Папки-передвижки

Организация свободной продуктивной деятельности воспитанников ОСР

галина морозова
Организация свободной продуктивной деятельности воспитанников ОСР

Организация свободной продуктивной деятельности воспитанников ОСР

Понятие самостоятельность в научной литературе - это:

1) Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2)общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

Продуктивная деятельность дошкольников является одной из составляющих свободной деятельности.

Публикация «Организация свободной продуктивной деятельности воспитанников ОСР» размещена в разделах

Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Н. Михайленко, Н. Короткова в методических рекомендациях отмечают важность обеспечения самостоятельной художественно-творческой деятельности детей, так как в ее рамках развивается творческая активность в разных видах деятельности (игре, конструировании, изобразительной деятельности и др.) Здесь ребенок получает возможность самореализации, так как становится хозяином действий, отношений, обретает чувство самоуважения, собственного достоинства, познает себя.

Проблемы проявления у детей инициативы, самостоятельности и художественно-творческих проявлений, а также характеристике педагогических условий, обуславливающих их развитие, исследовали такие ученые, педагоги как, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, В. А. Езикеева и др.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности : игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд, трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Основные требования к организации свободной деятельности дошкольников :

• Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение их произведений в жизнь группы.

Организация выставок, оформление эстетической среды и др.

Предметно – развивающая среда организовывается таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечает индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.

При этом она способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Игра организовывается, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра сохраняется как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Чтобы организовать самостоятельную деятельность у ребенка должен быть сформирован опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности : музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

Прежде всего, обучение на занятиях необходимо строить так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию, но и без помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.

В свободном распоряжении детей хорошо иметь достаточное количество книг (в детском книжном шкафу). Наряду с книгами папки с картинками, фотографиями, детскими рисунками и альбомами для свободного рассматривания детьми. Организовывать выставку книг. Первую — в начале учебного года — целесообразно посвятить любимым книгам ребят. Последующие выставки могут быть тематическими: книги о природе, о нашей Родине, о технике, сказки и т. д. В группе также может функционировать центр музыкально-театрализованной деятельности для театрализованных игр. В данном центре находится все необходимое оборудование — ширма и комплекты различных видов кукольного театра, театральные костюмы, настольно-печатные игры, музыкальные инструменты, магнитофон.

Уголок по развитию продуктивной деятельности включает в себя изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации. Всё это необходимо продумать с позиции соответствия не только решаемым задачам, но и требованиям красоты. Среда для развития продуктивной свободной деятельности предусматривает использование произведений изобразительного искусства, в том числе и народного. Вместе с тем необходимо во всем соблюдать меру. Работы детей следует обязательно выставлять, это имеет огромное воспитательное значение, дети увидев свои работы, среди работ других, получают возможность сравнить их, кроме того они, они чувствуют себя комфортнее уже и от того, что и их работа выставлена среди других.

Каждый вид изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование, позволяет развивать в детях умственную активность, художественный вкус, мелкую моторику, позволяют закрепить знания, умения, навыки, полученные в процессе учебной деятельности. Мы поддерживаем стремление детей проявлять себя в самостоятельной разнообразной деятельности (лепка, аппликация, рисование).

Лепка

Предлагать лепку в свободное от занятий время лучше в средней группе. Для лепки используют глину или пластилин. Если в детском саду основным материалом для лепки является глина, то в свободное от занятий время лучше использовать ее. Важно при этом, что бы дети соблюдали элементарные правила лепки из глины: не разбрасывали ее по столу, не роняли на пол. В старших группах можно использовать любой материал, так как это способствует проявлению самостоятельности в выборе материала (крупные предметы лучше лепить из глины, мелкие из пластилина).

Лепка вне занятий носит разный характер. Дети могут лепить индивидуально и объединяться в группы – все зависит от их желания. Любители лепить сами берут материал и работают, но воспитатель может привлечь и других ребят – тех, у которых не вес получается на занятиях, и тех, кто не очень любит эту деятельность. Что бы заинтересовать детей педагог сам включается в процесс лепки. Подобная работа объединяет ребят.

Самостоятельность детей во время подобных занятий проявляется в том, что они без помощи взрослых определяют замысел, а в связи с ним необходимое количество материала для работы. Обстановка во время такой лепки более непринужденная, дети смотрят на работу друг друга, советуются. Воспитатель должен уделять внимание детям, самостоятельно занимающихся лепкой. Он следит за осанкой, правильной постановкой рук, за тем как осуществляет замысел каждый ребенок.

Таким образом, руководя свободной деятельностью детей, воспитатель старается направить ее по творческому пути, приучая действовать детей обдуманно и планомерно.

Оборудование для занятий:

• Глина, пластилин.

• Вода.

• Доски для работы.

• Салфетки, клеенки.

• Краски.

• Печатки для украшения работ.

Аппликация

Наиболее распространенный простой и доступный способ создания художественных работ. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин панно, орнаментов и т. д. Оборудование, которое требуется для выполнения аппликации несложно:

• Ножницы (с закругленными концами двух размеров – большие и маленькие, ножницы должны быть не тугими и хорошо наточенными. Необходимо регулярно проводить инструктаж по работе с ножницами, знания элементарных правил работы с ножницами необходимы т. к. в свободной деятельности дети работают самостоятельно, но только те, кто соблюдает правила работы.

• Кисти для клея хорошо иметь 2-3 кисти, их подбирают в зависимости от размера аппликации, по окончании работы кисти необходимо промыть и поставить в стакан ворсом вверх.

• Простые карандаши (для прорисовывания контуров)

• Влажные и сухие салфетки

• Клеенка

• Клей или клейстер.

• Цветная и белая бумага различной текстуры, цветовой гаммы, толщины, размера.

• Коробка для обрезков бумаги

• Коробка для готовых работ.

• Трафареты

• Кусочки ткани и другой разнообразный материал

Все должно быть эстетично оформлено. Главное стремиться сформировать у детей бережное отношение к материалам, с которым они работают, научить планировать свою работу, экономно расходовать материал и рационально использовать время.

Наиболее простой и распространенный вид свободной продуктивной деятельности – это рисование, для организации не требуется много особой подготовки, самое главное желание.

Для организации рисования в свободной деятельности необходимо :

• Мелки, карандаши цветные, простые, акварель, гуашь

• Емкости под воду (прозрачная)

• Кисти различной толщины

• Бумага различного размера

• Трафареты

• Салфетки, клеенка

• Раскраски

Все детские работы, полученные в деятельности вне занятий, выставляются, либо организовывается место для просмотра другими детьми (папка, коробочка и др.) весь инструментарий находиться в порядке, подвергается регулярной «ревизии», необходимо эстетично оформить уголок свободной продуктивной деятельности. По возможности выставлять произведения искусства, скульптуры и другие художественные произведения для наглядности. Все должно быть доступно, но деятельность детей постоянно находится под контролем воспитателя.

Другое педагогическое условие — влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце.

Для организации детской деятельности использовать разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности детей. Хороши игры математического содержания, настольно – печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и другие.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Литература: 1. Атрепьева Л. В. методист д/с №50 "Дефектолог". Топлеева С. Н. в-ль д/с №50 "Дефектолог".//Консультация для воспитателей "Организация свободной продуктивной деятельности дошкольников". сайт: Детский сад №50.

2. Ветлугина Н. А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников/под ред. Ветлугиной Н. А. -М. :1984.

3. МДОУ Куманаевский д/с №1 "Теремок"//Продуктивная деятельность дошкольников

4. Петухова Л. В. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возрастав условиях взаимодействия семьи и ДОУ. //Народное образование. Педагогика. 2013

5. Продуктивная деятельность//Центр развития ребёнка - д/с "Улыбка".

6. Рахматуллаева О. П. "Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста".07.10.2016.// сайт: Инфоурок.

Публикации по теме:

Использование нестандартного спортивного оборудования в свободной деятельности детей Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья.

Организация педагогической деятельности с учётом индивидуальных особенностей воспитанников социального приюта Государственное бюджетное учреждение Амурской области ГБУ АО «Тындинский социальный приют для детей» Доклад на тему: «Организация.

Фотоотчет о свободной творческой деятельности «Кто во что горазд»Фотоотчет о свободной творческой деятельности «Кто во что горазд» Поскольку целью моей профессиональной деятельности является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, я решила провести день.

Использование нестандартного спортивного оборудования в свободной деятельности детей Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья.

Конспект свободной игровой деятельности (в подготовительной группе) «Кондитерская»Конспект свободной игровой деятельности (в подготовительной группе) «Кондитерская» «Кондитерская»игра по ознакомлению о созданной человеком средой обитания, людей. (5-7 лет)Возрастная группа: подготовительная Интеграция.

Консультация для воспитателей «Организация продуктивной деятельности детей в процессе формирования целостной картины мира»Консультация для воспитателей «Организация продуктивной деятельности детей в процессе формирования целостной картины мира» Воспитатель Марьина Ольга Васильевна. ГБОУ Школа № 935 Москва Консультация для воспитателей. Тема: Организация продуктивной деятельности.

Необходимость совместной деятельности родителей и детей в продуктивной творческой деятельности для развития самостоятельности На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики.

Организация деятельности воспитанников в летний период Лето - самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Одним из важнейших вопросов.

Организация взаимодействия учреждений дополнительного образования с родителями воспитанников Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Решение этой проблемы.

План работы с детьми по сенсорному развитию в свободной деятельности Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 1 – первая неделя Утро Дид \игр «Мыльный пузырь» Цель: показать детям форму и размер мыльного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация свободной продуктивной деятельности воспитанников ОСР
Опубликовано: 19 октября 2017 в 14:54
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД