деятельностиОрганизация экспериментально-исследовательской деятельности Дети по своей природе постоянно находятся в поиске новых впечатлений, у них огромное желание самостоятельно исследовать окружающий мир.

Консультация для воспитателей «Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников» Детское экспериментирование – это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н. Н. Поддъяков).

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Стекло и пластмасса»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Стекло и пластмасса» Стекло и пластмасс. Цель: Познакомить детей со свойствами стекла и пластмасса. Познакомить с профессией стеклодув. Ход занятия: На столике.

Рабочая программа по познавательно-исследовательской деятельности Познавательно-исследовательская деятельность. Раздел Объект Название и цель опыта Сентябрь Неживая природа песок 1. Песочная страна.

Роль познавательно-исследовательской деятельности в воспитании детей Роль познавательно-исследовательской деятельности в воспитании детей. Мозгарева О. А., воспитатель МБДОУ ДС №29 «Солнышко», г. Туапсе Цель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОО.
Опубликовано: 28 февраля 2016 в 18:44
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД