Папки-передвижки

Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью

Елена Казачкова
Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью

Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда" функционирует в г. Волжский с 1993 года. Именно здесь дети с особенностями развития имеют возможность получать необходимую комплексную помощь специалистов различных областей медицины, педагогики и психологии. Ежегодно в Центре получают комплексные социальные услуги более 600 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, проживающих в Волгоградской области. Социальное обслуживание получателей услуг осуществляется в стационарной форме и условиях дневного пребывания.

Публикация «Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью» размещена в разделах

В Центре "Надежда" оказывается широкий комплекс восстановительного лечения и реабилитации с использованием современного оборудования, программ и технологий в социальном обслуживании детей. Эффективность предоставления медицинских услуг составляет – 98%, эффективность педагогических услуг - 97%.

Одно из отделений ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" предназначено для пребывания воспитанников с ментальной инвалидностью. Система коррекционной работы в отделении направлена на организацию реабилитационного процесса, социальную адаптацию и психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста с задержками психического развития, умственной отсталостью, психическими и генетическими заболеваниями, аутизмом. Специалисты отделения в работе руководствуются основной образовательной программой ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" и программой работы с аутичными детьми "Обретаю окружающий мир".

Коррекционная работа с детьми с ментальной инвалидностью направлена на решение следующих задач:

• формирование навыков адекватного поведения и начальных коммуникативных навыков;

• коррекция нежелательного поведения, помощь в адаптации в условиях группового пребывания;

• формирование основ здорового образа жизни и безопасного поведения в быту;

• формирование и развитие навыков самообслуживания;

• формирование и развитие способностей к получению знаний;

• формирование социально-бытовой, социально средовой ориентировки, начальных трудовых навыков.

Вся работа проводится поэтапно, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и структуры его дефекта. Психолого-педагогическая деятельность с детьми основывается на наглядно-практических методах, что способствует более эффективному формированию коммуникативных и трудовых навыков, расширению социальных связей, развитию социально-средовой ориентировки.

В последние годы в связи с увеличением числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) особенно остро стоит вопрос об организации для них комплексной коррекционной помощи.

Оказание помощи детям с РАС в области социального взаимодействия осложняется тем, что заболевание сопровождается широким спектром других нарушений развития. Детские реабилитационные и образовательные учреждения не адаптированы для принятия таких детей и проведения с ними коррекционной, психолого-педагогической работы и обучения, и не имеют квалифицированных подготовленных соответствующим образом специалистов.

Для детей с РАС необходима специально организованная помощь, включающая соблюдение ряда условий:

• Комплексный медико-психолого-педагогический подход к оказанию помощи детям данной категории;

• Адаптация окружающей среды к потребностям ребенка;

• Применение индивидуального подхода к каждому ребенку.

Создание подобных условий при работе с этими детьми во многом обусловливает успешность их обучения, значительно повышает возможность социальной адаптации. Государственное бюджетное специализированное учреждение социального обслуживания "Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда" (ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда") представляет опыт работы, направленной на оказание комплексной коррекционной помощи детям с РАС и сопровождение семей, имеющих детей с РАС.

Анализ статистических данных ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда» указывает на то, что количество детей с РАС в 2015 г. по сравнению с 2008 г. увеличилось вчетверо. За 2015 г. в отделении дневного пребывания прошли реабилитационный курс более 110 детей - инвалидов с нарушениями в умственном и психическом развитии, из них 29 детей, имеющих диагноз ранний детский аутизм, атипичный аутизм, другие ментальные заболевания, сопровождающиеся расстройствами аутистического спектра. Прослеживается не только увеличение количества детей с РАС, поступающих в Центр, но и изменение клинической картины заболевания в сторону её ухудшения. И если такому ребенку вовремя и правильно не помочь, он вне зависимости от природного потенциала речевого и интеллектуального развития становится, как правило, тяжелым социальным инвалидом.

Несмотря на широкий спектр клинических проявлений РАС в отношении уровня развития интеллекта и речи, на обеспечение индивидуального подхода к диагностике и коррекции каждого ребенка, в Центре "Надежда" достаточно успешно справляются с задачами медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с РАС :

• в ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" созданы специально-адаптированные и развивающие условия (созданы группы для дошкольников с РАС младшего и старшего дошкольного возраста, которые специально оборудованы для пребывания таких детей : визуальные расписания, разговорные книги, разграничение рабочих зон, оперантные экраны, система жетонов, доски достижений и др.);

• ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда» располагает необходимыми методическими и кадровыми ресурсами (обучение по специальным программам (в том числе АВА-терапия) в Москве, Самаре, Волжском прошли 6 специалистов Центра, специалисты принимают участие во Всероссийских и международных конференциях по проблеме РАС);

• обеспечено междисциплинарное комплексное взаимодействие специалистов ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" (психиатра, педиатра, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкального работника, педагогов дополнительного образования);

• специалистами отделения по работе с детьми с ментальными нарушениями подобраны и разработаны методики и коррекционно-развивающие занятия, включающие систему медицинских, педагогических и психологических воздействий : элементы АВА-терапии, элементы программы «Игровое время» (Floortime/DIR, систему альтернативной коммуникации, сеансы в сенсорной комнате, развивающие занятия с материалом Монтессори, элементы песочной терапии, которые учитывают структуру дефекта и особенности развития высших психических процессов у детей с РАС.

Практика работы с аутичными детьми в ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" с 2009 года показывает, что такие дети, получившие раннюю стимуляцию развития через организацию целенаправленной и компетентной психолого-педагогической поддержки, смогли выйти на достаточный уровень приспособления к социуму.

Для оказания помощи детям с аутизмом в ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" ведется работа по следующим направлениям:

медико-социальная и психолого-педагогическая диагностика детей;

(ре)абилитация и социализация детей с РАС;

• индивидуально ориентированная коррекционно-развивающая работа;

• работа с родителями;

• методическая работа.

Диагностика детей включает обследование врача-психиатра, педагога-психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога, педагогов дополнительного образования, воспитателей. Используемые диагностические методы: наблюдение, анкетирование родителей и специалистов ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" (в том числе дистанционное, обследование с помощью диагностических методик (KID, Векслер, методика А. В. Хаустова и др.). Используемые методики систематизированы в "Сборник диагностических методик", который был представлен на одном из семинаров в "Надежде".

(Ре)абилитация и социализация детей с РАС включает следующие направления работы:

• адаптация к условиям группового пребывания;

• коррекция проявлений нежелательного поведения;

• формирование/развитие коммуникативных навыков (альтернативная коммуникационная система PECS, визуальные расписания, оперантные экраны,

• кружковая работа (за пределами группы,

• прогулки, экскурсии, посещение культурно-массовых мероприятий и др.

Структура индивидуально ориентированной коррекционно-развивающей работы включает:

• комплексное медико-психолого-педагогическое обследование и составление индивидуального профиля развития ребенка;

• разработка индивидуальной программы сопровождения ребенка и определение формы коррекционной помощи на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк);

• адаптация к условиям группового пребывания, занятия со специалистами и воспитателями (в т. ч. элементы АВА-терапии);

• промежуточная диагностика;

• корректировка индивидуальной программы в случае необходимости.

Работа с родителями направлена на обучение основам правильной коммуникации с детьми. Родителей обучают работе с карточками PECS и разговорными книгами, основам эффективного взаимодействия с ребенком (элементы АВА-терапии, проводят индивидуальные консультации по коррекции нежелательного поведения.

Для удобства родителей организованы электронные сервисы по диагностике детей (дистанционное анкетирование родителей) и по обмену разговорными карточками. На сервисе по обмену карточками PECS представлены также консультации специалистов по наиболее часто возникающим проблемам (психиатр, психолог, дефектолог).

Групповые формы работы с родителями включают проведение тематических родительских собраний, круглых столов, тренингов эффективного родительства, мастер-классов. В 2016 году была также организована персональная выставка творческих работ одной из мам ребенка с РАС, целями которой стали эмоциональная поддержка родителя, обретение чувства уверенности, эмоциональная поддержка родителя в трудной жизненной ситуации.

Методическая работа – это работа, направленная на обучение и сопровождение педагогов, работающих с детьми с РАС.

На сегодняшний день (за период 2014 – 2016 гг.) специалисты ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" провели 5 областных семинаров по работе с детьми с РАС для учреждений социальной защиты и образовательных учреждений Волгоградской области. Слушатели не только ознакомились с материалами семинаров, но и получили раздаточный материал и презентации всех выступающих специалистов.

Для логопедов (2014 год) и психологов (2015 год) социальной защиты было организовано повышение квалификации, включающее разделы по работе с детьми с РАС. Проведен обучающий семинар по использованию в работе альтернативной коммуникационной системы PECS. Специалисты "Надежды" прошли специализированное обучение в Москве и Волжском основам коррекционной работы с детьми с РАС и основам коррекции нежелательного поведения.

Специалисты "Надежды" стали участниками 6 международных и Всероссийских и конференций в г. г. Москва, Воронеж, Волгоград. Секции 2х конференций (в 2014 и 2015 гг.) проходили на базе ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда", с участием наших специалистов под руководством преподавателей Волгоградского социально-педагогического университета.

В рамках межведомственного сотрудничества совместно с образовательными учреждениями Волжского и Волгограда реализуются социальные проекты, включающие информационные акции в поддержку детей с ментальной инвалидностью. 21 марта и 4 апреля специалисты и воспитанники ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" совместно с учителями и учениками МБОУ СШ № 32 "Эврика - развитие" и студентами и преподавателями Волгоградского социально-педагогического университета провели акции в поддержку детей с синдромом Дауна и ранним детским аутизмом.

В Центре реализуется пилотная программа "Помогаем РАСти и развиваться", итогом которой станет программ по предшкольной подготовке детей с РАС.

У детей с РАС, получившими комплексную помощь в ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда", отмечается значительная положительная динамика и сокращение отставания от показателей "возрастной нормы" в формировании коммуникативных навыков, области социализации, крупной и мелкой моторики. Часть детей могут посещать группы дневного пребывания, контролировать свое поведение во время занятий, прогулок, приема пищи и других режимных моментов. Главным достижением коррекционной работы стала возможность для наших воспитанников с РАС обучаться в классах коррекционных школ Волгограда и Волжского (ранее было только индивидуальное обучение). Двум воспитанникам ГБСУ СО ОРЦДИ "Надежда" было рекомендовано обучение по программе 7 вида (индивидуальное, что также является совместной победой специалистов и родителей.

В целом, у детей с РАС, прошедших реабилитационные курсы в "Надежде", отмечается значительное снижение уровня дезадаптации, проявляющееся в уменьшении дезадаптивного поведения и способствующее сокращению отставания в развитии.

Публикации по теме:

Конспект психолого-педагогического мероприятия «Мы все такие разные» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 41» Конспект ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения Частота занятий: 2 раза в неделю в течение года Длительность 15 минут Временные.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ОВЗ Ф. И. О. ребёнка:___ Возраст:___ Группа:___ Диагноз:___ Направление: коррекция.

Карта педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО 1. Организационное обеспечениеНормативно-правовые локальные акты:•Внесение в устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ •Положение.

Организация психолого-педагогического обследования детей при поступлении в ДОО Основной важной задачей при поступлении ребенка младшего дошкольного возраста в ДОО является его готовность. Готовность ребенка младшего.

Организация психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ Целью работы педагога-психолога в 2014-2015 учебном году являлось: обеспечить безопасность и сохранение психологического здоровья детей.

Особенности педагогического сопровождения по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью Актуальность темы. Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6 года жизни Вашему вниманию хотела бы представить программу психолого - педагогического сопровождения своей группы. На современном этапе развития образования.

Программа психолого-педагогического сопровождения группы кратковременного пребывания по адаптации детей ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети про-ходят через адаптационный период.

Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Под термином «задержка психоречевого развития» понимаются синдромы временного отставания развития моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью
Опубликовано: 26 сентября 2016 в 11:28
+230Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 87.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД