Организация работы в группе предшкольной подготовки с детьми 5,5–7 лет

Анна Шумилова
Организация работы в группе предшкольной подготовки с детьми 5,5–7 лет

в МАДОУ дскв №10 «Березка»

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступеньке – дошкольному образованию.

Первоочередная задача на современном этапе – это введение вариотивных организационных форм дошкольного образования. Одна из таких форм – группы кратковременного пребывания детей в детском саду.

Эти группы (ГКП, ГПП) обеспечивают запросы родителей, не имеющих возможности по каким-либо причинам отдавать ребенка в детский сад на полный день, с другой стороны, призваны дать детям дошкольного возраста необходимые условия и равный старт в школьном образовании. Психолого - педагогические исследования показывают, что у большинства «домашних» детей поступающих в школу не развита мелкая моторика, устная речь, не сформировано умение организовывать свою деятельность, отсутствуют навыки работы в группе сверстников.

Главной целью создания групп предшкольной подготовки является всестороннее развитие детей, формирование у них основ готовности к принятию новой социальной позиции - «позиции школьника», имеющего круг определенных обязанностей и прав; создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей, воспитание трудолюбия, любви к Родине, семье, окружающей природе; взаимодействие с семьей для обеспечения полного развития ребенка и запросов родителей. Для детей старшего дошкольного возраста группы кратковременного пребывания (в том числе ГПП) выполняют функции включения в широкий мир сверстников и взрослых (социализация, гармоничного личностного развития и общей психологической подготовки к школьному обучению. Образовательный процесс в группах кратковременного пребывания (в том числе и ГПП) организован с учетом этих функций и индивидуальных особенностей поступающих в группы детей и направлен на обеспечение познавательного, эмоционально-эстетического и социально-этического развития, формирование их как эмоционально благополучных, активных субъектов деятельности и отношений со взрослыми и сверстниками.

В МАДОУ №10 «Березка» группы кратковременного пребывания и предшкольной подготовки для детей не посещающих дошкольное учреждение организованы и функционируют с 2006 года. За этот период к школе было успешно подготовлено 9 детей.

Мы считаем, что вариативность в образовании должна рассматриваться в самом широком смысле. В дошкольном учреждении должно быть и многообразие образовательных программ, которые обеспечивают личностно-ориентированное обучение и воспитание детей, и разнообразные формы пребывания детей, соответствующие запросам и возможностям родителей.

Условиями эффективного предшкольного образования являются правильно поставленные цели и задачи, которые реализуются в группе предшкольной подготовки:

• создание плавного перехода от воспитания в условиях семьи к воспитанию детей в образовательном учреждении;

• формирование выраженной внутренней учебной мотивации, всестороннее развитие детей;

• укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей детей.

• формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.

• формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающему.

• снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, агрессивности.

• развитие познавательной сферы в соответствии с возрастом, расширение кругозора, усвоение общепринятых норм использования предметов окружающего мира.

• взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня компетентности по отношению к собственным детям.

• создание единого стиля воспитания и общения с ребенком в образовательном учреждении и семье.

Для реализации поставленных задач в МАДОУ были созданы необходимые условия для пребывания детей в группе предшкольной подготовки; сформирована нормативно-правовая база (Положение о группах предшкольной подготовки, были заключены договора между МАДОУ и родителями (лицами их заменяющими) ребенка; утвержден график работы специалистов в группах кратковременного пребывания; разработан табель посещаемости детей (Приложение №1); создана и обновляется ежегодно база данных по микрорайону о детях предшкольного возраста неохваченных ДОУ и разработан план мероприятий с населением микрорайона по охвату детей предшкольного возраста дошкольным образованием (Приложение №2). В соответствии с планом нашими педагогами был проведен подворовый обход с целью выявления детей 5,5-7 лет не посещающих дошкольное учреждение, родителям этих детей были розданы пригласительные на собрание, в ходе которого было проведено анкетирование и предложены консультации о важности групп предшкольной подготовки. В течение учебного года родители приглашались на дни открытых дверей, новогодние утренники, педагогические гостиные, родители активно участвовали в конкурсах организованными старшим воспитателем и педагогами группы предшкольной подготовки.

В результате проделанной работы у родителей повысился уровень педагогической компетентности в воспитании детей, а также родители получили представление о деятельности детского сада в этом направлении.

В образовательном процессе наши педагоги сочетают различные виды деятельности (игровой, музыкальной, изобразительной, физкультурной и т. д., каждый из которых способствует развитию определенной готовности ребенка в специально созданных условиях и насыщают процесс подготовки к школе.

Предшкольное образование ориентировано на поддержание природной любознательности ребенка, его желание учиться и достигать значимых целей, приобретение уверенности в своих возможностях и перспективах, готовность работать в коллективе. В процессе обучения в группе предшкольной подготовки у детей формируется учебная мотивация, происходит развитие функций произвольного поведения мыслительной деятельности. Дети овладевают основными компонентами учебной деятельности, осваивают учебно-познавательные и практические умения в разных видах деятельности, направленные в том числе и на решение учебных задач.

Сотрудничество с семьей мы считаем неотъемлемым фактором в процессе воспитания, так как полноценное образование ребенок может получить лишь в том случае, если родители играют и общаются с ним дома, используя при этом рекомендации педагогов. С этой целью наше учреждение проводит работу по педагогическому просвещению родителей, воспитывающих детей в домашних условиях: педагоги консультируют родителей по возникающим вопросам (Приложение №3, проводят анкетирование (Приложение №4,совместные родительские гостиные.

Ежегодно мы обновляем банк данных о дошкольниках, не посещающих дошкольные учреждения, выявляем причины непосещения и образовательные потребности таких семей.

Организация совместной работы с семьей в нашем дошкольном учреждении строится на следующих положениях:

• Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи развития ребенка хорошо понятны не только воспитателем, но и родителями, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду;

• Систематичность и последовательность работы в соответствии с конкретным планом в течении всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду;

• Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов, способностей и возможностей;

• Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

Кроме воспитателей к педагогическому процессу привлекаются музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог. Занятия со специалистами строятся в непринужденной форме, что способствует свободному общению взрослого с детьми. Дети развиваются и воспитываются в режиме игры, свободного творчества, общения.

В нашем детском учреждении сложилась единая система взаимодействия специалистов. Преемственность в работе узких специалистов обеспечивается применением единых комплексных и парциальных программ, заданий специалистов воспитателям по индивидуальной работе с детьми, открытыми мероприятиями и другими формами работы специалистов с воспитателями.

Узкие специалисты собирают необходимую информацию о ребенке, анализируют информацию, намечают пути решения проблемы. Готовятся индивидуальные рекомендации, консультации педагогам и родителям.

Практика показала, что в МАДОУ группы кратковременного пребывания и предшкольной подготовки оправдывают себя в полной мере. В группах создана эмоционально благоприятная атмосфера, что способствует формированию у детей чувства уверенности в окружающем, положительного впечатления о детском саде, дети овладевают средствами и способами познавательной деятельности (развитие восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, стремятся познавать новое и интересное.

Готовность ребенка к школьному обучению рассматривается, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную и интеллектуальную подготовку. Данные мониторинга показали, что у детей группы предшкольной подготовки уровень физической готовности составляет 80%. Дети научились выполнять упражнения более качественно, с результатом, двигательные умения и навыки возросли, стали активными участниками спортивных праздников, научились слаженно действовать в команде, точно выполнять правила подвижных игр и эстафет. У родителей пополнились знания по физическому воспитанию детей, возрос интерес к здоровому образу жизни, физкультуре и спорту. Они научились с пользой для детей организовывать активный отдых в выходные дни.

Личностная готовность детей составила 75%. У детей повысился уровень произвольности поведения, уровень самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной). Дети группы предшкольной подготовки к концу учебного года стали активными, инициативными, самостоятельными. У детей повысилась ответственность за свои поступки и действия, они научились слушать другого и согласовывать с ним свои действия, работать в группе.

Интеллектуальная готовность составила 87%. Дети получили обширные представления о мире людей, вещей, природе, овладели средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование, основными формами речи (диалог, монолог).

К концу дошкольного детства у детей сформировалась мотивационная готовность к новой социальной позиции – «позиции школьника», имеющего круг определенных обязанностей и прав. Это выражается в положительном отношении ребенка к школе, учебной деятельности, взрослым, самому себе.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Реализация ФГТ в ДОУ» В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. нормативно правовые документы федерального уровня.

Презентация «Медиакомпетентность воспитателей ДОУ при создании электронных презентаций» План семенара: 1. Введение 2. Компьютер: ЗА и ПРОТИВ 3. Рекомендации по использованию ИКТ: 4. Общие требования к использованию рисунков.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Деревья и листья
  • Лэпбуки
Автор публикации:
Организация работы в группе предшкольной подготовки с детьми 5,5–7 лет
Опубликовано: 7 ноября 2013 в 11:25
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...