Организация предметно-развивающей среды: интеграция содержания игровых уголков с изучением ПДД

наталья егорычева
Организация предметно-развивающей среды: интеграция содержания игровых уголков с изучением ПДД

Учитывая [тот факт, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо организовать целенаправленную работу ДОУ по подготовке к безопасному поведению на дорогах]1. Деятельность детского сада по формированию навыков безопасного поведения на дорогах является комплексной и предусматривает:

Организацию разных видов детской деятельности в режиме дня ДОУ;

• Повышение компетентности родителей посредством партнерских взаимоотношений (взрослые должны знать правила дорожного движения (далее ПДД) для пешеходов и воспитывать дисциплинированных пешеходов);

• Использование в педагогической практике современных образовательных технологий (проектные методы);

• Совершенствование предметно-развивающей среды.

Данная деятельность организуется в соответствии с нормативными документами, в частности с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, утвержденными приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 года № 655 (далее – ФГТ, которыми руководствуется современный детский сад. [ФГТ предусматривают такую образовательную область как «Безопасность», одной из задач которой является «Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортных средств». Ее решение должно осуществляться в интеграции с другими образовательными областями: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье»]2. [Базовым учебным пособием является учебное пособие «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах» под редакцией Р. Ш. Ахмадиева, Е. Е. Воронина и др. Создано оно совместно с сотрудниками Министерства образования и науки Республики Татарстан, работниками ДОУ, ГИБДД]3. Образовательный процесс по ознакомлению с ПДД осуществляется по разработанному плану.

В нашем детском саду создана соответствующая возрастным потребностям детей и деятельностному подходу предметно-развивающая среда по теме безопасности на дорогах, которая поможет формированию устойчивых навыков и самоконтроля в поведении. [В группах оборудованы специальные уголки, в которых имеются: разные виды транспорта, комплекты дорожных знаков (формат А4, коврики дорожного движения, детская художественная литература, методическая литература, дидактические и настольные игры по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и др]4.

В группах младшего дошкольного возраста собраны атрибуты для обучения детей ПДД. В центре сюжетно-ролевых игр: машины, коляски, куклы, тематические атрибуты: жезл, рули, светофор, комплект дорожных знаков, напольный деревянный конструктор, элементы костюмов (накидка «Светофор», каски, фуражка регулировщика). В центре спорта: мячи резиновые, кегли, обручи, атрибуты к подвижным играм «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль», «Трамвай», «Машины». В центре настольных игр: дидактические игры «Светофор», «Найди пару», пазлы, настольный театр «Уважайте светофор», наборы раскрасок и трафаретов из серии «Транспорт», тематический иллюстративный материал («Город», «Деревня», «Дома», «Транспорт», «Люди»).

В группах среднего дошкольного возраста центр сюжетно-ролевых игр содержит: макет перекрестка, тематические атрибуты: жезл,, рули (предметы-заместители, накидки «Светофор», «Инспектор ГИБДД», «Пожарный», напольный деревянный конструктор, комплект дорожных знаков, наборы машин (средней величины, включающие специальную технику и транспортные средства других видов. В центре спорта: макет микрорайона, спортивный инвентарь: мячи резиновые, скакалки, гимнастические палки, атрибуты для игр «Трамвай», «Воробушки и автомобиль», «Светофор». В центре настольных игр: персонажи театра би-ба-бо, раскраски и трафареты на тему «Транспорт», альбомы с иллюстративным материалом, дидактические игры: «Светофор», «Найди пару», «Собери автомобиль», пазлы, настольные конструкторы.

В группах старшего дошкольного возраста центр сюжетно-ролевых игр конструктивно меняется. На смену крупным и средним машинам приходят маленькие машинки для настольных игр. Для сопровождения игр имеются наборы маленьких человечков (сказочные герои, профессии людей и др., конструкторы, бросовый материал, набор дорожных знаков для настольных игр. В центре спорта: мячи разных размеров, скакалки, гимнастические палки, обручи; машины среднего размера с дистанционным управлением для соревновательных игр, атрибуты для игр «Светофор», «Водители», набор напольных дорожных знаков. В центре настольных игр: дидактические настольно-печатные игры: «Летит, плывет, едет», «Дорожная азбука». «Дорожные знаки». В центре чтения: раскраски с иллюстративным материалом, детская художественная литература, иллюстрированные детские книжки-самоделки. В театрализованном уголке: наличие атрибутов, костюмов для игр-драматизаций «Светофор в лесу», «Незнайка в городе».

С детьми проводятся экскурсии по городу: к перекрестку, светофору, пешеходному переходу (они имеют возможность наблюдать за тем, как люди переходят улицу, и самостоятельно сделать вывод, правильно или неправильно они поступают, нарушают правила пешехода или выполняют их, экскурсии по улице, на которой расположен детский сад, - дети сами находят опасные места (люки, крутые повороты, ямы и ухабы, на которые следует обратить внимание, чтобы избежать травмы или не попасть под машину, предупреждающие знаки: «Осторожно, дети!», «Ограничение скорости» и т. д.

В детском саду организуются встречи с инспекторами ГИБДД. К ним готовимся заранее – в процессе прогулок наблюдая за дорожным движением, закрепляя знания правил поведения на улице.

Большую помощь в организации непосредственно образовательной деятельности оказывает педагог-психолог. Дети объединяются в группы по интеллектуальному развитию, степени возбудимости. Для них создаются специальные ситуации на развитие того или иного процесса, по выработке определенного навыка. Индивидуальная работа ведется и с родителями для оказания эти детям особой помощи.

В работе по обучению детей безопасному поведению на дорогах обязательно участвует музыкальный руководитель. Устраиваются игры-соревнования «Что, где, откуда?», «Поле чудес», «КВН», «Счастливый случай», «Конкурс «Лучший пешеход»»; делаются инсценировки «Мы едем, едем, едем…», «В стране Светофории», «Школа светофорных наук» и т. д.

Для того, чтобы больше заинтересовать детей правилами дорожного движения, привлекаем школьников – бывших выпускников, они участвуют в развлечениях, изготовлении атрибутов и т. д.

Для повышения педагогического мастерства воспитателей проводятся педагогические советы, диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми. На заседаниях круглого стола обсуждаем вопросы совершенствования педагогического процесса.

Таким образом, создание в ДОУ условий для сознательного изучения детьми ПДД посредством интеграции разнообразных видов деятельности (игровой, познавательной, продуктивной, оснащение предметно-развивающей среды соответствующим оборудованием и пособиями формируют устойчивый интерес дошкольников, способствуют приобретению ими полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице. Комплексный подход к организации работы детского сада по данному разделу заставляет родителей серьезно задуматься о проблеме дорожно-транспортного травматизма, помогает повысить степень их ответственности за детей.

Литература

1. Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием детей в Республике Татарстан. – Казань: РИЦ «Школа», 1999. – 92с.

2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».- М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

3. Ахмадиева Р. Ш. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. Казань: изд-во НЦ БЖД ПО РАО, 2008. – 323с.

4. Учебное пособие «Обучение детей дошкольное возраста правилам безопасного поведения на дорогах» (Региональный стандарт). Казань: Татарское газетно-журнальное изд-во, 1995.- 167с.

Публикации по теме:

Оформление уголка по ПДДОформление уголка по ПДД Обучение детей безопасному поведению на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - одна из актуальных проблем.

Презентация проекта «Знаки дорожные-помощники надёжные!» Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Одна из задач нашего дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Организация предметно-развивающей среды: интеграция содержания игровых уголков с изучением ПДД
Опубликовано: 21 ноября 2013 в 20:20
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...