Папки-передвижки

Организация предметно-пространственной среды по направлению развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Галина Гортрамф
Организация предметно-пространственной среды по направлению развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Организация развивающей предметно-пространственной среды по направлению развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

БДОУ «Центр развития ребёнка - Нюксенский ДС»

с. Нюксеница Нюксенского муниципального района

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

В. А. Сухомлинский

Публикация «Организация предметно-пространственной среды по направлению развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Детям с плохо развитой ручной моторикой трудно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой, они быстро устают от лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Всё это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Недостаточность движений ручной моторики, неподготовленность к письму может вызывать негативное отношение к обучению в школе. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Рука имеет самое большое "представительство" в коре головного мозга, в нём есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, они расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику мы активизируем тем самым отделы мозга, отвечающие и за речь.

Одно из требований ФГОС - это современная развивающая предметно-пространственная среда в детском саду - организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, его способностей, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребёнка, создание необходимых для этого условий. Предложенные разработчиками игры, пособия, макеты прекрасно бы использовались в детских садах, но не все могут позволить приобрести их, из-за стоимости и труднодоступности. Личностно-ориентированная модель среды является одним из главных условий её построения в современной дошкольной организации, в которой работает принцип общения взрослого и ребё нка: "Не рядом, не над, а вместе". [ 1:с. 6]

Дети пришли в среднюю группу в летний период в процессе наблюдения мы заметили, что многие неправильно держат ложку, карандаш зажимают в кулак, с играми-шнуровками дети практически не справляются. Движения их обеднённые, неловкие. Исходя из этого, я определила цель своей работы : Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. В своей работе я ставлю следующие задачи:

-Создавать и пополнять развивающую среду в группе для развития мелкой моторики рук

- Активно привлекать родителей для игр с детьми, обучение их пальчиковым играм и самомассажу.

На первом родительском собрании я озвучила проблему и продемонстрировала некоторые пособия, родители поддержали идею создания игровой среды для развития и укрепления детских пальчиков. В раздевалке для родителей оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики, организована фотовыставка, которые периодически меняется.

Развивающую среду нашей группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей “Театр пальчиков”, “Театр рукавичек". Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют “руками” - детскими пальцами. Особую популярность у детей приобрёл "Театр резиновых кукол", сделанных из резиновых перчаток.

Дети нашей группы очень любят игры математического характера:"Блоки Дьенеша", "Чудо-Крестики", "Кубики Никитина", "Танграм", "Палочки Куизенера", "Игры Воскобовича" различные пазлы, они требуют не только внимания, но и точного выполнения задания пальчиками.

В группе есть современные конструкторы с сюжетными персонажами и транспортом. Каждый вечер дети выстраивают целые комплексы домов, автозаправки, гаражи и многое другое.

Конечно можно много рассказывать о некрупных деревянных конструкторах, в нашу группу мы приобрели такие как "Ферма", "Город", в них присутствуют и геометрические фигуры и фигуры с элементами сюжетов. Играя в эти игры дети развивают как общую моторику, так и игровые замыслы, а перерастают эти игры в сюжетно-ролевые.

Также хочется поделиться идеей создания дидактического стола. Это обычный детский столик, в столешнице сделаны отверстия для рук ребёнка, под столешницей находится полочка, куда помещается дидактический материал, в зависимости от игры. На столе лежит картинка, ребёнок подирает карточки или другой материал наощупь с полочки, то что необходимо. Например, дети по принципу домино должны подобрать такую же фигуру, найти её и выложить на дидактический стол. Можно использовать конструктор, "Блоки Дьенеша" и подбирать такие же фигуры или по схеме. Можно использовать и шаблоны. Игры с таким столом развивают мускулатуру пальцев, рук, мышление и воображение, память. Этот столик хорош тем, что его можно переносить в любое место в группе, дети играют друг с другом и самостоятельно.

Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели.

Мы активно внедряем в свою работу проектный метод. Где работа с родителями неотъемлемый раздел. Размышляя над тем, чем же ещё пополнить развивающую среду по развитию мелкой моторики рук мы решили использовать нетрадиционное оборудование. В проекте "Семья" на практическом этапе мы запланировали создание и пополнение развивающей среды по развитию мелкой моторики рук детей с помощью семей.

Родители и дети приносили разные атрибуты из дома, не требующие больших затрат и времени, а среда тем не менее пополнялась. Воспитатели оформляли игры и проводили их с детьми. На всё новое дети реагируют с большим интересом. Им очень нравится играть тем, что они сами создавали или принесли из дому. Это нетрадиционное оборудование не такое красочное, не такое прочное, но вносит свой вклад в развитие пальчиков у детей. Постепенно у нас создавался "Центр развития мелкой моторики рук".

Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

Мы приобрели наборы для творчества и используем их как игры для развития мелкой моторики - бусы, бисер, проволоки, но детали крупные. Дети создают свои композиции, играют в сюжетные и режиссерские игры, занимая время, воспитывая усидчивость, терпение и развивая свои пальчики.

Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами. Нанизывать можно многое: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и тому подобное.

Можно предложить детям выкладывать различные силуэты из мелких предметов : семян, пуговиц, круп, камешков и так далее. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

Используем также мы цветные резинки и доски по принципу игры "Геоконт", с их помощью дети по образцу выстраивают рисунок или композицию. Натягивание резинки требуют мышечного напряжения и внимания.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Мы создали картотеку пальчиковых игр по тематическим неделям нашего планирования, приобретаем иллюстрированные книги, пособия и вместе с детьми сначала рассматриваем, а затем выполняем и разучиваем движения.

Используем и самомассаж для рук у нас создана картотека, дети обучены некоторым видам и уже применяют самостоятельно.

Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.

Песочная терапия.

В играх с песком мы используем мелкие игрушки : животных, куколок, но чаще это машинки. Дети строят разные препятствия, ландшафты, сажают игрушечные деревья, ставят миниатюрные домики.

Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Благодаря текстуре песка, его свойствам дети развивают не только свои пальчики, но и воображение, умение играть в паре, соблюдать правила безопасности и конечно эти игры проходят под контролем воспитателя.

Вырезание ножницами.

Когда дети пришли в среднюю группу они вообще не умели вырезать ножницами, не знали как их правильно держать, делать "шаг", не говоря уже о технике безопасности. Работу по вырезанию пришлось начинать с самого начала с постепенным усложнением. Теперь дети вырезают по контуру, знают некоторые приёмы вырезания снежинок, не у всех конечно получается легко, но работа продолжается.

Аппликации.

Мы постарались приобщить детей к аппликации в самостоятельной деятельности. Давали готовые формы, а образцы у нас находятся в уголке "художественного творчества".

Из вырезанных фигурок дети составляют композиции. Для начала вырезали геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом приклеивали на чистый лист, придавая им какую-либо форму. Получались цветные осмысленные коллажи.

Теперь дети сами каждый вечер вырезают по шаблону, составляют композиции и делают книжки-малышки, дарят их воспитателям или своим близким.

Работа с бумагой. Оригами.

Развитию точных движений и памяти помогает работа с бумагой. Мы начали работать в технике оригами и бумагопластики. Необходимо познакомить детей с инструментами для обработки бумаги, показать приемы сгибания и складывания бумаги.

В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок. Тематика оригами очень разнообразна, идет от простого к сложному.

Лепка из пластилина и солёного теста.

Лепка для детей всегда была хорошим средством для развития мелкой моторики рук. Множество приёмов развивают детскую руку, прививают художественный вкус. Мускулатура рук детей на начало года была слабая и в лепке были свои проблемы, сейчас работая активно над задачами моторики, есть успехи, дети справляются с заданиями, лепят самостоятельно вечерами. Приносят поделки из дома. Это означает, что у детей имеется интерес к этому виду деятельности. Занимаемся мы и элементами пластилинографии, размазываем пластилин по контуру и выкладываем рисунок пластилиновыми шариками.

Шнуровки

Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. Наши родители предложили сделать шнуровки своими руками из подручных материалов, развивая тему мелкой моторики рук. Так у нас появились"Солнышко, ""Цветы", "Причёски" и так далее. Детям в них нравится красочность и разнообразие.

Рисование, раскрашивание.

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов, а так же укрепления пишущей руки. В процессе рисования у детей развиваются аккуратность, творчество, формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Детям нравится работать с раскрасками.

Графические упражнения.

Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, рисуя орнаменты по клеточкам.

Задания со штриховкой, способствуют подготовке руки к письму, что важно при формировании почерка. Игра «От дома к дому», всевозможные "Лабиринты".

В заключении хотелось бы отметить: игр, пособий, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. И главное здесь - учитывать личностно-ориентированный подход к ребёнку. Умелыми пальцы станут не сразу, а постепенно. При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развивается коммуникативные навыки.

Результатами своей работы мы считаем, достижения детей в вырезании ножницами, раскрашивании, активном использовании игр по развитию мелкой моторику рук.

Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями и воспитателями – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Список используемой литературы:

1. Аверин. С. А. Реализуем ФГОС: моделирование развивающей предметно-пространственной среды современной дошкольной организации. Методическое пособие для специалистов дошкольного образования. -М. ;ЗАО ЭЛТИ-КУДИЦ, 2014.

2. Киреева. Л. Г. Организация предметно-развивающей среды : из опыта работы. -Волгоград: Учитель,2009.

3. Педагогическая поддержка воспитания, развития детей раннего возраста в условиях детского сада, семьи: Материалы областных педагогических чтений. – Вологда: Издательский центр ВИРО,2010.

4. Творческая индивидуальность ребёнка в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. -М. ; Вологда: ИЦ ВИРО,2014.

Публикации по теме:

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Цель: Развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста с использованием комплекса художественно – творческой деятельности.

Картотека игр и упражнений с разной крупой, для детей дошкольного возраста, для развития мелкой моторики рук Первое знакомство Прячем ручки Возьмите большую миску, высыпьте в неё крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами.

Мастер-класс. Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возрастаМастер-класс. Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Мастер-класс Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста МБДОУ ДС №479 г. Челябинска Воспитатель.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики младших дошкольников в условиях предметно-пространственной среды группы» Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. Тема моего мастер-класса «Развитие мелкой моторики младших дошкольников.

Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Пальчиковые игры и нетрадиционные техники рисования как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. Пальчиковые.

Пособие «Ёлочка» для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаПособие «Ёлочка» для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Продолжаю тему пособий по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. С самого рождения дети начинают познавать мир.

Проект «Рисование на манной крупе как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста» ПРОЕКТ «Рисование на манной крупе как средство развития мелкой моторики и ловкости рук у детей дошкольного возраста» Актуальность: Учеными.

Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста (4–5 лет). Организация предметно-пространственной среды Особенности организации предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного.

Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста (4–5 лет). Организация предметно-пространственной среды Особенности организации предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-пространственной среды по направлению развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
Опубликовано: 31 октября 2018 в 11:59
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД