МААМ-картинки

Организация самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей дошкольного возраста

Ирина Михалюта
Организация самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей дошкольного возраста

Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. Никто заранее не может сказать, кем станет ребенок в будущем. Задачей дошкольного учреждения в области формирования элементарных математических представлений является лишь создание интереса ребенка к математике и подготовка к школьной жизни. Сформировать познавательный интерес и способность ребенка к логическому мышлению - основная роль педагога в детском саду. Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является, по сути, процессом «усвоения» содержания в видах деятельности. Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

Публикация «Организация самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей. Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста – существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Но, очень часто методика обучения элементарным математическим представлениям должна не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольника мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Математика должна быть веселой и занимательной.

Практическая значимость исследования по изучаемой проблеме показала, что в организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно взаимодействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их полного познания и освоения.

Проблему организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности исследовали З. А. Михайлова, А. А. Столяр, Т. И. Ерофеева, Е. И. Минскин, Е. А. Носова, Полякова М. Н. и другие.

На современном этапе, воспитатели дошкольных учреждений осознают важность организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей, но при этом в реальной практике не уделяют должного внимания созданию условий и использованию специальных приемов руководства этой деятельностью. Проблему нашего исследования составили следующие вопросы:

-Каковы особенности организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей дошкольного возраста.

- Какие условия и приемы руководства будут способствовать эффективной организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей дошкольного возраста.

На основе этого мы выделили гипотезу о том, что самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность будет эффективной, если:

- создать специальную предметно-развивающую среду;

- предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;

- использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.

Были определены и критерии эффективности самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности

- уровень детской самостоятельности;

- познавательная активность детей;

- уровень мотивации.

Для реализации цели проводилась работа по созданию специальной предметно-развивающей среды, детям был предложен в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала, использованы специальные приемы руководства. В рамках формирующего эксперимента, проводилась целенаправленная работа, как с воспитанниками, так и с их родителями.

Организуя уголок занимательной математики, воспитатели исходили из принципа доступности игр детям, помещались в уголок такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне. Организация уголка осуществлялась с посильным участием детей, что создавало у них положительное, эмоциональное отношение к занимательному материалу, интерес и желание играть. Разнообразие занимательного материала позволяло каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению игры в шашки и шахматы: "Лиса и гуси", "Мельница", "Волки и овцы" и др. ; головоломки, логические задачи и кубики; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.

Для организации детской деятельности использовались разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности детей. В детском саду, в утреннее и вечернее время, проводились игры математического содержания, настольно – печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и другие.

Ход и результат упражнений в организации самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей дошкольного возраста находился под непосредственным наблюдением и контролем, который указывался пояснениями, корректировал действие детей.

Вся работа в уголке организовывалась с учетом индивидуальных особенностей детей. Игра предлагалась ребенку, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Воспитатели вовлекали в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовывали их и помогали освоить игру.

Были использованы разнообразные формы и методы работа с родителями: тематические родительские собрания, беседы и консультации. Родителям давались конкретные рекомендации по руководству отдельными видами игр: головоломок с палочками, логических упражнений и др. Учитывая индивидуальные возможности ребёнка, были даны рекомендации родителям по организации той или иной игры. Работа с родителями и детьми проводилась одновременно.

Наблюдения за детьми показали, что они с большим желанием откликаются на предложения участвовать в играх с математическим содержанием. Они самостоятельно выбирали игры в уголке занимательной математики. У детей повысился интерес к математике, они стали более активны не только в образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.

Таким образом, формирование познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в процессе использования занимательного математического материала. Создание специальной предметно-развивающей среды, предоставление детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекса занимательного игрового математического материала, использование специальных приемов руководства способствует росту самостоятельности, и познавательной активности детей, а также повышает мотивацию дошкольников в этой деятельности.

Список литературы

1. Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей. М., 2006.

2. Бурлак Е. Г. Занимательная математика – Донецк, ПКФ БАО, 1999г.

3. Волина В. Праздник числа. – М. : «Знание», 2000г.

4. Ерофеева Т. И., Павлова Н. Л., Новикова В. П. Математика для дошкольников. – М. :Просвещение, 2001г.

5. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности : Сборник/ Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г.

Публикации по теме:

Дидактический материал «Логические блоки» Э. Дьенеша как средство развития математических представлений Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развивать познавательный интерес, творческое, логическое мышление; познавательные.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 марта 2013 в 19:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД