Папки-передвижки

Организация работы в МДОУ по обучению и развитию детей с ОВЗ совместно со специалистами

Любовь Губочкина
Организация работы в МДОУ по обучению и развитию детей с ОВЗ совместно со специалистами

Организация работы в МДОУ обучению и развитию детей с ОВЗ совместно со специалистами.

Слайд 2

ДОУ, организуя интегрированное воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают следующие социально-значимые задачи:

1. расширение охвата детей необходимой социально – педагогической и медико-социальной помощью.

2. Максимальное приближение необходимой помощи к месту жительства ребенка

3. Обеспечение родителей (лиц, их заменяющих) консультативной поддержкой.

Публикация «Организация работы в МДОУ по обучению и развитию детей с ОВЗ совместно со специалистами» размещена в разделах

4. Подготовка общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, ДОУ может организовать интегрированное воспитание и обучение детей даже в небольшом населенном пункте. Однако для оказания эффективной помощи нуждающимся детям в детском саду должны быть созданы соответствующие условия. Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с ОВЗ предусматривает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагоги должны знать основы коррекционной педагогики и спец. психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках организации образовательного процесса для таких детей.

Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса конкретных категорий детей со всеми участниками образовательного процесса. Особенно с детьми и родителями.

Слайд 3

Самое главное в работе с детьми с ОВЗ – это индивидуальный подход к каждому ребенку.

Слайд 4

Основными этапами индивидуального сопровождения выступают:

1. Сбор информации о ребёнке (беседа с родителями, изучение медицинской карты ребенка, диагностика развития ребенка)

2. Анализ полученной информации (сколько детей нуждаются в помощи, какие проблемы являются первоочередными).

3. Совместная выработка участниками ПМПк планов комплексной помощи для каждого конкретного ребёнка.

4. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем развития и социализации.

5. Организация непосредственной коррекционно-развивающей работы каждым участником сопровождения.

6. Анализ выполненной работы, с указанием того, что пока не удалось достичь.

7. Составление рекомендаций для родителей, педагогов по дальнейшему сопровождению ребенка.

Обследованием поступивших в ДОУ детей с ОВЗ занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, а воспитатель знакомится с полученными данными.

Слайд 5.

План изучения ребенка включает такие мероприятия как:

- беседа с родителями

- изучение медицинской карты

- обследование физического развития

- обследование психического развития : характеристика детских видов деятельности и познавательно-психических процессов, речи.

Слайд 6.

Рассмотрим взаимодействие специалистов и воспитателей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 7.

Работа учителя – логопеда в ДОУ включает в себя следующие направления:

• Диагностирование уровня импрессивной и экспрессивной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй);

• Составление индивидуальных планов развития, планов специально-организованных занятий;

• Осуществление на индивидуальных занятиях постановки диафрагмально-речевого дыхания, коррекции дефектных звуков, их автоматизации, дифференциации, введении в самостоятельную речь;

• Проведение подгрупповых занятий по формированию фонематического восприятия, подготовке к обучению грамоте;

• Введение в режимные моменты игр и упражнений, направленных на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи;

• Консультирование педагогов и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;

Слайд 8.

Работа учителя-дефектолога в дошкольном учреждении квключает в себя следующие направления деятельности:

— планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;

— консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;

— координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т. п.);

— ведет необходимую документацию (приложение).

Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями иди занятиями в малой группе — по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10-15 минут.

Слайд 9.

Направления работы педагога-психолога :

-диагностическое направление

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

своевременно выявить детей с ОВЗ;

выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

определить оптимальный педагогический маршрут;

обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребёнка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

определить условия воспитания и обучения ребёнка;

консультировать родителей ребёнка.

В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелёвой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребёнком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных показателей.

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы.

Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребёнка и зоны ближайшего развития, выявлению особенностей эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребёнка, особенностей его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми

-коррекционно-развивающее направление

В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.

-профилактическое направление

-консультационное направление

-информационное направление

Работа по данным направлениям обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

-организационное направление

Слайд 10.

Работа воспитателя включает в себя следующие направления деятельности:

• проведение специально-организованной коррекционно-развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности по подгруппам, организация совместной и самостоятельной деятельности детей;

• воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд, лепку, конструирование; развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения;

организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов;

• применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе;

• консультирование родителей об индивидуальных особенностях детей.

Воспитатель отвечает за жизнь вверенных ему детей. Охрана жизни и здоровья детей является центральной задачей деятельности воспитателя. Он первым принимает ребенка в группу и встречается с его родителями. Воспитатель контролирует все режимные моменты в группе.

Слайд 11.

Музыкальная коррекционно-развивающая деятельность также подчинена целям коррекционно-развивающего процесса обучения.

Музыкальный руководитель:

• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

• принимает участие в составлении индивидуальных коррекционных программ для детей;

• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе музыкального, песенного репертуара;

• использует элементы психогимнастики, музыкотерапии, логоритмики.

• Музыкальный руководитель проводит коррекционно-развивающую деятельность по музыкальному воспитанию и развитию ритмических способностей, а также организует подготовку и проведение детских утренников, праздников, досугов.

• консультирует родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;

• Ведет соответствующую документацию.

Слайд 12.

Инструктор по физической культуре:

• осуществляет укрепление здоровья детей;

• совершенствует психомоторные способности дошкольников;

• изучает двигательную сферу дошкольников с задержкой психического развития, основные движения, общую и мелкую моторику.

Особенности планирования коррекционно-развивающей деятельности по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей.

Основные направления взаимодействия с семьей:

• коллективные (собрания, консультации, «Дни открытых дверей», «Круглые столы», тематические праздники - где родитель может видеть достижения своего ребенка; семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике);

• индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов);

• наглядные (стенды, тематические выставки, выставки работ, брошюры, педагогические журналы).

Слайд 13.

Медицинская сестра:

-выявление состояния физического здоровья

-изучение медицинской документации (истории развития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды, изменения в физическом развитии)

-принимает участие в комплексном обследовании ребенка

-осуществляет консультативную помощь родителями специалистам по проблемам, связанным с интеллектуальным и психическим заболеванием ребенка.

- По медицинским показаниям осуществляет лечение воспитанников;

- совместно с другими специалистами определяет нагрузку воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания.

Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в индивидуальной коррекционно-развивающей программе. Структура индивидуальной программы для конкретного ребё нка включает в себя:

• комплексную диагностику;

• индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут;

• характеристику динамики развития ребёнка по разделам программы.

Слайд 14.

Рассмотрим взаимодействие специалистов при сопровождении ребенка с задержкой психического развития.

Характеристика ребенка с ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР)

Можно дать обобщенную характеристику задержки психического развития :

- При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.

- поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников);

- значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;

- ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована;

- отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;

- отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.

Слайд 15.

Работа с ребенком с ЗПР начинается с его диагностики специалистами ДОУ. Все этапы диагностики отражаются в индивидуальной карте развития ребенка.

Структура этой карты включает в себя следующие разделы (№ 1) :

• общие сведения о ребёнке.

• анамнестические данные

• данные обследования специалистов

• логопедическое и психолого-педагогическое обследование, которое включает:

1. внешний вид ребёнка (осанка, походка, координация движений, взгляд, мимика лица).

2. исследование движений и действий (состояние опорно двигательного аппарата и оценка двигательных возможностей, подвижность и моторика пальцев, динамический праксис, предметные действия, готовность руки к овладению письмом).

3. состояние познавательной деятельности (пространственные представления, временные представления, тактильный предметный гнозис, мышление (матрица фигур, классификация картинок «Что к чему?», «Почини коврик», счёт).

• изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире, математические представления.

• состояние игровой деятельности.

• состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

• состояние психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление)

• состояние эмоционально-волевой сферы (контактность, волевые проявления, работоспособность, мотивы деятельности, продуктивность).

• особенности речевой деятельности (звукопроизношение, фонематические восприятие, звуковой анализ, состояние звуковой структуры слова и лексики, грамматический строй и связная речь).

• анализ полученных результатов диагностики в соответствии с содержанием основных параметров в сводной таблице результатов (№ 2)

• заключение, которое включает структуру дефекта данного ребёнка с указанием сохранных функций, педагогический прогноз (способы усвоения усвоения общественного опыта, возможности обучения в сильной или слабой подгруппе, интенсивность индивидуальной коррекции, вид программы воспитания и обучения ребёнка в детском саду).

• основные направления коррекционно-развивающей работы в соответствии с которыми разрабатывается индивидуальная программа развития ребёнка (индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут).

Изучение каждого процесса происходит с помощью нескольких методик и оцениваются по 4 – бальной системе:

• низкий уровень – 1 балл,

• средний – 2 балла,

• выше среднего – 3 балла,

• высокий уровень – 4 балла.

Одним из вариантов, способствующих реализации особых образовательных потребностей, является «индивидуальный образовательный маршрут» дошкольника (№ 3).

Слайд 16-17

Динамика коррекционно – развивающего процесса отражается в листе контроля динамики

(№ 4). Лист контроля динамики развития заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания в январе и мае. Структура данного документа включает характеристику динамики развития ребёнка по разделам : игровая деятельность, развитие речи, обучение грамоте, формирование элементарных математических представлений, самообслуживание, музыкальное развитие, физическое развитие, эмоционально – волевая сфера, продуктивные виды деятельности.

Данный документ также включает в себя рекомендации, заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. Характеристика динамики развития ребё нка предполагает следующие виды: положительная динамика: высокий уровень; положительная динамика: выше среднего уровень; относительно – положительная динамика: средний уровень; незначительная динамика: низкий уровень; отрицательная динамика (невозможность ребёнка усвоить содержание того или иного раздела программ); волнообразная динамика; избирательная динамика.

Анализ полученных результатов динамики отражается в сводной таблице (№ 5).

Прикреплённые файлы:

moja_t62aq.pptx | 469,08 Кб
 
Публикации по теме:

Организация Рппс по экологическому воспитанию в группе ОВЗ из опыта работы Слайд 1 Доклад на тему: «Организация пространственной предметно-развивающей среды по экологическому воспитанию в группе с учётом ФГОС» (из.

Конспект занятия детей с ОВЗ совместно с родителямиКонспект занятия детей с ОВЗ совместно с родителями Конспект группового занятия с детьми с ОВЗ и родителями Педагог-психолог Эфендиева Г. Цель: - осуществление совместной деятельности.

Опыт работы «Организация образовательной деятельности по развитию вокально-хоровых навыков у детей в ДОУ» Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детского сада №52 «Лебедушка» г. Брянска Организация образовательной деятельности по развитию.

Опыт работы «Организация работы в группе общеразвивающей направленности с детьми ОВЗ» Ребенок получает дошкольное образование по общеобразовательной комплексной программе на основе индивидуального психолого - педагогического.

Организация работы по коррекции речевых нарушений, направленная на укрепление здоровья детей с ОВЗ Здоровье — это драгоценность, и притом единственная, ради которой не стоит жалеть времени, сил, трудов и всяких благ… М. Монтень (1533 —.

Презентация «Организация работы по развитию речи с детьми ОВЗ» «Заговори, чтоб я тебя узнал». Сократ Коррекционная работа и воспитательно-образовательный процесс в «лого» группе проводится на основе.

Организация работы по воспитанию и обучению детей c ФФНР и с нарушением слуха в смешанной группе (из опыта работы) Конечной целью специального образования детей с психическими и физическими отклонениями является полное интегрирование в общество, использование.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ Я не боюсь еще и еще раз повторить: Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

План работы с молодыми специалистами в ДОУ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ.

Организация психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в технике песочной и сказочной терапии Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа №1373 Совместная деятельность воспитателей. Интеграция областей: речевое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы в МДОУ по обучению и развитию детей с ОВЗ совместно со специалистами
Опубликовано: 9 июня 2018 в 10:01
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД