Организация работы по развитию фонетико-фонематических процессов во второй младшей группе

Наталья Корнилова
Организация работы по развитию фонетико-фонематических процессов во второй младшей группе

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Всем известно, что дети обучаются речи со слуха.

В младшем дошкольном возрасте развитие фонетико- фонематического слуха начинается со следующих ступеней:

1. Узнавание неречевых звуков.

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

Работа воспитателя в группах с ОНР по развитию фонематических процессов сводится не к дублированию работы учителя-логопеда, который используют специальные методики, а в процессе совместных игр с детьми. В ненавязчивой игровой обстановке мы отрабатываем, закрепляем и совершенствуем те знания и умения,которым обучает логопед на специально организованных занятиях. То есть наша работа, всё-таки, идёт в тесной взаимосвязи, т. к. цель одна - помочь детям качественно овладеть фонематическими процессами, чтобы на дальнейшем этапе формирования фонематического восприятия слов дети не испытывали трудности.

Для начала мы подготовили дидактические пособия к играм. В групповом помещении создали «уголок» ,в котором разместили весь необходимый материал для развития фонематического восприятия (ширма, музыкальные инструменты, обучающие книги с звуками, магнитофон, диски с записями различных звуков, фабричные и самодельные дидактические игры). Постарались, чтобы наши пособия были качественными и привлекательными для детей, чтобы у них был интерес и желание действовать с ними.

На восприятие и различение неречевых звуков, во второй младшей группе мы проводим следующие игры и упражнения.

Игра «Где позвонили?» Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.

Игра «Жмурки с голосом». Водящему завязывают глаза. Он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети лают, кричат петухом, кукушкой. Водящий, поймавший кого-нибудь, по голосу узнает, кого именно поймал он.

Игра "Колокольчики" Цель – дифференцировать близкие по звучанию неречевые звуки (колокольчик с низким и высоким звучанием) ; называть прилагательные, обозначающие характер звучания колокольчика: "низкое", "высокое".

Игра «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом?» Определить на слух направление звука, источник которого расположен справа- слева – сзади – спереди.

Игра "Поставь по порядку" Цель – запоминать последовательность звучания неречевых звуков, узнавать, различать, называть звучащие музыкальные игрушки.

Игра "Звуковые бочонки" Цель – дифференцировать неречевые звуки.

Организация работы по развитию фонетико-фонематических процессов во второй младшей группе

Игра «Скажи, что ты слышишь?» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма) .

Игра «Узнай по звуку». Играющие становятся спиной к ведущему, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Играющие на слух определяют природу звука.

Игра «Найди игрушку». Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.

Публикации по теме:

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Развитие фонематического слуха Развитие фонематического слуха у дошкольников. Многие родители считают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он будет грамотно читать.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Организация работы по развитию фонетико-фонематических процессов во второй младшей группе
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 12:13
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...