Организация работы с родителями в сельском детском саду

Марина Корыстина
Организация работы с родителями в сельском детском саду

Организация работы с родителями в сельском детском саду

(Методические рекомендации)

Обобщение опыта работы

Введение

Признанной аксиомой является исключительная роль семьи в деле воспитания детей. Но для детей, посещающих дошкольное учреждение и находящихся там большую часть дня, успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и детского сада. Детский сад, всегда стремился влиять на семьи, чтобы реализовать возможности и развить способности ребенка. Практика показывает, что в настоящее время сотрудничество семьи и образовательных учреждений всех уровней становится все более актуальным и востребованным.

Многих педагогов, работающих в нашем детском саду, волнует вопрос: какими должны быть взаимоотношения дошкольного учреждения и семьи?

Некоторые родители считают, что отдав своего ребенка в детский сад, ответственность за его воспитание и развитие они целиком и полностью переложили на специалистов сада, а сами они должны лишь контролировать и оценивать действие работников детского сада, не участвуя в самом воспитательно - образовательном процессе.

В детском саду «Сказка» регулярно проводятся анкетные опросы родителей, из которых видно, что часть родителей :

- не участвует в жизни детского сада - 8 %

- считает, что проблемы воспитания детей должны решать воспитатели -30 %

Встречаются родители, которых вообще не интересует все происходящее в детском саду, не волнуют успехи или проблемы их ребенка. Вместе с тем ни для кого не секрет, что в дошкольном возрасте именно родители оказывают самое большое влияние на развитие ребенка, и, если они не будут интересоваться тем, как протекает этот процесс, сотрудничать с детским садом, усилия могут оказаться напрасными. Таким образом, можно сделать вывод, что в основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Кто же должен быть инициатором установления сотрудничества? Конечно, педагоги дошкольного учреждения, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а стало быть, понимают, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. Педагог сознает, что сотрудничество требуется в интересах ребенка и что в этом необходимо убедить и родителей.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны лишь в том случае, если педагог не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях. Тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна свидетельствовать о том, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители – его сотрудники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Обязанностью сотрудников дошкольного учреждения является оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребенке, закономерностях его развития и путях воздействия на него с целью всестороннего гармонического развития, подготовки к обучению в школе.

Педагоги и родители нашего детского сада поставили перед собой единую цель: Сотрудничать в деле воспитания здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, адаптированных к жизни в современном обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую задачу:

• Эффективно использовать уже имеющиеся и разрабатывать новые формы организации общения с родителями воспитанников.

Был разработан план работы детского сада с родителями, включающий разнообразные формы сотрудничества с семьей.

План работы с родителями

Формы сотрудничества с семьей

Месяц /Дни открытых дверей, Фотовыставки, Выставки детских работ, Совместные экскурсии,походы, субботники, Тематические

недели, Акции, Консультации педагогов специалистов, Мини-газета, родительские собрания

Сентябрь

«Наш любимый детский сад» «Лето красное прошло…» «Школа туристят» -поход в березовую рощу «Адаптация детей раннего возраста» «Вот и стали на год мы старше» по группам

Октябрь

«Октябрь - пахнет капустой»

праздник «Хорошо у нас в саду» «Золотая осень» «Профилактика простуд. заболеван»

Ноябрь

«Папа, мама и я – спортивная семья» «Моя любимая мама» «Спорт глазами детей» «Неделя нескучного здоровья»

«Мама –слово дорогое» «Досуг в выходной день» «Новости из «Сказки»

перв. выпуск «Как отвечать на детские вопросы

Декабрь

«А у нас на Новый год…» «Зима – не помеха для прогулок и смеха» «В «саду» родилась елочка» Строительство Снежного городка «Птичья столовая» «Взрослый мир в детский мультфильмах» «Какие игрушки нужны вашим детям»

Январь

«Выставка нетрадицион. оборудования» «Пришла Коляда» «Мы рисуем зиму» «Рождественская неделя» «Влияние пальцев рук на развитие речи»

Февраль

«23 февраля – красный день календаря» «Мой папа- защитник» «Снеговик наш друг» «Кто сказал, что снеговик жить на холоде привык» «Новости из «Сказки»

второй выпуск «Какой хороший папа»

Март

«8 Марта –Международный Женский день» «От солнышко-тепло, от мама и бабушки-добро» «Как на Масленой неделе…» Совместная поездка в Кемеров. театр кукол «Чудо по имени Театр» «Семей

ный театр»

Апрель

«День юмора и смеха» «Огонь -наш друг и враг» «Самый чистый игровой участок» «Останови пожар» «Учимся играть в подвиж. игры дома»

Май

«Выпускной бал» «9 Мая- День Победы» «Волшебная страна семьи» «Новости из «Сказки»

третий выпуск «Подготовка к школе»

Июнь

«Милый мой папа»- день отца Туристический поход «Путешествие в мир насекомых» «Система закали

вания летом»

Июль

«В мире цветов» «Благоухающий цветник» «Чем и как занять ребенка дома летом»

Август

«Счастье – это наши дети и взаимоотношения в семье

«Город мастеров» - постройки из песка

«Художественное развитие детей»

«Новости из «Сказки»

летний выпуск

«Учебный год не за горами»

Обзор метод. пособий

Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников

В настоящее время детский сад «Сказка» ориентирован на поиск новых эффективных форм организации общения с родителями воспитанников. Среди них большую группу составляют наглядно – информационные формы.

Наглядно – информационные формы, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приемов домашнего воспитания. Предлагаемые формы помогают объективно увидеть деятельность педагога, оказывают практическую помощь семье.

Условно их можно разделить на две подгруппы:

• Информационно – ознакомительные;

• Информационно – просветительские.

Информационно – ознакомительные формы работы с родителями

Информационно – ознакомительные формы

• Эпизодические посещения родителями детского сада;

• Открытые просмотры занятий и других видов детской деятельности;

• Дни открытых дверей, праздники в детском саду;

• Видеофильмы из жизни групп детского сада, научно – познавательные фильмы;

• Прогулки и экскурсии педагогов, детей и родителей;

• Выставки детских работ;

• Фотовыставки;

• Информационные проспекты.

Задачей – информационно – ознакомительных форм – является информирование родителей об особенностях работы дошкольного учреждения, знакомство с педагогами.

Эпизодические посещения родителями ДОУ

Говоря об эпизодических посещениях родителями нашего детского сада, имеется в виду не только утренний приход детей в группу и то время, когда родители забирают их домой. Такие посещения могут происходить по желанию родителей, по приглашению воспитателя и предполагают постановку перед родителями конкретных педагогических задач: наблюдение за играми, занятиями,

поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью воспитателя, ознакомлением с режимом жизни детского сада. У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличающейся от домашней. Хороший результат показала практика приглашать в группу родителей тех детей, у которых возникают проблемы в обучении или в поведении которых есть какие – либо отклонения. Эту форму мы считаем очень эффективной для повышения педагогической культуры родителей и решения возникающих проблем.

Так же мы приглашаем и родителей, дети которых добились определенных успехов. Например, часто родители приходят на занятие к логопеду, где им показывают, как помочь малышу дома, чтобы закрепить и развить достигнутый успех.

Педагоги рады видеть в нашем детском саду своих родителей, которые проявляют интерес к обучению детей, к занятиям, к игровой деятельности.

И порой, родителей ожидают открытия. Домашний «тихоня» может оказаться «разбойником – атаманом» в группе, а активный и подвижный ребенок – спокойным и даже застенчивым.

Беседы, проводимые с родителями, после таких наблюдений оказываются более эффективными и убедительными: ведь аргументами становятся факты, которые родители сами видели.

Дни открытых дверей

В последнее время, для развития взаимодействия с родителями, в нашем детском саду широко распространены «Дни открытых дверей», в основе которых лежат современные принципы общения педагогов и родителей. Для родителей организуются экскурсии по детскому саду, встречи со специалистами, демонстрируются фотоматериалы, касающиеся жизни детей. Такое «погружение» в жизнь дошкольного учреждения демонстрирует родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду, помогает иначе взглянуть на ребенка и собственные методы и приемы воспитания.

Дни открытых дверей в нашем детском саду проходят систематически. В этот день коллектив детского сада показывает семьям воспитанников свои достижения. В сентябре каждого учебного года проводятся родительские собрания: «Наш любимый детский сад – рад видеть вас», на которых родители знакомятся с созданной в группе развивающей средой, образовательной программой, с целями и задачами воспитательно- образовательной работы на новый учебный год. Родителей проводят с экскурсией по другим группам детского сада, где можно увидеть и сравнить оформление и развивающую среду с тем, что создано в своей группе. Родителей знакомят со специалистами, показывают оформление музыкального, физкультурного зала и логопункта. В течение года в детском саду были проведены выставки работ «Цветоград», «Дары осени», ««Кто сказал, что снеговик жить на холоде привык» и др., акции «Птичья столовая», «Березкины слезки», конкурсы: «Самая красивая клумба», «В саду родилась елочка». В это время, были объявлены дни открытых дверей, когда родители посетили все группы и увидели поделки, газеты, выставки, поучаствовали в судействе и распределении мест.

Праздники в детском саду

Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми, с первую очередь – с родителями. Такие контакты помогают установить семейные праздники в нашем детском саду.

Детский сад с радостью «открывает» свои двери в такие праздники как:

• «Октябрь – пахнет капустой» -

• осенний фольклорный праздник, на котором дети вместе с родителями надевают русские народные костюмы, поют песни, читают стихотворения, потешки, играют в русские народные игры, вспоминают пословицы о капусте, мамы делятся советами о лечебных свойствах капусты, в конце праздника совместно солят капусту.

• «Неделя нескучного здоровья» - цель, которой пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников и родителей. Наши педагоги постарались, чтоб об этом праздники все узнали сразу же, переступив порог детского сада: холлы, приемные, группы были украшены воздушными шарами с «крылатыми выражениями» о здоровье. Для старшей и подготовительной групп, совместно с родителями были проведены спортивные развлечения «Папа, мама и я – спортивная семья», с конкурсами для детей и родителей.

• «День матери» - праздничный концерт, дети пели индивидуальные песни для мам, читали стихи.

• «А У нас на Новый год…» - театральные представления с героями сказок во всех возрастных группах;

• «В гости коляда пришла» - дети, сотрудники нашего сада «наряжались» в различные костюмы, маски, брали корзиночки для угощений и с подарками и ходили по детскому саду со словами колядок, в музыкальном зале пели рождественские песни, играли в народные игры.

• «Масленица» - развлекательный праздник, который проводится именно на масленичной неделе. Заранее была сделана кукла Масленица. Дети, родители, воспитатели были одеты в яркие, нарядные костюмы. Водили хороводы, играли в игры, «хозяйка» угощала вкусными блинами и горячим чаем. Кульминацией праздника было сжигание куклы «Масленицы». Дети и родители получили огромный положительный заряд хорошего настроения.

• «23 февраля – красный день календаря» - физкультурно-музыкальное развлечение. Дети вместе с папами пели песни, соревновались в ловкости, быстроте, выносливости. На этом празднике дети закрепили знания о родах войск и знаках различия в армии.

• «8 Марта – Международный женский день»; музыкально – развлекательный праздник с участием мам, бабушек, сестер. В старшей, подготовительной группе праздник прошел, как семейный вечер отдыха «Два рояля». Дети, мамы, бабушки и педагоги совместно участвовали в музыкальных номерах, играли на музыкальных инструментах. Дети младшей и средней группы показали театральные представления для любимых мам и бабушек.

• «День семьи»- традиционно семейный праздник, который проводится совместно с мамами и папами, бабушками и дедушками. На празднике было рассказано о семейных традициях, праздниках, играли в семейные игры, пели песни, частушки.

• «День отца» - праздничный концерт.

• «Выпускной» - ежегодно дети подготовительной группы вместе с родителями и сотрудниками выезжают в Кемеровский детский центр «Теремок», который находится в Парке чудес. Дети вместе с мамами и папами участвуют в развлекательной программе.

Видеофильмы из жизни группы

Технические возможности нашего детского сада в последние годы значительно расширились. Родители теперь могут ознакомиться с жизнью детей в детском саду не только непосредственно, при посещении, но и с помощью разнообразных технических средств.

В методическом кабинете создана видеотека с записями познавательных, физкультурных, музыкальных занятий, развлечений, праздников, игр, закаливающих мероприятий, режимных моментов, прогулок на свежем воздухе.

Все это фильмы из жизни группы, где стараются снять на пленку каждого ребенка, запечатлеть особенности его поведения, отношения со сверстниками и взрослыми в группе. На родительских собраниях педагоги используют записи своеобразных «интервью» с детьми на разные темы: «Как мы играем с друзьями», «Мои любимые занятия», «Моя любимая мама» и т. д. Видеофильмы помогают получить информацию о жизни ребенка в ДОУ, его развитии, более образно донести эту информацию до родителей, скорректировать совместную воспитательную работу

Прогулки и экскурсии педагогов, детей и родителей

Для детского сада «Сказка» традиционны совместные выезды на природу, посещение театра, музея детьми, педагогами и родителями воспитанников. Такие мероприятия сплачивают, способствуют неформальному открытому взаимодействию. Особенностью таких совместных мероприятий, проводимых в нашем детском саду, является не только совместный отдых, но и обучение родителей элементарным способам организации детско – взрослой деятельности, показ средств налаживания контактов и путей выхода из сложных педагогических ситуаций.

Например, традицией детей старшей и подготовительной группы стали ежегодные «Походы в Березовую рощу», поездки на пожарную выставку, в «Музей Боевой славы», к «Вечному огню» г. Кемерово, в театр кукол и др.

Тематические недели в детском саду. Выставки работ. Акции.

Интересной формой взаимодействия детского сада и семьи является организация разнообразных выставок, акций которые проводятся в нашем детском саду. Конечно, в каждой группе представлены уголки творчества детей, в которых регулярно размещаются детские работы, выполненные на занятиях. Но мы организуем и другие выставки, на которых вывешиваются совместные работы педагогов и детей, родителей и детей:

«Спорт глазами детей», «Чудо по имени Театр», «От солнышка тепло, от мамы добро» и др.

Ежегодно в детском саду проводятся выставки совместно детско-родительских поделок из природного материала и овощей:

мастерская «Золотая Осень», «Веселые затеи», «Цветоград» и др.

Также в детском саду мы практикуем проведение акций. Акция – это действие, предпринимаемое для какой – либо цели. Инициаторами акций выступают как сотрудники детского сада, так и семьи воспитанников. В последнее время получили распространение акции:

• «Птичья столовая»

• «Снежный городок»

• «Сделаем наш детский сад красивым»

• «Самая красивая клумба»

Тематические недели, которые прошли в нашем саду:

• «Неделя нескучного здоровья»

• «Рождественская неделя»

• «Книжкины именины»

• «Березкины слезки»

• 9 Мая – День Победы;

• «Чудо по имени Театр»

• «Кто сказал, что снеговик жить на холоде привык»,

всегда сопровождаются выставками, которые приносят большое удовольствие и детям и родителям. Такие недели становятся стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами для тех родителей, которые по какой – либо причине не смогли сделать этого раньше.

Фотовыставки

Фотовыставки, проводимые в детском саду «Сказка», также направлены на ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения, деятельностью их детей. Фотовыставки имеют тематику и посвящены какому - либо интересному событию из жизни группы, детского сада, празднику, увлекательному досугу, экскурсии или отражают обычную, повседневную жизнь детей в группе:

- «Хорошо у нас в саду»

- «Семейные традиции»

- «Как я провел лето»

- «Мои любимые игрушки»

- «А у нас на Новый год…»

- «Пришла Коляда – отворяй ворота»

- «Моя любимая мама»

- «Мой папа – военный»

- «Папа, мама и я дружная семья»

- «Гимнастики после сна»

- «Мороз – не помеха для веселых игр» и т. д.

Фотографии сопровождаются небольшими стихотворениями и краткой информацией для родителей. Эта информация позволяет увидеть целесообразность того или иного вида деятельности. Фотографии детей всегда привлекают родителей.

Таким образом, использование педагогами наглядно – ознакомительных форм играет существенную роль в реализации принципа открытости дошкольного учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний.

Информационно – просветительские формы

Информационно – просветительские формы

• Информационные стенды;

• Папки – передвижки;

• Мини – газеты;

• Выставки литературы

Информационно – просветительские формы направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей, знакомство родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через средства печати, организацию выставок, папок – передвижек.

Информационные стенды

Оформление информационных стендов стало в нашем детском саду хорошей традицией. В холлах детского сада, оформлены разнообразные стенды:

- «Защита прав и достоинств маленького ребенка»;

- «Наш любимый детский сад»;

- «Национальный проект «Образование»»;

- «Готовимся к школе»;

- «Растем здоровыми»;

- «Весело в саду живем»;

- «Летопись детского сада».

В родительских уголках, расположенных в приемных групп, на стендах воспитатели помещают информацию о режиме дня, расписании занятий в группе, о программном содержании занятий, о том, что усвоено с детьми по программе за определенный период. В уголках здоровья представлены планы лечебно – профилактических мероприятий, антропометрические данные детей, сан. бюллетени с различной тематикой и объявления.

Основные требования, которых придерживаются педагоги при оформлении информационных стендов: эстетичность, актуальность и постоянная обновляемость материалов.

Папки – передвижки

В детском саду широко используются папки – передвижки, которые призваны, более подробно знакомить родителей с теми или иными вопросами воспитания. В содержимое папки воспитатели включают консультации и памятки для родителей, подготовленные методистом и специалистами детского сада, помещают подобранные на актуальную тему вырезки из газет и журналов. После знакомства со статьей, представленной в папке - передвижке педагоги обязательно проводят беседу с родителями, выясняют их мнение о прочитанном: что заинтересовало, что бы еще хотели узнать, какой материал, с их точки зрения, необходимо добавить в папку. Папки-передвижки воспитатели формируют по тематическому или возрастному принципу:

• «Права ребенка»;

• «Золотая осень»;

• «Досуг в выходной день»;

• «Веселая физкультура в квартире»;

• «Влияние пальцев на развитие речи»

• «Это нельзя приносить в детский сад» и др.

Мини – газеты

Наш детский сад выпускает мини – газету, которая выходит 1 раз в квартал и освещает жизнь детского сада. Так же был выпущен специальный выпуск мини - газеты, посвященный истории развития дошкольного образования в нашем поселке за период с 1958 по 2008 год. Газета выпускается силами педагогов и на имеющейся в детском саду компьютерной технике, поэтому имеет разный тираж и объем. В качестве корреспондентов в газете выступают воспитатели, специалисты детского сада. В газете помещаются консультации по той или иной теме, отзывы родителей, новости из групп, анонсы конкурсов и благодарности родителям за помощь. Поэтому статьи отличаются стилем подачи информации, тематикой.

Выставка литературы

В детском саду мы стремимся помочь родителям ориентироваться в мире педагогической литературы, для чего в группах детского сада с, участием методиста, организуются «передвижные выставки» новых книг по вопросам воспитания детей, а также детских книг, которые родители могут читать вместе с ребенком. Были проведены выставки:

- «65-лет Кемеровской области»

- «Останови пожар!»

- «Адаптация детей в детском саду» и др.

Выставка работает обычно в течение одной недели, затем «переезжает» в другую группу. При подборе литературы, учитывается возраст детей в группах, поэтому экспонаты выставки пополняются и заменяются. Такие выставки играют важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствуют возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном учреждении, изучению психологической и педагогической литературы, обогащают их знания. После окончания работы выставки проводится круглый стол, на котором происходит общение педагогов и родителей, помогающее лучше понять друг друга, прийти к общей взаимодополняющей позиции в воспитании ребенка. Таким образом, живое непосредственное общение педагогов с родителями воспитанников, не подменяется наглядностью, а наглядно – информационные формы организации общения являются только естественным дополнением диалога педагогов и родителей, а не основным способом их общения.

Заключение

Можно сделать вывод, что педагогический коллектив нашего детского сада строит свою работу по обучению и воспитанию детей в тесном контакте с родителями воспитанников. Для полноценного развития детей, взаимодействие с родителями осуществляется по многим направлениям: специалисты и педагоги проводят консультации для родителей, организуют встречи с учителями начальных классов, проводят совместные праздники, субботники, поездки, привлекают родителей к созданию развивающей среды в группах.

Воспитатели детского сада отмечают, что взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее, интереснее и требуют от педагогов больше эрудиции, гибкости, понимания стоящих перед ними задач, вдумчивости в постановке вопросов перед коллективом родителей и каждой семьей в отдельности.

Учитывая выше изложенное нужно отметить, что увеличилось количество членов семей принимающих участие в мероприятиях, проводимых в детском саду: праздниках, походов, тематических неделях, консультациях, собраниях и др. Родители активно участвуют в помощи при пошиве костюмов к праздникам, конкурсам, изготавливают атрибуты к развлечениям. Родители охотно работают на участке детского сада, внося свой вклад в благоустройство детской площадки, проведении косметического ремонта в детском саду.

Результатом тесного вовлечения родителей в жизнь детского сада явилось изменение отношений к детскому саду в лучшую сторону. По данным анкетного опроса 83% родителей положительно оценивают работу детского сада.

Литература

1. Арнаутова Е. П. В гостях у директора [Текст ]: учеб. пособие / Е. П. Арнаутова. – М. : ООО «Линка –Пресс», 2004. – 208 с.

2. Глебова С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия [Текст ]: практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. /

С. В. Глебова. – Воронеж: ЧП С. С Лакоценин. ,2007 – 111 с.

3. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями [Текст ]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова. – М., 2002. – 120 с.

4. Евдокимова Е. С. Детский сад и семья [ Текст ]: методическое пособие для педагогов и родителей. / Е. С. Евдокимова. – М. : Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.

5. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ

[ Текст ]: методический аспект. / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ

Сфера, 2007. – 80 с.

6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Взаимосвязь дошкольного учреждения с

семьей [ Текст ]: учебное пособие для студентов. / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

7. Кротова Т. В Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанников [ Текст ]:

8. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей

[ Текст ]: пособие для работников ДОУ. / О. В. Солодянкина. - М. : АРКТИ, 2004. – 80 с.

Публикации по теме:

Уроки семьи и семейных ценностей в нашем детском садуУроки семьи и семейных ценностей в нашем детском саду Семья и семейные ценностей3 сентября в дошкольных учреждениях Волгоградской области проводятся «Уроки семьи и семейных ценностей» на основании.

Структура годового плана работы ГДОУ Структура годового плана работы ГДОУ1. Титульный лист. 2. Анализ работы ДОУ за прошедший учебный год. 3. Основные задачи работы ДОУ на будущий.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Игрушки
  • Человек
Автор публикации:
Организация работы с родителями в сельском детском саду
Опубликовано: 27 сентября 2012 в 15:32
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...