Организация предшкольного образования детей из разных социальных групп и слоев населения

Елена Бойко
Организация предшкольного образования детей из разных социальных групп и слоев населения

Вопрос о подготовке детей к школе, об обучении шестилеток в принципе не нов. Имеется и соответствующий научный материал, и опыт работы, обобщенный в годы советской власти Академией образования. Об обязательном обучении дошкольников 5 – 6 лет говорилось еще в довоенные годы, тогда же создавались «нулевые классы» при школах, «подготовительные к школе группы» при детских садах.

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2013 года признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Для реализации этой цели Федеральной целевой программой развития образования был предусмотрен проект «Разработка и апробация моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения». В связи с этим остро встает проблема разноподготовленности детей, приходящих в школу из детского сада и семьи, и необходимости разработки вариативной модели реализации программы образования неорганизованных детей старшего дошкольного возраста в условиях специальных групп предшкольного образования на базе дошкольных образовательных тучреждений.

Проблема подготовки ребенка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном общем образовании. Предшкольное обучение – это система мер, направленных на оказание помощи детям, не имеющим возможности до школы посещать дошкольное учреждение. В идее предшкольного образования воплощается гуманный подход к ребенку с целью помочь ему легче адаптироваться к школе. Предшкольное образование не может и не должно заменить собой дошкольное. «Предшкола» - это система работы с неорганизованными детьми, не посещающими по тем или иным причинам дошкольные учреждения.

Главная задача, которую должно решать предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, психологической готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний. Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой.

По статистике за рамками детского сада остаются 52-60% детей. Причины этого явления могут быть разными: состояние здоровья детей, отсутствие дошкольного учреждения по месту жительства, отсутствие мест в дошкольных учреждениях (что на данный момент является наиболее острой проблемой, отсутствие финансовых возможностей у родителей детей.

В современной психолого-педагогической науке выделяют следующие формы организации предшкольного образования:

1) Группы полнодневного пребывания детей в детском саду, реализующих комплексные образовательные программы. Предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, не охваченных дошкольным образованием.

2) Группы кратковременного пребывания детей в ДОУ. Предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, не охваченных дошкольным образованием.

3) Коррекционные группы в детском саду. Предназначена для подготовки к школе детей 5-7 лет, имеющих отклонения в развитии и состоянии здоровья и не охваченных дошкольным образованием.

4) Подготовка детей к школе в домашних условиях под патронажем отдела образования. Предназначена для подготовки детей 5-7 лет к школе в домашних условиях, не охваченных дошкольным образованием.

5) Консультативные пункты для родителей с привлечением квалифицированных специалистов. Предназначена для оказания помощи родителям (законным представителям) в подготовке детей 5-7 лет к школе.

В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида №25 г. Белгорода организован психолого-педагогический консультативный пункт для неорганизованных детей микрорайона и их родителей на бесплатной основе.

На наш взгляд, главная цель организации психолого-педагогического консультативного пункта – обеспечение равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу, а также формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации будущих первоклассников к школе и успешного обучения в начальных классах.

Основные положения, на которых строится работа психолого-педагогического консультативного пункта:

1) Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи развития ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в психолого-педагогическом консультативном пункте;

2) Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года;

3) Индивидуальный подход к каждому ребенку и в каждой семье на основе учета их интересов, способностей, возможностей;

4) Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в дошкольном учреждении.

Психолого-педагогический консультативный пункт представлен системой работы с неорганизованными детьми микрорайона. Вся деятельность консультативного пункта базируется на разработанном Положении о психолого – медико – педагогическом консультативном пункте для неорганизованных детей микрорайона (См. Приложение 1). С детьми занимаются педагогические работники МБДОУ на основании разработанной общеобразовательной программой в соответствии с федеральными государственными требованиями.

На основании запроса родителей в соответствии с расписанием психолого-педагогический консультативный пункт работает 3 раза в неделю: понедельник, среда и пятница с 13.00 до 14.00.

Во время организации непосредственно- образовательной деятельности с детьми присутствуют и принимают активное участие их родители. Или с детьми проводят непосредственно образовательную деятельность, а родители получают индивидуальные консультации специалистов детского сада. Основная цель – способствовать взаимодействию и общению между ребенком и родителями, между детьми, между родственниками разных детей, между детьми и сотрудниками психолого-педагогического консультативного пункта, что в свою очередь решает задачу социализации детей, и в дальнейшем успешной адаптации к условиям школы.

Внимание к вопросу о подготовки детей к поступлению в первый класс связано с желанием государства создать необходимые условия для более успешной адаптации детей к новым условиям школьной жизни. Таким образом, предшкольное образование есть реализация идеи становления и развития личности ребенка и должно рассматриваться как образование осуществляемое на базе образовательных учреждений разных типов и видов, реализующее развивающее, личностно-ориентированное и здоровьесберегающие подходы в воспитании и обучении.

На протяжении работы психолого – медико – педагогического консультативного пункта выпущенные дети имели возможность беспрепятственно начать обучения в школе, имея необходимый багаж знаний, умений и навыков, которые получили во время взаимодействия с педагогами МБДОУ, а также безболезненно прошли адаптационный период в начальной школе.

Публикации по теме:

Моя педагогическая династия.1939–1970 годыМоя педагогическая династия.1939–1970 годы Моя бабушка - Скляренко Мария Михайловна начала свой педагогический путь в далекие довоенные годы. После окончания Валуйского педагогического.

Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы.Мультимедийная аттестационная разработка развивающего занятия для детей подготовительной к школе группы. Данное занятие я проводила для аттестации на 1 квалификационную категорию в марте 2013 года. Это занятие является частью цикла занятий.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Организация предшкольного образования детей из разных социальных групп и слоев населения
Опубликовано: 4 февраля 2014 в 09:49
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...