Организация воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению детей с природой

Татьянa Горбачева
Организация воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению детей с природой

Организация воспитательно-образовательного процесса в МБДОУ д/с «Почемучка» по ознакомлению детей с природой.

Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоцци отмечал, что это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким пониманиям».

Природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и растительного мира, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в ознакомлении детей с природой.

Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются профессионализмом воспитателя, знанием и практическим владением методами. Можно выделить (условно) четыре группы методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня знаний при ознакомлении детей с природой.

«Создания и поддержания необходимых условий жизни для живых существ» - он направлен на формирование практических навыков и умений. Отслеживания объектов – результатов выращивания – позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер.

«Наблюдение» - метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Наблюдения – это главный способ формирования у дошкольников представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредствам наблюдения, становиться содержательной основой многих видов деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с ней, речевой.

«Метод отраженной природы» Работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами – позволяет уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой.

«Словесно – литературный метод». Слово в ознакомлении детей с природой выполняет три важные функции. В форме диалога, как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребёнком. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важная форма речевого воспитания – проведение построенной в определённой логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений.

Мною (воспитателем по ознакомлению детей с природой) был разработан перспективный план воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах. В содержание плана прослеживаются все четыре группы методов в комплексе.

Для более удобного использования перспективное планирование раскрыто по 4 объектам: растительный мир, животный мир, неживая природа, труд людей.

В него включены те разделы воспитательно-образовательной работы с детьми, которые целесообразно планировать перспективно на месяц или квартал. Методические приемы включают в себя практически все виды организованной образовательной деятельности: дидактические, сюжетные, подвижные игры; чтение и обсуждение, наблюдения, проектная деятельность, оформление выставок, рассматривание и обсуждение, продуктивная деятельность, слушание и обсуждение. Этот вид планирования даёт воспитателю в группе больше возможности варьировать свою деятельность в зависимости от погоды, настроения и состояния детей.

Так же каждому воспитателю был предложен план работы с детьми в уголках природы. Разработан он посезонно и разделен на каждый месяц.

Перспективное планирование и планирование работы детей в уголках природы между собой перекликаются. Например, в содержании работы подготовительной группы на январь одной из задач является закрепление знаний детей о комнатных растениях, а при работе в уголке природы мы видим опытно-исследовательскую деятельность «Растения теряют влагу, через испарение». Тоесть с помощью этого опыта мы можем частично решить поставленную задачу.

Содержание образовательной области "Познание (Мир природы)" по программе «От рождения до школы» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

По моему мнению, такое планирование и использование предложенных групп методов приведет к решению цели поставленной перед нами программой. И если мы будем следовать поставленным задачам, то придем к хорошим результатом, и нам удастся сформировать у детей чувство красоты природы, ее разнообразия и уникальности, хрупкости и долговечности.

Прикреплённые файлы:

prezin_d2ol0.pptx | 2059 Кб | Скачан: 136
 
Публикации по теме:

Формы и методы воспитательной работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса Формы и методы воспитательной работы, способствующие сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса Методы – путь.

Родительское собрание «Ребенок и природа»Родительское собрание «Ребенок и природа» Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоцци отметил, что это источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Организация воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению детей с природой
Опубликовано: 22 октября 2013 в 16:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Предметно-развивающая среда на участке.
Важнейшую роль в организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период играет развивающая предметная среда на территории детского...
Фоторамка-детский мастер-класс
Всем доброе утро и хорошего воскресного дня. Уважаемые коллеги. сегодня хочу рассказать вам о небольшом мастер-классе по изготовлению фоторамки,...
Конспект занятия — прогулки «Наблюдение за улиткой»
Конспект занятия - прогулки "Наблюдение за улиткой" Цель: познакомить детей с улиткой, ее характерными признаками, особенностями. Задачи:...
Фотоотчет «Летняя прогулка»
ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА дети 4–5 лет. МБДОУ ДС №15 «Ручеек» . Воспитатель : Тюрина Надежда Александровна Песочная скульптура «Удивительный слоненок» Лето...
Мастер-класс по объёмной аппликации с использованием природного материала «Подсолнух»
Кончается лето… Осталось пару тройку недель. Постепенно прекращают свое пение птицы, которые засобирались на юг. День становиться короче, ночь длиннее....