МААМ-картинки

Организация предметно игровой среды в детском саду

Айгуль Сираева
Организация предметно игровой среды в детском саду

Требования к предметно-пространственной среде1, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, направлены на поддержку инициативы детей во всех видах детской деятельности. Так, организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);

Публикация «Организация предметно игровой среды в детском саду» размещена в разделах

двигательную активность, в т. ч. развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения дошкольников.

Для реализации данных задач предметно-пространственная среда ДОО должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Главный критерий — содержательная насыщенность среды, согласно которому основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляют не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности — как совместной, так и самостоятельной. К ним относятся игровая, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность.

Необходимо также обеспечить двигательную активность детей как условие их полноценного физического развития. Соответственно предметная среда ДОО должна быть разработана прежде всего для данных видов деятельности, т. е. включать необходимые и достаточные предметы и оборудование. При этом материалы должны соответствовать возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с учетом возраста воспитанниковв конкретной группе ДОО и развивающего потенциала игрушек и игровых материалов.

Эстетика оформления ДОО

В последнее время отмечается весьма благоприятная тенденция приблизить условия пребывания детей в дошкольной образовательной организации к домашним. Обстановка детских садов становится все более уютной и эстетичной. И это очень важно, поскольку она помогает комфортному самоощущению детей и оказывает влияние на их эстетическое воспитание.

В некоторых ДОО появляются уютные уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего интерьера. В отдельных детских садах используется музыкальное сопровождение (в т. ч. классическая музыка) в разных режимных моментах как в помещении, так и на участке, что создает благоприятный эмоциональный фон и знакомит детей с лучшими образцами музыкального искусства. Все это позитивно влияет на эмоциональное благополучие дошкольников, формирует у них чувство уверенности и защищенности. Этому же способствует экспонирование фотографий детей и членов их семей, а также выставки детских рисунков, которые практикуются во многих ДОО.

Воспитанникам нужно пространство для свободной деятельности и физических действиий. Важно, чтобы помещение украшали их собственные поделки, рисунки, любимые картинки и предметы.

Во многих садах стены разрисованы пейзажами, картинами из сказок или фильмов. При этом они, как правило, не слишком высокого качества, быстро надоедают, утомляют и детей, и взрослых, а убрать их сложно (для этого нужно делать ремонт). Украшения на стенах и декоративные элементы должны быть заменяемыми и понятными для дошкольников.

Очень важно, чтобы дети (в особенности старшие дошкольники) принимали участие в оформлении помещения своей группы. Между тем воспитатели, украшая пространство детского сада, ориентируются в основном на собственные эстетические представления и проверяющие комиссии, не учитывая тот факт, что детская эстетика имеет свою специфику, и их собственные вкусы далеко не всегда совпадают с потребностями детей.

Гибкость и возможность трансформации в использовании пространства является одним из главных требований в организации предметной среды ДОО. Многофункциональное использование мест для игровой деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с дефицитом площади.

Между тем в большинстве детских садов практикуется жесткое зонирование помещений, зачастую провоцирующее учебно-дисциплинарные формы работы с воспитанниками.

Запрет на перемещение столов и стульев воспитанниками, а также использование их в игровой деятельности существенно обедняет возможности свободной игры. Детские стульчики и столы незаменимы в создании пространства игры — ведущей деятельности дошкольного возраста. Возможность свободного использования детской мебели, мягких модулей и тканей могла бы позволить существенно сэкономить на закупке дополнительного игрового оборудования, а для детей это незаменимый опыт самостоятельного творческого преобразования действительности, активного освоения пространства своей жизни.

К нежелательным стереотипам, резко ограничивающим гибкость пространства, также относятся традиционные стационарные игровые уголки для сюжетных игр с фиксированными темами и сюжетами: «Кухня», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д. Подобные конструкции превращают сюжетно-ролевую игру в некий стереотип, вносят в нее штампы, препятствующие проявлению самостоятельного игрового творчества по созданию игрового пространства. Содержание игрового уголка должно быть более мобильным, регулярно обновляться, создавая основу для выбора и развития разнообразных сюжетов детских игр. Современные трансформируемые и мягкие модули создают прекрасные условия для организации игрового пространства разнообразной тематики самими детьми.

Жесткость в организации пространства не позволяет создавать некоторые важные для дошкольников функциональные зоны. Так, в большинстве детских садов отсутствуют уголки уединения, что делает пребывание ребенка в группе психологически напряженным, снижает его эмоциональный настрой и в целом нарушает право на отдых. Дошкольник находится в группе из 20–25 детей на протяжении 9–10 ч. Это достаточно мощная нагрузка на зрительное и слуховое восприятие, а также на эмоциональную сферу воспитанника. Дети младшего дошкольного возраста особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Старшие дошкольники часто испытывают потребность в отстаивании своих психологических границ. Граница уединения может быть даже условной (например, стол закрывается полупрозрачной тканью, и ребенок уже чувствует себя в большей безопасности и покое). Место для чтения, оборудованное мягким диваном и полкой с книгами, мягкие модули-качалки также будут удачным решением данной проблемы.

В большинстве ДОО отсутствует также зона самостоятельного экспериментирования. Это существенно обедняет возможности развития детей дошкольного возраста. Наблюдение за физическими явлениями и объектами отвечает познавательным потребностям дошкольников. В группе можно организовать невысокий стеллаж с отделами для хранения различных материалов или динамических игрушек (кегельбанов, волчков, игр с магнитами и т. д.). Эта зона может находиться рядом с творческой зоной или составлять с ней единое пространство.

К сожалению, в большинстве детских садов отсутствуют специальные предметы и материалы, которые позволяют изменять структуру и функции пространства и делают среду гибкой и трансформируемой: ширмы, легкие скамейки, шатры, занавеси, модульная мебель и т. д. Эти простые и недорогие предметы могли бы существенно расширить функции помещения группы.

Использование участка ДОО

Дошкольные образовательные организации, как правило, недостаточно эффективно используют участок в педагогическом процессе. Он предназначается для прогулки детей, чаще всего содержит стандартный набор оборудования — песочница, беседка, игровой домик, реже — сооружения для лазания. Вся территория участка разбита на несколько площадок, закрепленных за определенной возрастной группой. Однако организация пространства участка определяется его назначением, т. е. тем, что могут делать на нем дошкольники.

Дети в возрасте от 3 до 7 лет на прогулке не только дышат свежим воздухом, но и становятся активными участниками разных видов деятельности. К ним относятся:

физическая активность: бег, лазание, прыгание, катание на велосипедах и самокатах, а также катание машин, тележек, колясок и т. д. ;

• подвижные игры с правилами;

• сюжетные игры;

• экспериментирование с различными природными средами и объектами;

• общение со сверстниками;

• трудовые элементы (занятия с землей, выращивание растений и т. д.).

Каждая из этих деятельностей требует создание специальных условий и оборудования, которые часто отсутствуют. Лишь в отдельных ДОО дети вовлечены в озеленение участка, на территории создаются уголки-огороды, цветники, «уголки» сада (кусты, деревья, которые могут использоваться для развития у ребенка основ экологического сознания.

Достаточно редко на участке оборудуется пространство для свободной игровой деятельности. А ведь именно на прогулке дети могут и должны играть в сюжетные игры, поскольку часто в образовательной программе, принятой детским садом, существует дефицит времени для свободной игры.

Для сюжетной игры на улице прежде всего требуются домики или укрытия. Это может быть как классический домик (пластиковый, бревенчатый или дощатый, так и беседка, или детский городок, где площадки на возвышениях становятся жилищами. Домиками могут быть также элементы растительного ландшафта — высокий кустарник, сплетенные ветви деревьев. На улице более богатая возможность использования предметов-заместителей (палочки, веточки, камушки, листья могут стать в игре чем угодно).

Для режиссерских игр воспитанники часто используют пространство песочницы (ее бортики, а также поверхность стола в беседке. Некоторые деревья (например, дубы, каштаны, боярышник) осенью дают плоды, которые могут стать пищей для кукол, зверей или грузами для транспортных средств. Дети любят играть у стволов деревьев или больших пней, которые превращаются в «место жительства» маленьких игрушек. Особой привлекательностью в любое время года обладают кусты, поскольку они создают иллюзию замкнутого помещения и помогают созданию игрового пространства.

Очень важно, чтобы дошкольники на прогулке могли передвигаться по всему участку и общаться с представителями других групп. Участок детского сада — единственное пространство для встречи со старшими и младшими товарищами. Это очень важное место, здесь можно играть по своему желанию, свободно перемещаться в открытом пространстве и выбирать себе партнеров по игре и общению.

Разновозрастное общение чрезвычайно полезно для развития всех сфер личности ребенка.

Важность разновозрастного общения не ограничивается прогулками. Оно необходимо и внутри помещения, в повседневной жизни воспитанников. социальных связей, коммуникативные и познавательные способности.

Принципы правильного подбора игрушек и игровых материалов

Качество игрушек и игровых материалов4 далеко не всегда соответствует психолого-педагогическим требованиям. Игрушек, способствующих развитию, в группах ДОО, как правило, недостаточно. Профессиональное отношение к качеству игрушек и оборудования предполагает отбор педагогически ценных образцов (полифункциональных, развивающих, качественно выполненных, а также соблюдение принципа их возрастной адресации. Проблема в том, что не все детские сады могут самостоятельно выбирать игровые материалы; нередко они «спускаются сверху», по остаточному принципу. Педагоги преодолевают эти трудности и часто сами делают игрушки, иногда привлекая родителей. Однако это не решает проблему в целом.

Особенно значительные трудности возникают при подборе игрушек, предназначенных для главной деятельности дошкольников — сюжетной игры. Набор кукол в большинстве ДОО крайне однообразный — это преимущественно куклы-девочки и младенцы (пупсы). Кукол, изображающих персонажей разного возраста и профессий, практически нет. Крайне редко встречаются куклы мужского пола, столь важные для мальчиков.

Особое значение имеют так называемые предметы-заместители (неоформленный или природный материал, способствующие развитию у дошкольников воображения, знаково-символической функции мышления. К сожалению, в большей части ДОО они отсутствуют. Детям предлагают муляжи реальных продуктов питания, уменьшенные копии бытовой техники или инструментов, что существенно обедняет их игру.

Еще одна проблема связана с тем, что комплект игрушек и игр остается неизменным в течение всего учебного года. Воспитанники достаточно быстро осваивают имеющийся игровой материал, теряют к ним интерес и скучают даже среди самых хороших игрушек. Разделение игровых комплектов на несколько частей и посменное предъявление их дошкольникам (например, смена игрушек раз в три месяца, по договоренности с детьми) могли бы сделать игровой процесс более разнообразным и эмоционально насыщенным.

К негативным явлениям следует отнести также неразборчивость при комплектовании игрового оборудования с точки зрения его педагогической значимости. Зачастую в детских садах хранятся старые, изношенные игрушки, принесенные родителями.

Немаловажную роль в реализации игровой деятельности детей играет доступность игрового оборудования в помещениях ДОО. Между тем игры и игрушки, особенно новые, зачастую находятся вне зоны доступа. Они экспонируются на верхних полках или заперты в шкафах. В результате дошкольники не могут играть с новыми привлекательными игрушками, которые предназначены не для них, а для украшения детского сада или для проверяющих инстанций. Такое положение дел представляется совершенно абсурдным.

Размещение игровых материалов должно обеспечивать ребенку свободный доступ не только к играм и игрушкам, но и к материалам для рисования, лепки, конструирования, а также удобство их использования.

ждаются в специальных рекомендациях по выбору развивающих настольных игр нового поколения и их применению в условиях детского сада.

Использование компьютеров в работе с дошкольниками

За последнее десятилетие новым веянием в образовательной среде ДОО стало использование компьютеров в работе с детьми. Зачастую их приобретение и применение не связано непосредственно с нуждами образовательного процесса и является своеобразной данью моде. В то же время этот процесс нельзя игнорировать, поэтому следует проанализировать принципы и условия использования компьютеров в педагогической практике.

Важно обратить внимание на то, чтобы содержание компьютерных программ не дублировало уже имеющиеся традиционные дидактические средства. Их эффективность должна быть выше, чем использование традиционных средств воспитания и развития. Только в этом случае появление компьютера в образовательном процессе ДОО может быть оправданным, т. к. работа на нем связана с большим количеством рисков для психического и физического развития ребенка дошкольного возраста.

Прежде всего нужно помнить, что согласно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003, время работы на компьютере для детей дошкольного возраста не должно превышать 10–15 минут.

Игровые программы с длительными затягивающими сюжетами не позволяют прервать игру ребенка через такое короткое время. Наиболее целесообразно приобщать дошкольника (строго после 5 лет) к работе на компьютере не посредством компьютерных игр, а с помощью игровых развивающих заданий, исключающих затягивающий эффект, азарт, эмоциональную включенность.

Программы, созданные по принципу игровых развивающих мини-заданий, каждое из которых представляет собой логически завершенный сюжет, считаются наиболее предпочтительными для детей дошкольного возраста. Они позволяют безболезненно для ребенка прекращать работу на компьютере через необходимый промежуток времени, при этом он успевает выполнить поставленную задачу, получить или увидеть результат своей деятельности, оценку (или поощрение, введенное в компьютерную программу. Примерами заданий такого типа могут быть:

• конструирование или моделирование из готовых объектов, форм, предметов;

• рисование, разукрашивание с помощью специальной палитры и набора инструментов;

• экспериментирование со свойствами объектов и предметов (опыты);

• проектирование сюжетов, мультиков.

Однако в детских садах наблюдается недостаточная готовность педагогов к использованию компьютеров в своей практике, в т. ч. к соблюдению СанПиН с учетом психофизиологических особенностей воспитанников. Используемые программы далеко не всегда соответствуют возрасту и уровню развития детей и самой задаче развития (преобладание развлекательных программ над творческими, отсутствие образности, наглядности, красочности и т. д.).

В случае если педагог не готов к грамотному применению информационных технологий, лучше воздержаться от их введения в образовательную программу. Если в ДОО имеются компьютеры, не содержащие развивающих программ для детей соответствующего возраста, а их использование органически не включается в широкий контекст детских видов деятельности (конструирования, рисования, игры и т. д., то компьютеры становятся лишь дорогостоящим оборудованием. Вместе с тем принцип программированного контроля может быть реализован на гораздо более дешевых носителях — картоне, пластмассе и др.

Следует помнить, что слишком раннее и неграмотное введение в жизнь ребенка компьютерных программ может затормозить и редуцировать нормальное развитие реальной, настоящей игры, в которой осуществляется личностное и психическое развитие дошкольника.

В заключение следует отметить, что развивающую игровую среду не следует отождествлять с материально-технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда соответствуют интересам ребенка и способствуют его развитию. В то же время рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса. Если игровой и дидактический материал представляет собой «выставку» для визитов возможных комиссий, не может использоваться детьми в свободное время, нерегламентированных видах детской деятельности и не соответствует их возрасту, он не становится развивающей средой, а остается лишь материально-техническим обеспечением.

Публикации по теме:

ФГОС «Организация предметно-игрового пространства в детском саду» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов об организации развивающей предметно – пространственной среды в группах в соответствии.

Консультация. Организация предметно-игровой деятельности в детском саду Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Организация предметно-пространственной среды в группе «Мы — нижегородцы» Опыт работы воспитателя Рыжовой Надежды Викторовны Тема: «Мы – Нижегородцы» Организация предметно-пространственной среды в группе по теме.

Организация предметно пространственной образовательной среды Организация предметно пространственной образовательной среды Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает.

Презентация «Организация предметно-пространственной развивающей среды» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом, в организации предметно - пространственной развивающей среды в старшей разновозрастной.

Организация предметно-развивающей среды в группеОрганизация предметно-развивающей среды в группе Организация предметно-развивающей среды в группе «Радуга» Предметно-развивающая среда в детском саду имеет огромное значение для развития.

Организация предметно — развивающей среды в средней группе Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС. Развивающая.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе Особенность развивающей предметно-пространственной среды первой младшей группы – накопление опыта предметно-познавательной и коммуникативной.

Презентация предметно-развивающей среды в детском саду Здесь представлен отчет в виде презентации о проделанной работе за пол года по оформлению и пополнению предметно-пространственной развивающей.

Справка о контроле «Организация предметно-развивающей среды» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно игровой среды в детском саду
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 20:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД