Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Лидия Викторовна Барыкина
Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста" разработана на основе государственных стандартов дошкольного образования, главным образом рассчитана на старший дошкольный возраст. Однако дети любого возраста могут оказаться в неожиданной ситуации, как на улице, так и дома, поэтому начиная со средней группы, я провожу подготовительную работу по основам безопасности детей дошкольного возраста, с целью развития у них самостоятельности и ответственности.

Работу провожу по основным направлениям:

1. Ребенок и другие люди.

2. Ребенок и природа.

3. Ребенок дома.

4. Здоровье ребенка.

5. Эмоциональное благополучие ребенка.

6. Ребенок на улицах города.

Чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют в той или иной конкретной ситуации, провожу беседы, экскурсии, игры, занятия, читаю произведения.

Работая над разделом "Ребенок и другие люди", я выяснила, что большинство детей считали, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые по типу "бомжи". Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины. А молодые хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружественной улыбкой. Поэтому я считаю, что здесь целесообразно провести беседу о несовпадении приятной внешности и добрых намерений. Использую примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А. С. Пушкина; Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй; Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем и т. д.)

Рассматриваю типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми, вот некоторые из них: Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая дать или показать что-то интересное, предлагая игрушку, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе.

Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.

С целью закрепления правил поведения с незнакомыми людьми провожу специально подготовленные игры-драматизации, с использованием сказочных персонажей или сказки о животных с хорошим концом.

Рассматриваю и обсуждаю с детьми возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину и т. д.). Объясняю детям, как следует вести себя в подобных ситуациях, что им в первую очередь надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек". Прежде всего, прорабатываю такие ситуации с детьми застенчивыми, робкими, неуверенными в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие.

Обговариваю с детьми ситуации, когда ребенок должен уметь сказать "нет" другим детям, прежде всего подросткам, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию, например: пойти на стройку; разжечь костер; залезть на чердак или крышу дома; спуститься в подвал; пойти на железную дорогу и т. д.

Объясняю детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Разыгрываем разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома с взрослыми. В игровой тренинг включаю разного рода "уговоры, привлекательные обещания и т. п. " Реальные ситуации подкрепляю сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".

И, наконец, объясняю детям, что если с ними все же что-то произошло и они стали объектом насилия, не надо бояться рассказать об этом маме или воспитателю, потому что мама или воспитатель всегда помогут.

Также рассказываю детям о взаимосвязи человека с природой, чтобы они поняли главное: Земля - наш общий дом, а человек - часть природы. О том, что нужно беречь, охранять и заботиться о лесах, реках, морях, животных, птицах. Не загрязнять почву, водоемы. Выполнять требования взрослых мыть фрукты, овощи, руки перед едой, не пить воду из грязных источников, здесь уместно использовать сказку о "Сестрице Аленушке и братце Иванушке", которая помогает детям осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.

Учу детей бережному отношению к природе (не обижать муравьев, кормить птиц зимой, не ломать ветки и т. п.).

Рассказываю детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями использую альбом с картинками. Учу детей отличать ядовитые грибы от съедобных, предупреждаю, что нельзя пробовать, без согласия взрослых, ягоды, травинки, листья. С целью закрепления этих правил использую настольные игры на классификацию, игры с мячом "Съедобное - несъедобное", дидактические игры "Угадай, с какого дерева листок" и т. д.

Разъясняю детям, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными. Например, можно кормить бездомных кошек и собак, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но следует знать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам. Особенно нужно знать, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных.

А также объясняю детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, растений.

Провожу с детьми беседы о том, что, даже находясь дома, ребенок может подвергаться опасности со стороны предметов домашнего быта, которые делятся на три основные группы:

1. предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы и т. п.);

2. предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

3. предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты и пр.).

Добиваюсь, чтобы дети усвоили, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как никогда, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты обязательно должны дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, "Кошкин дом" С. Маршака, играми-драматизациями.

Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы (ножницы в средней возрастной группе) провожу специальное обучение на занятиях по аппликации, индивидуальную работу с детьми, работу с родителями, чтобы дома закрепляли полученные навыки.

Ответственность за безопасность детей в связи предметами третей группы полностью лежит на родителях и педагогах.

Особую опасность в помещении представляют открытые окна и балконы. Объясняю детям, что они не должны ни в коем случае выходить на балкон без взрослого или подходить к открытому окну, т. к. можно упасть.

Обговаривала с детьми ситуацию, если в доме возник пожар, прорвало водопроводную трубу, стало плохо маме или бабушке и ребенок остался один в этой экстремальной ситуации. Что делать? Звать на помощь соседей, прохожих, при наличии телефона, звонить 01; 03, для этого обыгрывали ситуацию с телефоном, закрепляли цифры, знание домашнего адреса, телефона, фамилии имя отчества, родителей.

Беседовала с детьми о том, что здоровье - это одна из главных ценностей жизни. Чтобы быть здоровым, крепким, сильным, бодрым необходимо заниматься утренней гимнастикой, физической культурой, вести активный образ жизни, соблюдать правила личной гигиены. Следует заботиться о своем организме, теле, для этого нужно знать, как устроено тело человека и его организм их работой. Чтобы не болеть, нужна профилактика заболеваний это разного вида закаливания, воздушные и солнечные ванны, воздушные процедуры, массаж.

Объясняла детям, что заболевшим людям с болезнью помогают бороться врачи, что врачу нужно точно объяснить, что и где болит, а для этого нужно знать свой организм свое тело (где болит ухо или живот и т. д.). Необходимо слушать советы врача, выполнять все его предписания.

Если врач назначил лекарства, то нужно их пить, не капризничать, потому что лекарства в данном случае приносят пользу организму, они борются с вредными микробами. Использовала примеры из жизни и художественных произведений (например, "Доктор Айболит").

Знакомила детей с правилами первой помощи.

Публикации по теме:

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Предшкольное образование Уважаемые коллеги! Выкладываю нормативную документацию по предшкольному образованию. Материал обобщила Макатрова Л. О. методист Центра педагогики.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Пожарная безопасность
  • Безопасность детей
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация работы по основам безопасности детей дошкольного возраста (из опыта работы).
Опубликовано: 22 мая 2012 в 11:08
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодний топиарий — мое творчество
Всем доброе воскресное утро, а у кого-то уже и день. Сегодня уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию новогодние топиарии, на мой взгляд...
Ждем Новый год или Адвент-календарь
Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Вот и наступил декабрь. С каждым днем зима радует нас своим великолепием: пушистый снег, веселые и забавные игры на...
«Есть у нас огород» — фотоотчет
У нас в детском саду есть огород, с весны до осени мы работаем на нём. Здесь дети получают навыки выращивания растений, ухода за ними. Огород – это ещё и...
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс
Новогодний шар из бумаги в технике оригами. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • Белая бумага для принтера • Цветная бумага для...
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке».
Фотоотчет НОД по лепке с использованием природного материала «Паучки на паутинке». Цель: развивать умение лепить паука, передавая характерные...