МААМ-картинки

Организация развивающего занятия при внедрении развивающего обучения в ДОУ (из опыта работы)

Наталья Корженевская
Организация развивающего занятия при внедрении развивающего обучения в ДОУ (из опыта работы)

Автор: Корженевская Наталья Александровна,

воспитатель первой квалификационной категории

АУ ДОУ №1 «Колокольчик»,

ХМАО – Югра, г. Радужный.

Организация развивающего занятия в форме коллективно – распределённой деятельности воспитателя и дошкольников при внедрении развивающего образования.

(из опыта работы)

В условиях стремительного развития нашего общества трансляция «готовых знаний перестаёт быть главной задачей образовательного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных форм и методов обучения. Перед педагогами встаёт задача поиска образовательных технологий, обеспечивающих максимальное развитие воспитанников. В основе моей инновационной работы лежит внедрение практики развивающего образования:

Публикация «Организация развивающего занятия при внедрении развивающего обучения в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах

- деятельностный подход к организации образовательного процесса (содержание и формы активности детей по освоению этого содержания). Это предполагает решение определённых задач: интеллектуальных, социальных, творческих в предметно- практическом и наглядно – образном плане с учётом возрастных возможностей детей, опираясь на их зону ближайшего развития;

- организации дошкольных видов деятельности в форме сотрудничества;

- использование знаково – символических средств, как средства организации социального поведения ребёнка в группе;

- развитие рефлексивных процессов при организации познавательной и творческой активности;

- ориентация содержания образования на формирования предпосылок учебной деятельности с целью создания условий для преемственности с начальной школой в системе развивающего образования;

- формирование креативных способностей личности ребёнка при решении творческих задач в рамках организации продуктивных видов деятельности.

В нашем детском саду начали внедрять технологии развивающего образования через создание проблемных ситуаций и организацию сотрудничества детей на занятиях.

Успех обучения в равной мере зависит и от взрослых, и от детей. При этом очень важно так построить образовательный процесс, чтобы ребёнок стал настоящим субъектом, принимающим на себя активную роль. Как же это происходит?

1. Процесс возникновения проблемы.

Поиск проблем – дело не простое. Известный философ Ф. Ницше писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока один наконец, не поднимет его». Многие ученные утверждают, что найти и сформулировать проблему часто важнее и труднее чем её решить.

Рассуждения о том, что появление и ясное формулирование должно предшествовать исследованию, верно, лишь частично. Формально это так, но реальный процесс творчества – это всегда попытка сделать шаг в неизведанное. Поэтому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена.

Выполняя эту часть работы с детьми, необходимо проявлять гибкость и не всегда требовать непременного ясного осознания и формулирования проблемы. Иногда достаточно её общей приблизительной характеристики, а не чёткого словесного оформления её.

2. Процесс решения проблемы.

Чаще всего организовывается через поиск решения в подгруппах и группах дошкольников. На занятиях проблемы бывают ясные или скрытые, которые не всегда необходимо проговаривать.

Основная задача проблемной ситуации – помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил один ребёнок (или несколько) и включить их в активную поисковую деятельность. Максимально используя проблемы, выдвигаемые детьми важно создавать ситуации специальными заданиями, закрытыми и открытыми вопросами, которые дают ребёнку возможность рассуждать – обнажить, заострить противоречия в сознании ребёнка и выявить из этих преднамеренных ситуаций противоречия, которые он способен замечать (например, проблема сохранения чистой воды на планете: возникают противоречия: зачем её беречь, воды много; а сколько её нам нужно, ведь за один день мы употребляем её не много; а ведь вода нам нужна на каждый день и ведь не только нам людям, Нои растениям, и животным, и так далее).

Стоит только столкнуться с проблемой, как наш мозг сразу начинает конструировать способы её решения – изобретать гипотезы.

Новое знание осознаётся в форме гипотезы. Поэтому одним из базовых знаний юного исследователя и является умение их выдвигать, строить предположения. В этом процессе требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность и даже такие личностные качества, как решительность и смелость.

Гипотезы рождаются как в результате логичных рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.

Поэтому для наших занятий годятся любые фантастические гипотезы и даже провокационные идеи, так как они нам необходимы, как возможные варианты решения проблемы. Их ценность в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно. Для детей гипотеза становиться важным фактором, мотивирующим творческий исследовательский поиск решения какой-либо проблемы.

Создание проблемных ситуаций, побуждает детей делать предположения делать выводы и, что очень важно, научить, не бояться допускать ошибки.

«Боясь ошибиться, ребёнок не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого, он будет решать только лёгкие проблемы», что неизбежно приведёт к задержке интеллектуального развития (А. М. Матюшкин).

3. Процесс определения формы занятия.

На этом этапе активность педагога высока и проявляется:

- в организации занятия;

- в определении цели занятия с постановкой проблемы, которая задаётся детям явно или в скрытой форме;

- в определении формы занятия (в группах, в парах или индивидуально).

Распределения на пары или группы происходит по желанию детей, с использованием знаковой системы, жребия. Но иногда приходиться вмешиваться в этот процесс для соблюдения равновесия.

Если одна группа получается значительно слабее другой, необходимо взаимозаменять одного - двух детей.

Для формирования пар у нас тоже существует правило: сильный занимается вместе со средним, средний со слабым, сильный с сильным. Пары в составе слабый – слабый не формируются, так как уровень, к которому нужно стремиться будет низок.

4. Процесс проведения развивающего занятия.

Здесь наблюдается возрастающая активность детей. На первых этапах внедрения развивающего обучения детям оказывалась помощь в определении порядка выполнения этапов работы в паре, например: посоветуйтесь и решите, кто будет вырезать туловище и голову бабочке из цветной бумаги, а кто будет вырезать крылья.

На следующем этапе дети определяли для себя последовательность действий и распределяли их между собой.

В настоящее время дети самостоятельно определяют объём работы, чётко видят этапы, распределяют между собой содержание этапов работы. В течение занятия я, как педагог не даю прямых указаний, но направляю с помощью вопросов, уточняющих проблему.

На традиционных занятиях позиция педагога была доминирующей. А здесь, педагог не идёт за ребёнком, не идёт далеко впереди, а между только на пол шага.

5. Процесс подведения итога занятия.

Активность педагога на этапе подведения итога занятия значительно уменьшается, инициатива переходит к детям.

На занятиях осуществляются следующие виды оценки.

По времени оценивания:

- прогностическая (перед выполнением задания).

- ретроспективная – поэтапная (в конце занятия или после выполнения задания, когда был достигнут результат).

Оценка по субъекту оценивания:

- самооценка – дети оценивают себя сами, без боязни, не стесняясь, с желанием.

- взаимооценка – дети оценивают друг друга.

- оценивает педагог («у вас получилось», «я с вами согласна», «не согласна», проводиться обобщение детских высказываний. Также используется содержательная и эмоциональная оценка по окончанию занятия.

Таким образом, если ранее на занятиях традиционной формы активность педагогов была велика, то на занятиях развивающего обучения активность в основном принадлежит детям: дети ведут поиск решения проблемы;

- распределяют этапы работы в группах и парах;

- самостоятельно выполняют практическую работу;

- подводят итог проделанной работы и определяют степень решения данной проблемы.

Внедрение развивающего обучения предполагает осуществление ряда инновационных преобразований в процессе обучения. Они касаются, прежде всего, создания предметных условий для развития самоценных форм активности детей, т. е. составления таких развивающих заданий, которые приводят к самостоятельному открытию, приобретению нового опыта и созданию коммуникативных условий для поддержки самоценной активности воспитанников.

Познавательно-исследовательское занятие

«Сделаем воду чистой»

Образовательная область: Познание.

Группа: Подготовительная к школе

Тема: «Сделаем воду чистой».

Цель:

-развивать логическое мышление путём моделирования проблемных ситуаций и их решения;

-закрепить элементарные представления детей о круговороте воды в природе;

-воспитывать понимание необходимости бережного отношения к воде, как к природному ресурсу.

Задачи:

1. Использование знаково-символических средств, для отражения круговорота воды в природе.

2. Активизация мышления и деятельности детей для выявления и проверки использования различных материалов для очистки воды.

Предварительная работа: беседа «Кому нужна вода», экскурсия на заборные очистные сооружения города.

Оборудование для воспитателя: «посылка и письмо».

Оборудование для воспитанников: модели (туча, капли, река, океан, пар, большой лист бумаги с нарисованными по кругу стрелками, стаканы, воронки, фильтры, бутылочки с загрязнённой водой.

Ход занятия

1. Вводная часть

Дети входят в группу, здороваются, рассаживаются на места.

2. Основная часть

1)Чтение отрывка из рассказа Л. Н. Толстого «Куда девается вода из моря».

-Почему же вода не течёт через край моря? (она испаряется, поднимается в тучи)

-Море совсем высохнет, если вся вода испарится? (Вода дождём проливается на землю, собирается в ручейки и течёт в море)

-Как сказать одним предложением, о чём мы сейчас говорили? (о круговороте воды в природе).

2)Моделирование

-Ребята, у меня предложение, а давайте мы все вместе сейчас сделаем модель круговорота воды в природе (принимают задачу)

Алгоритм выполнения задания:

-Работать будем в группе.

-На столе лежат маленькие модельки, их нужно рассмотреть, обсудить,что они обозначают, найти их место на общем листе и наклеить. (рассматривают, обсуждают в группе)

Самостоятельная работа.

-Приступайте к работе. (работают в группе)

Рассматривание:

-Кто расскажет нам о круговороте воды по большой модели? (1-2 ребёнка «читают» модель)

Ретроспективная оценка.

-Как вы смогли выполнить эту работу? (дают оценку)

3 Физминутка «Мы – капельки» (Имитируют капельки, ручейки, реку, океан)

4 Экспериментирование

Игровая мотивация.

Стук в дверь, ребятам пришла посылка, в ней письмо и бутылочки с загрязнённой водой.

Читаем письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам Крокодил Гена и Чебурашка. У нас в городе беда, не работают очистные сооружения и вола теперь грязная. Помогите нам, пожалуйста, мы не знаем, что нам делать!» (слушают письмо)

Постановка проблемной задачи:

-Вы хотите помочь Крокодилу Гене и Чебурашке?

В чём может заключаться ваша помощь?

(рассуждают: - можно отремонтировать очистные сооружения,

- можно привезти чистую воду,

- попробовать самим очистить воду)

- А с помощью чего мы можем очистить воду? Что мы можем использовать в качестве фильтра? (салфетки, ткань, бинт или марлю)

- А вату можно использовать как фильтр? (выдвигают гипотезы: можно, нельзя, вода не будет протекать)

-Распределитесь на пары, так чтобы в каждой паре получилось 2 значка – голубая и синяя капли.

-Каждая пара выберите себе фильтр, через который будете очищать воду (Распределяются на пары, выбирают фильтр)

-Как вы думаете, какой фильтр лучше всего очистит воду? (выдвигают гипотезы)

Проведение опыта.

(На доске вывешивается схема последовательности проведения опыта)

(очищают воду через фильтр в парах)

-Все закончили, какой вывод можем сделать? (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой)

-Для чего можно использовать очищенную нами воду? (для мытья посуды, для стирки, мыть руки и т. д.)

-Можно ли её пить? (нет, её нужно кипятить)

3. Итоговая часть

Эмоциональная оценка.

-Вам понравилось занятие? (дают эмоциональную оценку)

-Какое у вас настроение? Почему? (настроение радостное, потому что мы смогли помочь Крокодилу Гене и Чебурашке. Потому что мы сделали воду чистой)

Взаимооценка.

(ребёнок даёт оценку своему товарищу)

Взрослые и дети, вы за всё в ответе!

Берегите воду, как и всю природу.

Только чистая вода будет другом нам всегда!

М. Дудин

Занятие окончено. Всем спасибо.

Интегрированное занятие

«Снежных ждём гостей»

Группа : подготовительная к школе

Образовательная область: интеграция образовательных областей художественное творчество, музыка, чтение художественной литературы.

Тема: "Снежных ждём гостей"

Цель: доставить детям радость путём интеграции музыки, поэзии и художественного творчества.

Задачи:

- определение жанра и характера музыкальных произведений;

- развитие пластики движений и чувства ритма;

- развитие творческого воображения и закрепление навыков работы с бумагой и дополнительными природными материалами (вата, соцветия «метёлочки»);

- развитие коммуникативных отношений, умения работать в коллективе;

- воспитание доброты и отзывчивости в отношении сказочных персонажей.

Материал: аудиозаписи музыкальных произведений «Песенка Снегурочки» Филлипенко, «Марш Снеговиков» Иваненко, «Зима» Красницкой; цветная бумага, вата, соцветия «метёлочки», силуэты для изготовления аппликации, фломастеры, клей – карандаш, ножницы, схема – алгоритм выполнения аппликации.

Предварительная работа: слушание музыкальных произведений разных жанров, выполнение разнообразных танцевальных элементов, симметричное вырезывание фигур с использованием силуэтов, разучивание стихов на зимнюю тему.

Ход занятия

1. Организационная часть

Дети входят в музыкальный зал, здороваются с гостями.

Воспитатель и музыкальный руководитель приглашают детей присесть на стульчики.

2. Основная часть

Слушание музыкальных произведений, определение жанра и характера

- Дети какое сейчас время года и какой праздник приближается (зима, новый год?

- А кто к нам приходит на праздник Новый Год?

Загадка: В пушистой белой шубке

И в мягких рукавичках

Ступает как снежинка

Легка, бела пушинка. (Снегурочка)

Слушание музыкального произведения «Песенка Снегурочки» Филлипенко.

-Что хочется вам делать когда вы слушаете эту музыку? (Кружиться)

-Какой это жанр? (Вальс)

-Какой характер музыки? (Музыка плавная, спокойная, ласковая, нежная)

-Действительно мы ждём в гости Снегурочку, но не одну, а со своими друзьями, послушайте ещё одну загадку.

Загадка: Персонаж он не простой

Появляется зимой,

А весной он исчезает,

Потому что быстро тает. (Снеговик)

Слушание музыкального произведения «Марш Снеговиков» Иваненко.

-Что хочется вам делать когда вы слушаете эту музыку? (Маршировать)

-Какой это жанр? (Марш)

-Какой характер музыки? (Музыка энергичная, активная, громкая, игривая).

Аппликация «Снегурочка», «Снеговик»

Действительно – это спешат в гости к нам Снеговики со своей подружкой Снегурочкой.

Проблема: но вот беда, закружила Вьюга – Вьюжница и сбились и они с дороги где–то возле нашего города, заблудились.

Нужно помощь оказать,

Полицию, ребят позвать.

А может пёс дворовый нам поможет,

Возьмёт он след и отыскать их сможет!

Что делать будем, ведь у нас нет даже их фотографии?

Рассуждения и предложения детей: нужно найти новогоднюю открытку, варежку Снегурочки или шарф Снеговика, нужно сделать аппликацию с их изображением.

Прогностическая оценка

- Как вы думаете, дети, вам будет легко или трудно сделать аппликацию?

- Почему?

Дети за круглыми располагаются столами, воспитатель распределяет задания – девочки будут делать изображение Снегурочки, а мальчики Снеговика.

- На столах материал необходимый для аппликации, давайте назовём его, на доске схема - алгоритм выполнения задания (карандаш, ножницы, клей – карандаш, фломастеры)

- Давайте вместе «прочитаем» схему. «Читают»

- Посоветуйтесь друг с другом, и распределите, кто будет выполнять какую часть задания.

Дети распределяют деятельность (при необходимости воспитатель оказывает помощь, делают аппликацию.

Подведение итога аппликации «Снегурочка», «Снеговик»

Ретроспективная оценка

-Дети, изображение кого у нас получилось, зачем мы его делали?

-Какие материалы мы использовали?

-Трудно было или легко, почему?

Чтение стихотворения о зиме Марины Сидоровой и исполнение танца «Зима»

Сыплет, сыплет белым снегом

Наша русская зима

И летят снежинки с неба

На дорожки и дома.

Одеялом серебристым

Застилают всё кругом.

Будто в шапочках пушистых

Спят деревья под окном.

М. Сидорова

Дети танцуют заключительный танец.

3. Итоговая часть всего занятия:

Эмоциональная оценка

-Дети, вам было сегодня интересно?

-Что вам больше всего понравилось?

-Какое у вас сейчас настроение?

-Теперь обязательно Снегурочка и её друг Снеговик найдутся и придут к нам на

праздник.

Публикации по теме:

Перечень технологий для аттестации Перечень современных образовательных технологий (по Г. К. Селевко)№ Название технологий1. Педагогические технологии на основе личностной.

Экологический исследовательский проект «Нефть — богатство Севера». Автор: воспитатель ДОУ, Корженевская Наталья Александровна ХМАО-Югра, г. Радужный. ПРОЕКТ «НЕФТЬ – БОГАТСТВО СЕВЕРА» Вид проекта: Групповой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация развивающего занятия при внедрении развивающего обучения в ДОУ (из опыта работы)
Опубликовано: 27 ноября 2012 в 21:30
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД