Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения

Миляуша Ринадовна Ханова
Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения

Больше всего впечатлений от окружающей действительности человеческий мозг получает через зрительный анализатор. Зрительное восприятие является определяющим в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

С помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление предметов при движении, ориентируется в пространстве. Нарушения же зрения могут вызвать существенные затруднения в формировании зрительного восприятия, в обучении и воспитании детей.

Исследования показывают, что зрительное восприятие при нарушениях зрительных функций в значительной мере отличается от восприятия нормально видящих людей степенью полноты, скоростью и точностью.

Исходя из этого, основами организации учебно- воспитательного процесса мы считаем обеспечение оптимальных условий для комплексного, непрерывного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Для слабовидящих детей необходимо создание специально организованных условий обучения и воспитания, которые и осуществляются в нашем детском саду.

В содержании обучения и воспитания детей с нарушениями зрительной функции учитываются задачи, требования и рекомендации лечебно-восстановительной работы. Во всех видах детской деятельности обязательно используются упражнения для активизации зрительных функций.

Развитие зрительного восприятия осуществляется на специальных коррекционных занятиях, а также в процессе общеобразовательных занятий, игр и повседневной деятельности.

Дети с нарушениями зрения ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира, они затрудняются в узнавании отдельных объектов, движущихся предметов (например: птиц на деревьях, самолетов в небе, машин на дорогах).

Поэтому, чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучения, мы создаем соответствующие условия для зрительного восприятия; оптимально используем наглядные пособия; применяем специальные методы (наглядность, практический, словесный) обучения и ведем коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка; подходим к обучению индивидуально, учитывая психо-физиологические особенности детей.

В нашем детском саду лечебно- восстановительную работу осуществляют мед. сестры- ортоптистки, под руководством врача-офтальмолога. Цель этой работы - специальное лечение, восстановление развитие и охрана ослабленного зрения у детей. Данная работа проводится на следующих аппаратах: лазерный аппарат, синоптофор, электростимулятор, амблиотренер; мускулотренер; компьютерное лечение.

Благодаря нашим спонсорам, были приобретены лазерный аппарат и аппарат «Синоптофор», которые используются для повышения остроты зрения у детей.

По рекомендациям врача – офтальмолога в зависимости от периода восстановительного лечения педагоги, работающие со слабовидящими детьми, проводят различные дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции зрительных функций.

Например:

- найди дом для матрешки;

-выбери дорожку

- нарисуй движение

- помоги зайчику и т. д.

В период плеоптического лечения (повышение остроты зрения) с детьми младшего возраста воспитатели используют игры с матрешками, пирамидками, игрушками – «вкладышами», нанизывание бус, шаров, плетение.

Благодаря использованию данных игр в процессе рассматривания включаются все зрительные функции. Большое значение для развития остроты зрения имеют игры- лабиринты.

Педагогами были разработаны рекомендации и комплексы упражнений для повышения остроты зрения. При высокой степени амблиопии т. е. (снижение зрения) предметы и изображения должны быть не менее 2см, т. к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук.

В период ортоптического лечения косоглазия (лечение на аппаратах) с детьми дошкольного возраста очень важно проводить специальную подготовку к лечению на синоптофоре. В процессе выполнения данных упражнений дети учатся сличать, узнавать, классифицировать предметы по их основным признакам.

В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого используем игры типа «Прокати шар в ворота», «Попади в цель», «Позвони в колокольчик».

В период выработки стереоскопического зрения особенно эффективны настольные игры «Футбол», «Баскетбол», «Колпачки», «Набрось кольцо», «Бильярд».

Большие возможности для упражнения зрительных функций в определении расстояния, степени удаленности, протяженности пространства имеются в подвижных играх, включающих элементы поиска. Метание в цель, бег по заданному направлению, перешагивание через препятствие- все эти игры способствуют активизации и формированию стереоскопического зрения.

Большое значение в организации работы по развитию зрительного восприятия имеют наглядные пособия, используемые педагогами на занятиях. При работе со слабовидящими детьми они более крупные, яркие; передают признаки реальных предметов. Изображения на картинках выполнены в четких контурах, без лишних деталей, доступны восприятию слабовидящего ребенка. Предметы и картинки с блестящей поверхностью исключается полностью. Демонстрация наглядных пособий сопровождается четкими, ясными пояснениями, которые позволяют детям понимать, выделять конкретные визуальные признаки предметов окружающего мира.

По рекомендации врача-офтальмолога при изготовлении пособий педагоги стараются использовать определенную цветовую гамму: красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета. Это цветовая гамма не раздражает, более благотворно воздействует на сетчатку глаза.

В процессе организации работы со средствами наглядности учитываем особенности зрения детей. Так, если у ребенка нистагм, (самопроизвольное движение глазных яблок) то ему необходимо увеличивать время на рассмотрение объекта. При катаракте (помутнение хрусталика) педагог работает с этим ребенком только вблизи источника света. Если у ребенка миопия (близорукость) - ему трудно изменять рефракцию (преломление света в оптической системе глаза, поэтому в это время работают только вблизи пособия.

Рабочая плоскость для детей со сходящимся косоглазием должна быть вертикальная – это обязательное применение подставок. Для детей с расходящимся косоглазием требуется горизонтальная рабочая плоскость.

Так как процесс зрительного восприятия у наших детей протекает в значительной мере медленнее, чем у детей без нарушений зрения, необходимо, чтобы пособия находились в поле зрения у детей более длительное время.

При проведении всех видов занятий обязательно используются приемы развития подвижности глаз и восстановления бинокулярного зрения (это умение видеть предметы четко, обеими глазами одновременно). упражнения на снятие мышечного напряжения и зрительного утомления Поэтому в физкультминутки включаются зрительные гимнастики.

Раз - налево, два - направо,

Три - наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

На занятиях по физическому воспитанию широко используются упражнения на различные ориентиры: цветные колпачки, флажки, шарики, колокольчики. Это дает детям возможность выполнять глазодвигательные действия за конкретными предметами более осознанно, не напрягая зрение. Проведение занятий в таких вариантах позволяет снять зрительное напряжение и в целом повышает работоспособность наших детей.

Все коррекционные занятия в нашем детском саду проводятся во взаимосвязи с обучением и воспитанием, что создает оптимальные условия для всестороннего развития детей с нарушениями зрения и обеспечивает возможность эффективного усвоения программного материала, способствует ликвидации в ходе обучения отставаний в развитии различных сторон познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности.

С 2007 года наш детский сад является учебной базой Казанского педагогического колледжа. Студенты проходят пед. практику в специализированных группах.

Публикации по теме:

Инклюзивное образование. Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения. Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения. Ребёнок с нарушением зрения нуждается в повышенном внимании педагога, грамотном.

Сенсорное развитие детей в группе.Сенсорное развитие детей в группе. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Организация свободного пространства для развития зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
Опубликовано: 1 ноября 2012 в 08:04
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер-класс «Разноцветная зима». Учимся рисовать пейзаж.
Зима нас радует свежестью, многообразием оттенков белого, чистотой. Откуда же взяться разноцветью ? Если волшебница-осень раскрашивает окружающие нас...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...