Организация семейного досуга

Елена Вольф
Организация семейного досуга

Обзор методической литературы, а также  мой собственный многолетний опыт музыкального руководителя свидетельствуют  о том, что развитие у детей эмоциональной отзывчивости на звучание  высокохудожественных образцов  музыкального искусства, обогащение музыкального опыта  ребенка и формирование у него основ музыкальной культуры не может ограничиваться только занятиями и утренниками. Для  всестороннего музыкального развития необходимо внедрение разнообразных форм организации музыкальной деятельности детей, обеспечивающих единое музыкально- эстетическое пространство в детском саду и семье.                         

Благотворность  влияния семьи на развитие интереса  к музыкальному искусству и творческих способностей ребенка подтверждают биографии многих выдающихся отечественных музыкантов. Свои первые  музыкальные впечатления  связывают с семьей  М. И. Глинка, П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и т д. Они отмечали, что музыкальное пространство в семье, царившая в доме атмосфера любви и уважения к искусству возбуждали интерес к музыке; воспитывали чувство глубочайшего преклонения  перед композиторами и исполнителями, давали пищу для размышлений, формировали музыкальный вкус.

Духовный опыт музыкального воспитания детей дошкольного возраста  в условиях семейного пространства имеет глубокие исторические корни. Возникнув в эпоху Петра Первого, во второй половине 17 века, эта традиция прочно вошла в круг воспитания дворянских семей и среднего сословия. Более того, умение владеть каким- либо инструментом с этой исторической эпохи становится почти обязательным  в аристократических кругах  России.

Многие русские ученые изучали и анализировали проблему творческого взаимодействия  педагогов-музыкантов  и родителей  в вопросах воспитания  подрастающего поколения. Приведу  ряд выводов, которые интересны и полезны для современной  практики воспитания дошкольников.

1)музыкальное воспитание в условиях музыкального пространства семьи не должно сводиться только лишь к обучению игре на музыкальном инструменте, большое внимание следует уделять воспитанию музыкальных потребностей, вкусов, формированию социальных чувств и стремлений;

2) в домашнем музыкальном воспитании, как в воспитании вообще, важен учет возрастных особенностей детей;

3)полноценное музыкальное воспитание в семье предполагает руководство со стороны родителей.

О каком руководстве со стороны родителей  идет речь?

Ребенку нужен эмоциональный пример. В искусстве, особенно в музыке, ребенку необходимо быть свидетелем эмоционального воздействия. Это самый главный музыкальный урок детства. Взрослым (и родителям, и педагогам) необходимо не только обладать достаточным уровнем музыкальной культуры, любить музыку, знать ее, но и понимать самоценность дошкольного периода детства для вхождения ребенка в мир музыки.

К сожалению, музыкальное образование в нашей  стране не стало частью общего образования человека,  не все родители владеют   игрой на музыкальных  инструментах, но в наших силах научиться любить и понимать музыку, как сказал поэт А. Дементьев:

«…Пусть  другой гениально играет на флейте,

      Но ведь песни берет он из вашей души…»

Если мы научимся понимать и чувствовать  музыку, сможем разбираться в огромном мире музыкального разнообразия, ценить ее лучшие образцы; а значит   сможем  научить этому наших детей.

Очень важно установление доверительных отношений  между родителями и педагогами, ведь только совместными усилиями  можно добиться положительных результатов в этой работе.

Я хочу заострить ваше внимание на проблеме организации семейного досуга.   Известные русские энциклопедисты (В. И. Даль, С. И. Ожегов) подразумевают под досугом развлечения и личные занятия в свободное от работы время. В нашем случае- музыкальные развлечения и музыкальные занятия. В наше стремительно изменяющееся  время, когда рушатся приоритеты и преемственность педагогического опыта, меняются  взаимоотношения между поколениями, очень трудно в семье найти общие точки соприкосновения; поэтому для того, чтобы поколениям научиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу, семейный досуг способствует  нахождению общего языка для общения. Общаясь и отдыхая, родители и дети, участвуя в совместных мероприятиях, учатся быть ближе друг к другу.

            Очень часто у родителей возникает проблема: как провести день рождения или какой- либо семейный праздник. Стало модным приглашение каких- либо самодеятельных артистов, которые проведут игровую программу на семейном празднике. Но, к сожалению, игры у таких артистов бывают не всегда подобраны по возрасту и темпераменту ваших детей, не всегда понравится сценарий праздника, его герои, которых бы вы хотели видеть. Часто после такого праздника  наступает разочарование…

            Но для того, чтобы праздник удался, нужно приложить немного своих собственных усилий и тогда это будет настоящий совместный семейный праздник! Можно заранее приготовить кукол для кукольного театра, разучить и показать небольшой кукольный спектакль. Это может быть театр ложек, кружек, настольный театр и т. д. можно разучить и спеть песни, танцы, стихи, проинсценировать  небольшие сказки,а для этого приготовить вместе атрибутику своими руками; все виды деятельности проиллюстрировать музыкой! Как сплотит и обогатит совместная деятельность вас и вашего ребенка, как долго будет вспоминать ваш малыш все, что предшествовало празднику и сам праздник! Потому что для него будет ценно и дорого все то, что вы делали с ним вместе.

Публикации по теме:

Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.

Задачи музыкального воспитания в семье. Задачи музыкального воспитания в семье.    Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Домашние питомцы
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация семейного досуга
Опубликовано: 22 марта 2012 в 17:27
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс коллективная работа с детьми «Елочка»
Вот и наступила прекрасное время года - зима. И дети и взрослые рады первому снегу. На улице снежок укрыл белым покрывалом дома и деревья. И все мы...
Фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации «Белый медведь и северное...
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию фото отчёт занятия по рисованию с элементами аппликации "Белый...
Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа «Смышленыш»...
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
«Раскрасавица Зима, очень любим мы тебя!» — отчет о зимней прогулке в старшей группе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию зимнюю прогулку в стихах. Как только выпал первый снег, мы с детьми отправились на участок, чтобы поиграть...