ирина бурова
Организация развивающей среды
Предметно-развивающая среда это система объектов деятельности ребёнка функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Основными элементами являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты, художественные студии, игровые, спортивные площадки и их оборудование, игровые пространства, оснащенные крупногабаритными сомасштабными росту ребёнка конструкторами (модули, тематическими наборами игрушек, игровыми материалами. Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающая среда находится в прямой зависимости от содержания развития ребёнка, его возраста. Все компоненты развивающей среды увязываются между собой по содержанию, масштабу и художественному оформлению.
Публикация «Организация развивающей среды» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Требования к организации развивающей среды.
Исходными требованиями к развивающей среде её развивающий характер, кроме того, развивающая среда должна быть подвижной (познавательные центры подвижны внутри центра, эмоционально окрашенной, положительной. Устройство центров удобные для детей, свободный доступ к играм и игрушкам, материалам для различных видов деятельности. Она должна объективно- через своё содержание и свойства- создавать условия для творческой деятельности ребёнка каждого, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствоваться, обеспечивать зону ближайшего развития и перспективы.
Необходимые требования – обеспечение соотносимости составных элементов среды макро- и микропространством деятельности детей. Особое внимание следует уделять материалам, их прочности и гибкости, композиции, колориту, т. е. разносторонним. Необходимо обеспечить потребности ребенка участвовать в совместной деятельности и побыть одному (уголок уединения).
Требования:
1. В каждой возрастной группе должно быть созданы условия:
- для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности (игрового, двигательного, театрального, умственного и т. д., которые размещаются в центрах, содержат разнообразные материалы для развивающих игр;
- для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.
2. Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно:
- быть рационально-логичным и удобным для детей;
- отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки;
- включать не только стационарную, но и мобильную мебель, полифункциональное игровое оборудование (ширмы, скамейки, стойки, дощечки). Это предоставит право детям изменять пространственную среду, обустраивать свой мир с позиции своих детских интересов, а воспитателям возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки;
- расположение мебели, игрового и прочего оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволят детям свободно перемещать в пространстве;
- отвечать санитарно-гигиеническим нормам;
- оформление среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию.
3. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха, которое лучше оформит в спальне, легкие беседки из прозрачной ткани.
4. Начиная с 3-х лет в группе должно быть неприкосновенное место, где бы ребё нок мог хранить личное имущество: украшение, зеркальце, открытки, значки, подарки друзей и т. д.
Принципы развивающей среды.
1. Принцип дистанции: подойти, отойти, позиции.
2. Принцип активности – при совместной деятельности ребёнок и взрослый – партнеры.
3. Принцип динамичности центров.
4. Принцип компенсирования и гибкого оформления центров (полифункциональные, непересечение центров).
5. Принцип индивидуального комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
6. Принцип создания привычных и неординарных элементов и эстетической организации среды.
7. Принцип открытости – закрытости.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.