Папки-передвижки

Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении

Ирина Григорьева
Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении

Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении.

Все здоровые люди любят жизнь.

Г. Гейне

Любая проблема в обществе - это не только противоречия или реальные трудности, которые необходимо преодолеть для дальнейшего успешного развития и процветания государства, но и своеобразный механизм, его

Публикация «Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении» размещена в разделах

действие являются стимулирующим фактором деятельности, который регулирует активность людей. Это ведёт к судьбоносным для общества изменениям в производственной, научной, бытовой сферах, что способствует проявлению новых социально-экономических, политических, идеологических отношений. Для исследований проблемы и поиска путей её решения, а также для реализации разработанных программ могут быть задействованы разные социальные организации.

В решении социальных проблем общества школе традиционно отводится образовательная роль. Именно школа призвана обеспечить необходимый уровень общей грамотности и культуры подрастающего поколения, который будет служить гарантом разумной (валеологически и экологически целесообразной, социально активной деятельности и гармоничных отношений человека с окружающим миром.

Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, направленные на сохранение и развитие личности и общества в целом, на создание условий жизни, благоприятных для человека и его окружения. Несомненно, культура играет в жизни человека важнейшую роль, преобразует его биологические потребности, регулирует отношение и поведение, является той социально значимой информацией, которая переходит от поколения к поколению в трансформированном, обогащённом и, с практической точки зрения, в более универсальном качестве. Таким образом, культура – это продукт взаимодействия человека с миром природы и с социумом, и с самим собой.

Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека. Интерес учёных и педагогов к проблемам здоровья вызван происходящими изменениями в обществе и образовании, с обострившейся потребностью общества в обеспечении здоровья подрастающему поколению, стремлением к улучшению качества жизни и ориентацией всякого высокоразвитого общества на воспитание «человека культуры».

Объективно существует, а также нормативно и программно подтверждён социальный заказ на сохранение здоровья детей в образовательных учреждениях. Ведь абсолютная ценность здоровья – аксиоматична, а ответственность педагога за охрану и заботу о здоровье определена нормативно-правовыми актами, прежде всего, Законом РФ «Об образовании». В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено: «Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов».

Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования состоит из:

- здоровьесберегающей структуры;

- рациональной организации учебной и внеучебной деятельности учащихся;

- эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы;

- реализации дополнительных образовательных программ;

- просветительской работы с родителями.

Одним из приоритетных направлений работы с детьми является использование инновационных методик и технологий, направленных на реализацию новых ФГОС. Цель моей педагогической деятельности – создание комфортных условий для каждого ученика в школьном коллективе для сохранения психофизического здоровья детей через личностно-ориентированный подход.

Для реализации данной цели ставлю следующие задачи:

- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья учащихся;

- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;

- осознание школьником себя как ценности и ценности здоровья для собственной жизни, для взаимодействия с другими людьми;

- обучение ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья с целью самостоятельного применения их впоследствии.

Поскольку стрессовые ситуации сопровождают человека всю жизнь, то бесполезно стараться оградить от них ребенка. Полезнее научить школьника преодолевать их, научиться защищаться от стресса. Для этого определились принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологической и психологической стрессоустойчивости:

- принцип двигательной активности (урок в режиме двигательной активности- большая часть урока в свободной форме);

- принцип оздоровительного режима (организация обучения в режиме динамических поз: чередование сидения, стояния, и передвижения по классу);

- принцип формирования правильной осанки;

- принцип психологической комфортности (создание ситуаций успеха, способствующий повышению самооценки учащихся, снижаются барьеры страха, формируется доверие к педагогу, развиваются доброжелательные взаимоотношения);

- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребенка (каждый ребенок получает положительные эмоции от урока, испытывает интерес к учебе, ощущает комфорт);

- принцип профилактического эффекта (касается в первую очередь мировоззрения) :

А)человек самодостаточен, есть все необходимое в нем, т. е. здоровье заложено, его надо только сохранить.

Б) человек посредством управления своей психикой способен влиять на состояние своего организма.

В) психическое здоровье первично (относительно физического).

Для реализации данных принципов использую и применяю следующие методы, приемы и формы обучения :

1. Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся, помогает освоить следующие способы самооздоровления :

А) использование положительных установок на успех(«Я справлюсь», «У меня все получится»);

Б) умение настроить себя на положительную волну(«Улыбнись самому себе», «Подари тепло другу»).

2. Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, дыхательных гимнастик, самомассажа, упражнений, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости. Каждый здоровьесберегающий урок должен

3. Объяснение нового материала опорой на субъективный опыт учащегося, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения (дети обращаются к своему личному опыту, предъявляют свою собственную позицию, ищут и находят свои оригинальные способы деятельности).

4. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер (с возможностями ребенка).

5. Учет индивидуальных способностей и особенностей ребенка (не могут быть все одинаковы).

6. Опрос только тех учащихся, которые желают отвечать.

7. Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, душой и разумом учащегося и учителя (прививать мысль о том, что они сами творцы своего здоровья).

8. Включение в содержание уроков «анатомических диктантов», упражнений, задач, заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.

9. Личный пример учителя (деловое и личностное общение, сотрудничество, принятие иной точки зрения, умения слушать и слышать, умением понять друг друга, другого человека, что помогает развитию коммуникативных навыков, толерантности).

10. Организация саморефлексии (фиксация настроения, состояния детей и изменений, произошедших в самочувствии в процессе урока и даже дня).

11. Игровые методы психокоррекции – развитие внимания, памяти, восприятия, наблюдательности, произвольных движений и самоконтроля, снятие страхов в общении и т. д.

Придерживаюсь следующих форм организации урока :

- работа в группах;

- работа в парах сменного состава;

- использование элементов игры в качестве обратной связи;

- хлопанье в ладоши, сигнальные карточки;

- деятельность с элементами соревнования.

Во внеурочной деятельности использую развитие творческих способностей так же как и в урочной. По технологии Базарного, ребенок должен постоянно творить свой мир своими руками (лепка, рисование, конструирование, моделирование, вышивание и т. д.). Десять наших пальцев – это те «спицы», которые в эволюции «связали» нейроэпителиальную связь мозга. Эти кружева должны постоянно воссоздаваться и поддерживаться у каждого ребенка. От рукотворчества к полетам на крыльях творческого воображения – таков путь каждого человека. Любить свои руки – это крылья нашего сердца. На протяжении многих лет я веду кружок для детей своего класса.

И еще одним из методических подходов в моей деятельности является внедрение программы «Разговор о правильном питании», который служит курсом обучения детей культуре питания. Данная программа относится к числу профилактических программ нового поколения и вызывает «живой» интерес к ней со стороны взрослых, т. е. родителей и детей.

Развитие правильных привычек к правильному питанию является важным фактором в формировании здоровой жизнедеятельности. Сегодняшний рынок изобилует разнообразием красивой и вкусной пищи. Но полезна ли она? Чему отдать предпочтение в предлагаемой жизнью «продуктовой корзине» младшему школьнику по дороге в школу, дома, в кругу сверстников. Почему нужна витаминизация организма, где взять витамины? (те вопросы, которые задает нам жизнь)

Программа разработана специалистами института возрастной физиологии и гигиены РАО (г. Москва) М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А. Г. Макеевой.

Известное изречение мудрецов Древнего мира гласит «Здоровье – это еще не все, но жизнь без здоровья – ничто». Наивысшая ценность для педагога – жизнь и здоровье ребенка.

Литература

1. Безруких. М. М., Филиппова Т. А. Разговор о правильном питании: рабочая тетрадь для школьников/ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. -М. :ОЛМА-ПРЕСС,2001.

2. Безруких М. М. и др. Разговор о правильном питании: методическое пособие для учителя/ М. М. Безруких, Т. А. Филиппова. -М. :ОЛМА-ПРЕСС, 2009.

3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: руководство для работников системы образования. – М. : ООО фирма «ВАРИАНТ», 2005.

4. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. М. : Просвещение, 2010.

Публикации по теме:

А что же такое личностно-ориентированный подход? А что же такое - личностно-ориентированный подход? В современной педагогике и психологии появился термин: "личностно-ориентированный подход".

Личностно-ориентированный подход в детском экспериментировании Экологическое воспитание - это новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация здоровьесберегающей среды на уроках и внеурочной деятельности через личностно-ориентированный подход в обучении
Опубликовано: 12 мая 2015 в 16:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД