Организация работы по адаптации детей к детскому саду

валентина некрасова
Организация работы по адаптации детей к детскому саду

Детство

– это важнейший период человеческой жизни. Отдавать ребёнка или не отдавать – рано или поздно возникает в каждой семье. Проблема адаптации к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации о том, как подготовить малыша к поступлению в детский сад, достаточно многочисленны. Но наблюдение за детьми показывает, что проблема адаптации сейчас стоит столь же остро, как и прежде. Актуальность же проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и сове личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактов положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен – существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства – никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

Главное обстоятельство, провоцирующее страху ребёнка, – это отрыв от матери оставление его одного с незнакомыми детьми и чужими незнакомыми взрослыми. Ведь до сих пор оказы-ваясь в новой ситуации, ребёнок получал поддержку матери, ее присутствие укрепляло его в новой необычной ситуации, создавало психологический комфорт. А теперь? В детском саду ребёнку надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников.

Некоторые дети первое время ходят в детский сад с удовольствием. Но, как показывает опыт, родители рано радуются. Слезы и истерики могут начаться через неделю, а то и больше после начала посещения ребёнком детского сада, когда эффект новизны пройдет, новые игруш-ки будут уже не интересны, да и ребёнок к тому времени разберется, что не все так здорово в детском саду.

Оформляя ребёнка в детский сад, родители часто переживают: как встретят его ребёнка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волне-ние это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребёнка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было повышенное внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребёнка в детском саду? Волнение усугубляется, если ребёнок не хочет расставаться с привычным и близким, отказывается порой идти в группу. Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребёнку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.

И все же дети ведут себя не одинаково при поступлении в детский сад. Одни приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие же делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспи-тателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспита-телю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расставаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей? Причины могут быть самыми разными:

• отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;

• наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);

• неумение занять себя игрушкой;

• несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков;

• отсутствие у ребёнка опыта общения со взрослыми и детьми (это главная и основная причина такого поведения).

В привычную, сложившуюся жизнь ребёнка буквально врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• постоянный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;

• резкое уменьшение персонального внимания.

Подмечено, что особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения кото-рых был сужен до минимума (мама – ребёнок, бабушка – ребёнок, ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребёнку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неуме-ние войти в контакт с незнакомыми людьми определяют его характер поведения. А когда у ребёнка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызы-вает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. А если у ребёнка есть положи-тельный опыт общения с посторонними взрослыми, то он льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.

Процесс адаптации требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад, ведь вся жизнь меняется кардинальным образом.

• Детям, чьи родители готовили их к посещению детского сада заранее.

• Детям физически здоровым, т. е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрас-положности к частым простудным заболеваниям.

• Детям имеющим навыки самостоятельности.

• Детям, чей рацион питания приближен к детсадовскому.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем боль-ше, тем будет сложнее)/

Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со сверстниками и взрослыми, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детско-му саду сравнительно быстро. А о развитии ребёнка, поступающего в дошкольное учреждение, мы судим по основным навыкам:

• ест аккуратно, не обливаясь;

• при умывании трет ладони и части лица, вытирается при незначительной помощи взрослого;

• самостоятельно одевается (натягивает носки, шапку, обувь при незначительной помощи взрослого, частично раздевается;

• складывает свою одежду перед сном;

• застегивает несколько пуговиц, завязывает (связывает) шнурки;

• знает назначение многих предметов и их место нахождение (места хранения одежды, обуви, игрушек и посуды);

• замечает беспорядок в своей одежде, пользуется носовым платком

• аккуратно ест, правильно держит ложку, пользуется салфеткой;

• не выходит из-за стола до конца еды и не мешает за столом другим;

• говорит слова благодарности, здоровается, прощается;

• выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси);

• контролирует физиологические потребности.

Как обеспечить адаптацию ребёнка в детском саду?

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следую-щее: создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. А это зависит в первую очередь от умений и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребёнку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу.

Мебель размещается таким образом, чтобы она образовала маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик», где ребё-нок может побыть один, поиграть или отдохнуть. А спортивный уголок в группе удовлетворяет потребность детей в движении. Умиротворенно действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры в группе в осеннее время имеют большое развивающие возможности, а в период адаптации главным их назначением является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом же подобные игры организуются на групповом участке. Для разнообразных и увлекательных игр используются небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки.

Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала вос-станавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от 2 недель до 2 – 3 месяцев). Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличи-мой от домашней. Ребёнок чувствует себя неуютно в большой комнате.

Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый», «ребёнок – ребенок».

Алгоритм работы педагогов ДОУ заключается в следующем:

1) в условиях успешной адаптации:

• готовность детей к детскому саду;

• готовность родителей;

• психолого-педагогическая компетентность родителей;

2) в решении поставленных задач:

3) в этапах работы с родителями:

• 1 этап – организационный: собрание для родителей до начала учебного года, экскурсии по детскому саду, знакомство с воспитателями, анкетирование родителей, заполнение карт готовности детей к детскому саду, консультации педагога и психолога по подготовке ребёнка к детскому саду.

2 этап – основной: непосредственная работа педагогов с родителями в период поступле-ния ребёнка с детский сад, длительного которого зависит от сроков поступления ребёнка и прохождения ими адаптации.

Осуществление намеченного плана работы по адаптации детей – неотъемле-

мая часть данного этапа.

Используются такие основные формы работы:

• посещение семей на дому;

• беседы, консультации и анкетирование;

• фотовыставки и информационные стенды;

• родительское собрание;

• семинары.

3 этап – заключительный: подведение итога, где дается анализ посещае-

мости и процента заболеваемости, заполнение и анализ адаптационных листов, выявление степеней и соотнесение их к группам адаптации; проведение группового родительского собра-ния «Наши успехи»

На каждого поступающего ребёнка заводится адаптационный лист/

Выводы:

успешным результатом работы стали:

успешное прохождение детьми адаптационного периода является большая степень лег-кой и средней степени адаптации;

повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей;

возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс;

тесный эмоциональный контакт между детьми и воспитателями группы;

использование приемлемых и доступных методов, как

– убеждения;

– учебных и практических заданий;

– моделирования;

– стимулирования.

Публикации по теме:

Использование игровых ситуаций, как средство благоприятной адаптации детей к детскому саду Можно ли себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Ситуация сходная с той, когда взрослый попадает.

Консультация «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ Уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Особенности работы воспитателя.

Конспект занятия для детей 2–3 лет в период адаптации к детскому саду «Дружное знакомство» Конспект занятия для детей 2-3 лет в период адаптации к детскому саду «Дружное знакомство» Цель занятия: -создание положительной атмосферы.

Организация адаптации ребенка к детскому саду В последние годы психологи фиксируют частые обращения родителей по поводу как активного, так и пассивного отвержения детьми дошкольного.

«Детский сад — чудесный дом! Хорошо живется в нем!» Тематическое планирование занятий по адаптации детей к детскому саду Цель: Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и.

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к детскому саду «Вот я пришел…» Пояснительная записка Данная работа имеет своей целью изучить и обобщить теоретический материал по проблеме адаптации детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей и воспитателей по адаптации ребенка к детскому саду Рекомендации для родителей по адаптации ребенка к детскому саду. • Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте.

Рекомендации родителям по адаптации ребенка к детскому саду Уважаемые родители! Для того чтобы Ваш ребёнок быстро и легко привык к новому образу жизни, который предлагает детский сад, чувствовал себя.

Занятие в период адаптации к детскому саду Участники: педагог-психолог, воспитатели, родители. Цель: оказание помощи родителям в организации образовательного и воспитательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии как условие создания успешной адаптации детей младшего школьного возраста к детскому саду Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Особенно.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Праздники
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Организация работы по адаптации детей к детскому саду
Опубликовано: 20 декабря 2015 в 21:40
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции
Роща юная, белоствольная На заре росою умоется, Звоны слышатся колокольные – Воскресенье святое - Троица! Звоны чистые, колокольные Разливаются в...
Паспорт центра детского творчества
Художественное творчество в дошкольной образовательной организации является частью воспитательно-образовательной работы с детьми и несет на себе...
Фотоотчёт «Поход в библиотеку»
Поход в библиотеку – важное мероприятие в плане воспитания, решает сразу несколько воспитательных задач. Поэтому мы с коллегой давно хотели осуществить его....
Паспорт познавательно-исследовательского проекта «Весенние хлопоты Ёженьки»
Введение Работа по проекту в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше познать мир природы,...
Вот и промчалось дошкольное детство
1 ведущая: Как зал наш красив, как наряден и светел, Как будто встречает почетных гостей. А гости – родные, любимые дети, Которые стали немного...