Организация работы по обучению старших дошкольников приёмам живописи и графики при ознакомлении с истоками русского народа

Галина Олеговна
Организация работы по обучению старших дошкольников приёмам живописи и графики при ознакомлении с истоками русского народа

При обучении старших дошкольников приёмам живописи и графики посредством ознакомления с историческим наследием наших предков формируются навыки рисования пейзажа в стилистике сказочной живописи, предметного рисования в жанре «натюрморт» (древнерусские посуда, одежда, предметы быта, портрета мифического персонажа, несложных сказочных сюжетов, составления композиции на тему древнерусской архитектуры.

Данная работа предусматривает тематический цикл занятий:

• Архитектура.

• Быт: одежда, посуда, предметы быта.

• Ремёсла, промыслы, земледелие.

• Защита от врагов.

• Музыкальные инструменты.

• Природа родного края, её обожествление

• Фольклор – устное народное творчество.

Содержание тематических циклов:

1. Архитектура древней Руси.

Цель: Знакомство детей с древнерусской архитектурой на примере теремных ансамблей. Изображать архитектурные постройки, проявлять творчество в осуществлении замысла, закреплять технику наброска простым карандашом, а также способы рисования масляной пастелью.

Оборудование: бумага для пастели А3, масляная пастель.

Рассказ воспитателя о древнеславянской архитектуре с использованием репродукций картин В. Королькова из серии «Русь ведическая», В. Васнецова «Спящая царевна», Н. Рериха «Город строят».

2. Быт: одежда, посуда, предметы быта.

Натюрморт

Цель: Познакомить детей с историей возникновения посуды. Показать на примере образцов воспитателя особенность славянской национальной посуды (форма, украшение, название). Рисовать древнерусскую посуду на выбор с опорой на образцы воспитателя. Развивать творчество при выборе узора. Закрепить знание жанра живописи «натюрморт». Обогащение словаря: братина, кубок, ендова.

Оборудование: А 3, простой карандаш, гуашь.

Рисованию натюрморта предшествует краткий рассказ о древнеславянской культуре (декоративные промыслы Хохлома, Городец, Гжель, Скопинская керамика, Жостово, изделия из бересты, а также Мезенская и Пермогорская росписи).

Выставляются в качестве натуры изделия народных промыслов или образцы воспитателя, по которым дети выбирают натуру и рисуют. Элементы узоров выбираются детьми произвольно.

Иллюстрации к сказке Н. Островского «Снегурочка».

Цель: рисовать сюжет из одноимённой сказки. Знакомить с бытом и традициями древних славян на основе репродукций картин В. Васнецова, Б. Ольшанского продолжать работать над изображением фигуры человека в движении.

Оборудование: А3, простой карандаш, сухая пастель, сангина, соус.

О традиционной славянской одежде следует поговорить на занятиях: «Сказки о животных», «Идёт в гости дед Мороз», «Снегурочка», «Богатырская сила».

3. Ремёсла, промыслы, земледелие.

Тёплый ветер с моря.

Цель: познакомить с изображениями древнерусских кораблей. Уточнить представление о морском пейзаже. Закреплять технику лессировки при изображении моря. Прорисовывать детали корабля цветными карандашами.

Оборудование: А 3, акварель, белила, цветные карандаши.

Наша земля славилась всякого рода торговлей. Древние славяне обычно строили свои поселения по берегам рек. Вода была необходима для жизни и ведения хозяйства, а кроме того, реки использовались и как торговые пути. Через древнюю Русь проходил один из старинных торговых путей «из варяг в греки».

4. Защита от врагов.

Богатыри земли русской.

Цель: рисовать воинов – всадников по мотивам русских былин и сказок в стиле Палехского народно – прикладного искусства. В работе с акварелью познакомить с техникой лессировки.

Оборудование: А3, простой карандаш, акварель, белила.

Рассказ об одежде и вооружении славянского воина (кольчуга железная, шлем, бармицы – кольчужное полотно, щит, меч - символ княжеской власти и военная эмблема древней Руси)

5. Музыкальные инструменты.

Гусли – самогуды.

Цель: Рисовать портрет музыканта, передавать в изображении настроение, сказочность. Закреплять технику рисования фигуры человека в движении, особенности национальной славянской одежды.

Оборудование: А3, художественные материалы на выбор.

Рассмотреть репродукции картин В. Васнецова «Баян», «Гусляры», «Царевна – лягушка», «Снегурочка и Лель» .Музыкальные инструменты. (дудка, рожок, жалейка, свирель, волынка, гудок, балалайка, ложки, гусли, колокольчики и бубенчики)

6. Природа родного края, её обожествление.

Идёт в гости дед Мороз.

Цель: изображать сказочного деда Мороза разными художественными средствами, развивать творчество и фантазию в рисовании костюма. Закреплять знание жанра «портрет».

Оборудование: бумага для пастели размера А3, простой карандаш, акварель, масляная пастель

Портрет Весны.

Цель: создавать портрет в стиле «фэнтези» по мотивам славянских мифов. Сочетать в работе такие художественные средства, как гуашь, цветной пластилин, гель с блёстками.

Оборудование: А 3, простой карандаш, гуашь, цветной пластилин, гель с блёстками.

Страна фантазия

Цель: Представлять и передавать в рисунке и живописи образы четырёх стихий: огня, ветра, земли, воды в виде сказочных персонажей. Развивать чувства гармонии и красоты, восприятие цвета.

Оборудование: А3, простой карандаш, гуашь.

Обожествление природы. На занятии предлагается изобразить образы Огня, Земли, Воды и Воздуха, используя мифологических славянских божеств Дажьбога – Хорса, Сварога, водяного, Макошь и Живу, Стрибога.

Пейзаж на бересте.

Цель: познакомить детей с техникой живописи на бересте, рисовать миниатюрные пейзажи гуашевыми красками, передавать настроение с помощью композиции, цвета.

Оборудование: береста, простой карандаш, гуашь.

Весна в белых лепестках.

Рисование мятой бумагой.

Цель: создавать весенние пейзажи на основе репродукций картин И. Левитана, И. Ромадина, Н. Рериха. Подбирать нежные тона для фона. Закреплять умение смешивать краски для получения разных оттенков одного цвета. Познакомить с техникой рисования мятой бумагой.

Оборудование:: А3, акварель, гуашь, комочки мятой бумаги.

7. Фольклор – устное народное творчество.

Иллюстрации к русским народным сказкам о животных.

Цель: Познакомить детей с творчеством художников – иллюстраторов Ю. Васнецовым, Е. Рачёвым. Рисовать сюжет из сказки по желанию. Закреплять умение изображать животных в движении.

Оборудование: А3, простой и цветные карандаши.

Рассказ воспитателя об отношении славян к диким животным: в сказках наши предки наделяли животных человеческими качествами: умением думать, говорить, древние люди верили в родственную связь между человеком и каким- либо животным.

Приложение.

Список репродукций и предметов искусства, рекомендуемых для рассматривания и бесед в старшем дошкольном возрасте.

Живопись

Сказочный (фантастический) жанр

Васнецов В. «Богатыри», «Иван – царевич на сером волке», «Снегурочка», «Снегурочка и Лель», «Спящая царевна», «Ковёр – самолёт», «Баян», «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Рерих Н. «Заморские гости», «Славяне на Днепре», «Баян», «Микула Селянинович», «Поцелуй земле», «Город строят», «Небесный бой»

Глазунов И. «Гусляр».

Корольков В. «Дажьбог», «Древняя Русь», «Морской царь», «Птица – туча», «Русь небесная», «Царь – огонь», «Стрибог», «Дева снегов».

Пейзажи

Левитан И. «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Озеро. Русь»

Васильев Ф. «Мокрый луг»

Шишкин И. «Рожь», «Корабельная роща», «Дебри», «Зимний лес»

Рылов А. «В голубом просторе» Ромадин И. «Розовая весна»

Айвазовский И. «Девятый вал», «Чёрное море»

Грабарь И. «Мартовский снег»

Щербаков Б. «Тишина. Озеро Неро»

Портреты

Аргунов И. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»

Васнецов В. «Гусляры», «Снегурочка»

Корольков В. «Дажьбог», «Морской царь», «Стрибог», «Дева снегов».

Архитектура

Корольков В. «Древняя Русь», «Русь небесная», «Дева снегов».

Рерих Н. «Город строят».

Декоративная роспись

Палехская лаковая живопись (шкатулки)

Хохломская деревянная посуда (братина, ендова, кубок)

Мезенская роспись (прялки, туеса, короба)

Пермогорская роспись

Другие виды изделий

Художественные изделия из бересты (шкатулки, туеса)

Скопинская керамика (горшок, кувшин, миска, крынка, квасник)

Детские книги с иллюстрациями известных художников

Билибин И. русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Пёрышко Финиста Ясна – Сокола», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване – царевиче и сером волке», «Царевна – лягушка»

Рачёв Е. русские народные сказки Волк и козлята», «Лиса и журавль», «Кот и петух»

Васнецов Ю. «Русские народные сказки» из сборника А. Афанасьева

Конашевич В. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»

Лебедев А. «Былины» обработка Нечаева А. «Стрекоза – пресс»2005 г.

Список используемой литературы:

Асов А. «Мифы славян». 20012 г.

Дубровская Н. В. «Приглашение к творчеству». 2002 г.

Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». 2004 г.

Королёва С. «Виктор Михайлович Васнецов». 2010 г.

Курочкина Н. А. «Знакомим со сказочно – былинной живописью». 2007 г.

Курочкина Н. А. «Знакомим со сказочно – былинной живописью» учебно –наглядное пособие. 2007 г.

Лыкова И. А. Программа «Цветные ладошки». 2007 г.

Недорезова О. В. Программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к изобразительному искусству. 2006 г.

Тарасова К. В. «Занимаемся искусством с дошкольниками». 2011 г.

Нечаев А. (обработка) «Былины». 2005 г.

Серяков М. А. «Сварог – великий бог древней Руси». 2005 г.

Публикации по теме:

«Маленькие художники». Дидактическая игра для детей 6–7 лет.«Маленькие художники». Дидактическая игра для детей 6–7 лет. Цель: учить детей создавать «картины» по жанрам живописи (натюрморт, пейзаж, портрет). Игра «Маленькие художники» помогает развивать образное.

Нетрадиционные техники рисования Одним из средств развития художественно-творческих способностей дошкольников являются нетрадиционные изобразительные техники. Нетрадиционные.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Организация работы по обучению старших дошкольников приёмам живописи и графики при ознакомлении с истоками русского народа
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 12:19
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...