Организация элементарной поисковой деятельности

Инна Беляева
Организация элементарной поисковой деятельности

Маленькие дети любознательны. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?», «Как спят рыбы?» и т. п.

Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость, чтобы число этих вопросов росло.

Организация элементарной поисковой деятельности поможет ввести детей в мир познания живой и неживой природы, пробудить их умственные способности, приобщить к красоте окружающего мира.

В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается,

во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям,

во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а

формируются элементарные понятия и умозаключения,

в-третьих, в такой работе используются обычное бытовое и игровое

оборудование.

Требования к проведению опытов.

1- Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать).

2- Чтобы заметить происходящие изменения надо брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный.

3- Необходимо осуществлять руководство опытом: придумывать вопросы, обращать внимание на существенное, учить рассуждать, сравнивать факты.

4- Один и тот же опыт лучше проводить дважды, чтобы дети все осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также, чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.

5- При организации и проведении опытов нужно сделать все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.

Методика проведения опытов.

Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Эти задачи могут быть выдвинуты детьми. Убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта.

Познавательную задачу перед детьми может поставить и воспитатель.

Иногда проблемная ситуация может быть обнаружена совместно (сказка «Мороз Иванович»).

Поскольку опыт - это наблюдение в специально созданных условиях, то он может быть кратковременным и длительным.

Кратковременные наблюдения используют для установления свойств различных объектов природы, для их распознавания (например, снег «чистый», опыт - «грязный»).

Длительные наблюдения могут быть использованы при установлении причин природных явлений, связей, отношений, процессов роста и развития (например, растения и свет).

В процессе длительного опыта нужно напоминать детям познавательную задачу.

Наиболее яркие изменения в ходе длительного опыта зарисовывают.

Когда опыт проведен, следует перейти к заключительному этапу. Детям предлагается сравнить два объекта, используя зарисовки, дневники наблюдений (что велось).

Таким образом, в организации и поведении опытов можно четко выделить четыре этапа:

I- Поисковая проблема;

II- Поиск пути решения проблемы;

III- Проведение наблюдений;

IV- Обсуждение итогов и формулировка вывода.

При наличии у детей некоторого опыта, сформулированного через наглядно-действенные методы, воспитатель может использовать для проверки предположения или решения познавательных задач эвристические беседы, которые дают возможность установить причины разнообразных природных явлений при помощи рассуждений. Но он должен руководить ходом рассуждения, направляя мнение детей в нужное русло.

Воспитатель имеет возможность помогать детям, не только усваивать общие закономерности природных явлений, но и видеть их конкретные проявления.

Элементарные опыты могут включаться в самую разнообразную детскую деятельность: игру, труд, прогулку и т. п.

В уголке природы можно проводить опыты с семенами, растениями, животными.

Опыты могут быть включены и в другие виды деятельности. При этом познание природы детьми не будет происходить путем сообщения им какого-либо объема знаний, а станет такой же творческой деятельностью, как, например, игра.

Публикации по теме:

Перспективный план работы с родителями на 2013–2014 учебный год Перспективный план работы с родителями на 2013--2014 учебный год группы № 10 (с 3 до 4 лет ЧДБ) воспитатели Беленок О. Г Месяц Форма работы.

Про аттестацию на соответствие занимаемой должности В ноябре 2011г. ездила на курсы по подготовке экспертов-тьюеров (по новой аттестации) в г. Челябинск. Там нам очень подробно рассказали.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация элементарной поисковой деятельности
Опубликовано: 15 января 2014 в 16:24
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...
«Наш подарок маме» (фото отчет)
-Моя мама самая красивая! -Мама ласковая! -Мамочка очень добрая и заботливая! -Моя мамочка любимая! Вот такие слова говорили дети о своих мамах,...