МААМ-картинки

Организация взаимодействия с родителями как фактор повышения качества образования в детском саду

Наталья Махнева
Организация взаимодействия с родителями как фактор повышения качества образования в детском саду

Одним из условий менеджмента качества образования является, создание единого образовательного пространства «детский сад – семья» и их взаимодействие в обеспечении условий целостного развития ребенка.

Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь детского сада, участие их в образовательной работе с детьми и управлении детским садом.

Публикация «Организация взаимодействия с родителями как фактор повышения качества образования в детском саду» размещена в разделах

В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ, вступившем в силу с 1 сентября 2013 года в статье 44 обозначены права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних,где они имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами, а также имеют право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, одной из проблем, которые необходимо решать стала совершенствование в детском саду условий для педагогической поддержки семейного воспитания, а также для обеспечения прав родителей на участие в управлении детским садом и включение их в образовательный процесс.

Мы пришли к выводу, что необходима разработка Программы по управлению взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи, которая, на наш взгляд, позволит создать условия для вовлечения родителей в жизнь детского сада и его управление. Данная программа была разработана в 2012 году.

Программа представляет собой объединённый замысел и комплекс нормативно – правовых, организационных, научно – исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области семейного воспитания.

Целью программы является: создание системы по управлению взаимодействием семьи и детского сада в интересах развития ребёнка,совершенствование управленческих механизмов в направлении взаимодействия детского сада и семьи.

Сроки реализации программы: 3 года (май 2012 – май 2015 гг.)На первом этапе (диагностическом) мы через анкетирование получили информацию о семьях воспитанников, выяснили, какая помощь необходима родителям, через организацию маркетинговых исследований узнали проблемы и запросы родителей на оказание образовательных и консультативных услуг.

Проанализировав анкеты, мы узнали о семье очень многое: выявили социальный портрет семей (сколько полных, неполных семей, многодетных, однодетных, узнали об увлечениях ребенка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием (такое анкетирование мы продолжаем проводить ежегодно при приёме детей в детский сад).

На втором проектном этапе была осуществлена разработка всех необходимых нормативных и планирующих документов.

Анализируя содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребенка со взрослыми и сверстниками мы решили на следующем третьем этапе (этапе внедрения) продолжать использовать в практике взаимодействия с родителями такой формы, как «семейные проекты» по направлению патриотическое воспитание детей. С 2009 года такие проекты в детском саду организуются ежегодно в ноябре месяце, так как в этом месяце проходит праздник, посвящённый семье.

Следующим направлением по взаимодействию с родителями стало организация работы в детском саду по повышению педагогической компетентности родителей, через родительский всеобуч, мы его назвали «Счастливая семья». Для этого было разработано Положение о родительском всеобуче, составлены планы работы воспитателей и специалистов детского сада по организации родительского всеобуча, с учетом затруднений и проблем родителей в вопросах воспитания детей. Родительский всеобуч играет большую роль в повышении педагогической культуры и просвещении родителей. В рамках родительского всеобуча были использованы как традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и детском саду («Воспитание маленького гражданина», «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения», «О здоровье всерьёз», и др., родительские конференции («Игра ребёнка в жизни Вашей семьи», «Детский сад хорошо, а семья лучше?», «В детском саду как дома», и вместе с тем новые формы: семейная гостиная (темы «Материнская любовь», «Счастливая семья», «Гостевой стол», «Семейный альбом», «Семейные реликвии», «Семейный хобби - клуб», семинары, педагогические практикумы, круглые столы, собрания - диспуты и другие формы. Кроме этого для родителей был сформирован информационный банк данных по различным направлениям работы детского сада (нормативно - правовое обеспечение образовательного процесса, организация питания детей, оздоровительная работа, права ребёнка и семьи, образовательные достижения и успехи детей, экологическое воспитание, патриотическое воспитание, развитие ребёнка в игре, материально – техническое обеспечение образовательного процесса и т. д.).Целью данной работы является информационное обеспечение родителей по разным направлениям функционирования детского сада, создание условий для доступности информации открытости и прозрачности образовательной деятельности детского сада. Еще в 2010 году была организована и на данный момент успешно функционирует новая нетрадиционная формы общения с родителями (учитывая их занятость)«Родительская почта», общение с родителями через электронную почту детского сада, а в 2011 году был создан собственный сайт детского сада, где функционирует страничка «Родительский всеобуч».

При реализации данной программы мы поняли, что перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада : он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению "открытость " значит создать такие условия, чтобы у всех участников образовательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т. д. "Открытость детского сада" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Мы поняли, что родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную деятельность. Это выразилось в эпизодических мероприятиях, которые по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организовывали экскурсии, "походы" в ближайший лес, на речку, другие помогали в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то учили детей. Некоторые родители и другие члены семьи включались в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Таким образом, от участия родителей в работе детского сада выигрывают все субъекты образовательного процесса. Прежде всего - дети, так как они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном взаимодополнении семейного и общественного воспитания.

Взаимодействие детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда нами был сделан поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение отдавалось индивидуальным формам работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.). Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, называется дифференцированным подходом. Например, ежегодно мною после проведения диагностики с детьми подготовительных групп по выявлению мотивационной готовности детей к школьному обучению организовывались индивидуальные беседы с каждым родителем, на которых они знакомились с результатами обследования, далее происходила совместная выработка дальнейших действие семьи и детского сада.

Основной целью всех форм и видов взаимодействия нашего детского сада с семьей стало установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Таким образом, реализация Программы по управлению взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи на данный момент (а мы находимся на основном этапе, этапе внедрения) позволила решить проблему пассивности родителей, когда они выступали в роли слушателей, а не равноправных партнёров. Сейчас они стали наиболее активными, заинтересованными в жизни детского сада. Результаты анкетирования, проведённого в мае 2013 года, показали, что 90% родителей отмечают своё участие в жизни детского сада и его управлении, через работу в родительском комитете, Совете детского сада, помощи в решении хозяйственных вопросов, через обсуждение программных документов, осуществление контроля за реализацией прав детей, участие в совместных досуговых мероприятиях.

На последнем заключительном этапе будет осуществлён анализ результатов деятельности, подведение итогов о результатах реализации Программы по управлению взаимодействием ДОУ и семьи; внесение дополнений и изменений в программу по результатам анализа, предъявление опыта работы по взаимодействию с родителями образовательному сообществу города Асбеста, через публикацию в СМИ и городских педагогических чтениях; проведение педагогического совета (совместно с родителями) по результатам реализации Программы по управлению взаимодействием ДОУ и семьи; диагностика уровня удовлетворённости родителей качеством работы детского сада.

Мы думаем, что реализация данной программы позволит создать систему в детском саду по взаимодействию с семьёй и найти наиболее рациональные формы и методы вовлечения родителей в жизнь детского сада и его управление. Данная программа может повысить активность родителей как полноценных участников образовательного процесса.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Программа работы клуба «Семейный очаг» ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛУБА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ» аспекты работы клуба Сотрудничество с родителями – это процесс многоуровневый и сложный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация взаимодействия с родителями как фактор повышения качества образования в детском саду
Опубликовано: 15 октября 2013 в 13:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД