МААМ-картинки

Организация прогулки в ДОУ как средство интеграции образовательных областей.

Людмила Лапина
Организация прогулки в ДОУ как средство интеграции образовательных областей.

"День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья" Г. А. Сперанский

Каждый ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Новые ФГТ (федеральные государственные требования) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД (непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. В групповом пространстве не возможно в полной мере использовать все виды деятельности из-за ограниченного пространства и большого количества детей. Поэтому необходимо полнее и разнообразнее организовывать детскую деятельность в режимных моментах, а именно на прогулке.

Публикация «Организация прогулки в ДОУ как средство интеграции образовательных областей,» размещена в разделах

Прогулка имеет большое значение для развития детей.

- развивает умственные способности и наблюдательность: дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.

- дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т. д.

- удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит).

- дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.

- у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

- на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.

В ходе прогулки возможна интеграция всех образовательных областей, но более чаще и успешнее интегрируются такие области как «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация» и «Труд».

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Необходимо вспомнить основные задачи этих образовательных областей и как они решаются в ходе прогулки.

1 Задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» :

*Развитие физических качеств;

*Накопление и обогащение двигательного опыта детей;

*Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми и развития основных движений и составляют одно направление – физическое развитие.

2. Задачи образовательной области «Безопасность».

*Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

*Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

*Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

3. Задачи образовательных областей «Социализация»

*Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

*Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

4. Задачи образовательной области «Труд»

*Развитие трудовой деятельности;

*Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

*Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Решаются на прогулке в ходе трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – социально-личностное развитие.

5 Задачи образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» :

*Сенсорное развитие;

*Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

*Формирование элементарных математических представлений;

*Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей;

*Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

*Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

*Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Решаются на прогулке в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – познавательно-речевое развитие.

Структурными компонентами прогулки являются :

*Разнообразные виды наблюдения.

* Индивидуальная работа с детьми по закреплению основных движений.

* Игровая деятельность (дидактические, подвижные сюжетно-ролевые игры)

*Элементарная трудовая деятельность.

*Экспериментальная деятельность

*Самостоятельная игровая деятельность детей.

Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем дошкольном возрасте, и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Интеграция образовательных областей во время летней и зимней прогулки существенно не отличается. Лишь в силу специфических условий на летней прогулке интеграция более развернута (тепло, можно предложить детям больше атрибутов, выносного материала).

Я работаю в старшей группе и на примере одной из прогулок я хотела бы показать данную взаимосвязь образовательных областей.

деятельности и отдыха.

На прогулке проводим наблюдения за птицами прилетающими на участок к кормушке мы с детьми закрепляем знание зимующих птиц (возможно знакомимся с новыми) -познание, вспоминаем стихи о птицах, приметы, поговорки -коммуникация. В конце ноября у нас в группе был реализован проект «Зимующие птицы», где совместно с родителями были изготовлены кормушки. Затем мы развесили их на своем участке, и теперь у нас появилась возможность подкармливать птиц и вести за ними наблюдения. Здесь мы можем интегрировать сразу несколько образовательных областей : познание, коммуникация. Также провожу дидактические упражнения, которые могут быть предложены детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Найди птицу по описанию» и т. д. Провожу их со всей группой либо с частью ее.

Затем проводим подвижную игру или хороводную, в ней также мы интегрируем сразу несколько образовательных областей.

Это и физическая культура-бег, прыжки и т. п., здоровье - выполняя физические упражнения тем самым укрепляем здоровье, коммуникация - диалог между играющими или проговариваем текст игры, безопасность - повторяем правила безопасной игры, социализация - учимся играть дружно, труд - выполняем трудовые поручения (собрать или раздать инвентарь).

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Но в связи с новыми федеральными требованиями важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными. На прогулке мы знакомимся с трудом взрослых (работа дворника) и выполняем небольшие трудовые поручения (сбор снега к стволам деревьев). Также на прогулке мы можем проводить опыты и поисковую деятельность, например: «Ледяные узоры» - замораживание в воде узоров из камушков, бусинок, листьев и рассматривание их; «Освобождение из плена» - размораживание различными способами маленьких игрушек.

«Снежные фигуры» - лепка из снега снежных баб, снегурочек. Зайчиков, играют в «снежное царство»; «Мир меняет цвет» - рассматривание окружающей природы, предметов через стекла разного цвета. «Кто прошел?» - учатся узнавать следы на снегу по отпечаткам и т. д.

И по ходу всей прогулки дети заняты самостоятельной игровой деятельностью. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе НОД, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр. Так как в зимний период выносной материал используется по минимуму из-за погодных условий, поэтому дети играют в основном в «Семью», «Магазин». Таким образом, можно сделать вывод: на прогулке с детьми интеграция всех образовательных областей доступна и эффективна. При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

Публикации по теме:

Оформляем зимнюю площадкуОформляем зимнюю площадку "День, проведенный ребенком без прогулки, навсегда потерян для его здоровья" Г. Н. Сперанский Для работы с детьми в зимний период необходимо.

Пойдёмте погуляем!Пойдёмте погуляем! Прогулка – это неуправляемый, свободный отдых детей на свежем воздухе. Цели прогулок – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация прогулки в ДОУ как средство интеграции образовательных областей.
Опубликовано: 19 июня 2013 в 11:34
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД