Лучший педагог года

Организация работы по адаптации детей к детскому саду

валентина некрасова
Организация работы по адаптации детей к детскому саду

Детство

– это важнейший период человеческой жизни. Отдавать ребёнка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Проблема адаптации к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в детский сад, достаточно многочисленны. Но наблюдение за детьми показывает, что проблема адаптации сейчас стоит столь же остро, как и прежде. Актуальность же проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и сове личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Публикация «Организация работы по адаптации детей к детскому саду» размещена в разделах

Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактов положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен – существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства – никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

Главное обстоятельство, провоцирующее страху ребёнка, – это отрыв от матери оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими незнакомыми взрослыми. Ведь до сих пор оказы-ваясь в новой ситуации, ребёнок получал поддержку матери, ее присутствие укрепляло его в новой необычной ситуации, создавало психологический комфорт. А теперь? В детском саду ребёнку надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников.

Некоторые дети первое время ходят в детский сад с удовольствием. Но, как показывает опыт, родители рано радуются. Слезы и истерики могут начаться через неделю, а то и больше после начала посещения ребёнком детского сада, когда эффект новизны пройдет, новые игруш-ки будут уже не интересны, да и ребёнок к тому времени разберется, что не все так здорово в детском саду.

Оформляя ребёнка в детский сад, родители часто переживают: как встретят его ребёнка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волне-ние это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребёнка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было повышенное внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребёнка в детском саду? Волнение усугубляется, если ребёнок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребёнку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.

И все же дети ведут себя не одинаково при поступлении в детский сад. Одни приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие же делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспи-тателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспита-телю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расставаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей? Причины могут быть самыми разными:

• отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;

• наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);

• неумение занять себя игрушкой;

• несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков;

• отсутствие у ребёнка опыта общения со взрослыми и детьми (это главная и основная причина такого поведения).

В привычную, сложившуюся жизнь ребё нка буквально врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• постоянный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;

• резкое уменьшение персонального внимания.

Подмечено, что особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения кото-рых был сужен до минимума (мама – ребёнок, бабушка – ребёнок, ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребёнку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неуме-ние войти в контакт с незнакомыми людьми определяют его характер поведения. А когда у ребёнка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызы-вает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. А если у ребёнка есть положи-тельный опыт общения с посторонними взрослыми, то он льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

Процесс адаптации требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.

• Детям, чьи родители готовили их к посещению детского сада заранее.

• Детям физически здоровым, т. е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрас-положности к частым простудным заболеваниям.

• Детям имеющим навыки самостоятельности.

• Детям, чей рацион питания приближен к детсадовскому.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем боль-ше, тем будет сложнее)/

Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детско-му саду сравнительно быстро. А о развитии ребёнка, поступающего в дошкольное учреждение, мы судим по основным навыкам:

• ест аккуратно, не обливаясь;

• при умывании трет ладони и части лица, вытирается при незначительной помощи взрослого;

• самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого, частично раздевается;

• складывает свою одежду перед сном;

• застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;

• знает назначение многих предметов и их место нахождение (места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды);

• замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком

• аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;

• не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;

• говорит слова благодарности, здоровается, прощается;

• выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);

• контролирует физиологические потребности.

Как обеспечить адаптацию ребёнка в детском саду?

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следую-щее: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. А это зависит в первую очередь от умений и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребёнку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу.

Мебель размещается таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребё-нок может побыть один, поиграть или отдохнуть. А спортивный уголок в группе удовлетворяет потребность детей в движении. Умиротворенно действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры в группе в осеннее время имеют большое развивающие возможности, а в период адаптации главным их назначением является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом же подобные игры организуются на групповом участке. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала вос-станавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2 – 3 месяцев). Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличи-мой от домашней. Ребёнок чувствует себя неуютно в большой комнате.

Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый», «ребёнок – ребенок».

Алгоритм работы педагогов ДОУ заключается в следующем:

1) в условиях успешной адаптации :

• готовность детей к детскому саду;

• готовность родителей;

• психолого-педагогическая компетентность родителей;

2) в решении поставленных задач:

3) в этапах работы с родителями :

• 1 этап – организационный : собрание для родителей до начала учебного года, экскурсии по детскому саду, знакомство с воспитателями, анкетирование родителей, заполнение карт готовности детей к детскому саду, консультации педагога и психолога по подготовке ребёнка к детскому саду.

2 этап – основной: непосредственная работа педагогов с родителями в период поступле-ния ребёнка с детский сад, длительного которого зависит от сроков поступления ребёнка и прохождения ими адаптации.

Осуществление намеченного плана работы по адаптации детей – неотъемле-

мая часть данного этапа.

Используются такие основные формы работы :

• посещение семей на дому;

• беседы, консультации и анкетирование;

• фотовыставки и информационные стенды;

• родительское собрание;

• семинары.

3 этап – заключительный: подведение итога, где дается анализ посещае-

мости и процента заболеваемости, заполнение и анализ адаптационных листов, выявление степеней и соотнесение их к группам адаптации; проведение группового родительского собра-ния «Наши успехи»

На каждого поступающего ребёнка заводится адаптационный лист/

Выводы:

успешным результатом работы стали :

успешное прохождение детьми адаптационного периода является большая степень лег-кой и средней степени адаптации;

повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей;

возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс;

тесный эмоциональный контакт между детьми и воспитателями группы;

использование приемлемых и доступных методов, как

– убеждения;

– учебных и практических заданий;

– моделирования;

– стимулирования.

Публикации по теме:

Использование игровых ситуаций, как средство благоприятной адаптации детей к детскому саду Можно ли себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Ситуация сходная с той, когда взрослый попадает.

Консультация «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Особенности работы воспитателя.

Конспект занятия для детей 2–3 лет в период адаптации к детскому саду «Дружное знакомство» Конспект занятия для детей 2-3 лет в период адаптации к детскому саду «Дружное знакомство» Цель занятия: -создание положительной атмосферы.

Организация адаптации ребенка к детскому саду В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного.

«Детский сад — чудесный дом! Хорошо живется в нем!» Тематическое планирование занятий по адаптации детей к детскому саду Цель: Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и.

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к детскому саду «Вот я пришел…» Пояснительная записка Данная работа имеет своей целью изучить и обобщить теоретический материал по проблеме адаптации детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей и воспитателей по адаптации ребенка к детскому саду Рекомендации для родителей по адаптации ребенка к детскому саду. • Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте.

Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду Уважаемые родители! Для того чтобы Ваш ребёнок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя.

Занятие в период адаптации к детскому саду Участники: педагог-психолог, воспитатели, родители. Цель: оказание помощи родителям в организации образовательного и воспитательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии как условие создания успешной адаптации детей младшего школьного возраста к детскому саду Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Особенно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по адаптации детей к детскому саду
Опубликовано: 20 декабря 2015 в 21:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД