Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в рамках внедрения ФГОС «Здоровый ребенок»

Наталья Закаулова
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в рамках внедрения ФГОС «Здоровый ребенок»

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в рамках внедрения ФГОС «Здоровый ребенок»

В наше время ценность здоровья не вызывает сомнения: чем больше здоровых, творческих, духовно богатых людей тем более процветающим становится само общество.

Анализируя сложившуюся ситуацию, я считаю, что одной из главных задач психологического обеспечения в ДОУ, должна быть направлена на минимизацию нарушений в психологическом здоровье детей, профессионально–психологических заболеваний воспитателей, а также на воспитание «эмоционально мудрых» родителей.

Справиться с этими проблемами возможно только при активном внедрении здоровьесберегащих технологий в образовательный процесс ДОУ.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых (воспитателей и родителей, которые бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. Трудности развития ребенка во многом усугубляются неблагополучным состоянием психологическим дискомфортом и неудовлетворенность профессией педагогов, а также неблагоприятной ситуацией в семье.

Помочь ребенку в гармоничном развитии возможно только при условиях: изменить неблагополучную ситуацию в семейном воспитании и в психоэмоциональном здоровье воспитателей.

Взрослые (родители и воспитатели) вместе с детьми должны учиться быть счастливыми, здоровыми, успешными, учиться помогать не только другим, но и себе в достижении равновесия и гармонии, постоянно задавая себе вопросы: «Чему я научился у детей?», «Чему я хочу научиться?», «Что у меня получилось особенно хорошо?», «Что можно улучшить в моей жизни?».

Поэтому, на протяжении года, главной целью в моей работе является: обучение детей, педагогов и родителей психологическим аспектам здоровья, которые приведут к:

- самопознанию; - самосознанию; - саморегуляции.

Моя деятельность по обеспечению здоровьесберегащей среды в детском саду выполняется в соответствии с поставленными задачами:

1) способствовать профилактике неврозов и невротических реакций, нарушений поведения детей, утомления и психического напряжения воспитателей и родителей;

2) осуществлять коррекцию эмоционального самочувствия, снять эмоциональную напряженность, снизить уровень агрессивности и деструктивных форм поведения (негативизма, невротического избегания, тревожности депрессивности, беспокойства, расторможенности и т. д.) детей и взрослых (воспитателей и родителей).

3) развивать творческий потенциал личности, создать позитивный настрой формировать продуктивность и контактность во взаимоотношениях: детей со сверстниками, детей с воспитателями детей с родителями, воспитателей с родителями.

Предполагаемый результат:

- Положительный психологический климат в ДОУ;

- Доброжелательные отношения между детьми и взрослыми;

- Повышение уровня развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы детей;

- Высокий уровень психологической готовности детей к обучению в школе;

- Педагоги и родители психологически грамотны;

- Наблюдается снижение утомления и психического напряжения среди детей и педагогов.

Этапы реализации разработки.

I ЭТАП – аналитический

– 01.06.2012г. – 01.09.2012г.

II ЭТАП – диагностический

– 02.09.2012г. – 01.10.2012г.

III ЭТАП – организационный

– 02.10.2012 – 01.11.2012г.

IV ЭТАП – коррекционный

– 02.11.2012г. – 01.05.2013г.

V ЭТАП – итоговый, диагностический

- 02.05.2013г. – 1.08.2013г.

I ЭТАП – аналитический.

Цель: провести анализ ситуации по обеспечению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, изучить и подобрать информационные ресурсы, определить цель и задачи работы с детьми, педагогами и родителями по обеспечению здоровьесберегающей деятельности.

Содержание работы:

1. Изучение проблемы по организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ по направлениям:

• Пути повышения эффективности организации здоровьесохранной развивающей деятельности в ДОУ:

- Злобина А. Т. Психологические аспекты сбережения психического здоровья детей дошкольного возраста.

- Есаян Т. С. Здоровьесберегающие аспекты педагогического взаимодействия.

- Парасоцкая О. В. Организация здоровьетворящей среды интеллектуально-познавательного развития ребенка-дошкольника.

• Использование здоровьесберегающих развивающих технологий в условиях ДОУ:

- Госсар О. Н. Создание условий в ДОУ для формирования здорового образа жизни.

- Герасимова В. В. – Здоровьесберегающая деятельность в детском саду.

• Особенности организации коррекционной направленности в условиях ДОУ:

- Соловьева Т. А. – Организация системы комплексного сопровождения проблемных детей в ДОУ.

2. Разработка цели и задач по обеспечению здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Условия проведения:

изучение информационных ресурсов

Сроки проведения:

01.06.2012г. – 01.09.2012г

II ЭТАП – диагностический.

Цель: изучить уровень развития познавательных процессов детей, уровень эмоционально-личностного развития, выявлять негативные тенденции и причины нарушений в развитии, наметить пути коррекционной поддержки.

Содержание работы:

1. Подобор комплекса диагностических методик для изучения:

• уровня развития познавательных процессов детей:

- мышления;

- восприятия;

- памяти;

- внимания.

• личностных особенностей детей:

- самооценка;

- уровень притязания;

- проявление способности к сопереживанию.

• особенностей эмоциональной сферы детей:

- переживание страхов;

- тревожность;

- агрессивность;

- гиперактивность, СДВ.

• особенностей общения и межличностных отношений детей.

2. Проведение диагностических исследований с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

3. Проведение диагностики эмоционального выгорания педагогов на работе.

4. Анализ результатов диагностики.

Условия проведения:

индивидуально и группой

Сроки проведения:

02.09.2012г. 01.10.2012г

III ЭТАП – организационный.

Цель – разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми, педагогами и родителями, на основе применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ, разработать коррекционно-развивающие программы для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание работы:

1. Разработка программы работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

2. Разработка плана коррекционно-развивающих занятий по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

3. Разработка плана занятий коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

4. Разработка плана коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных способностей детей 5-7 лет «Познай себя»

5. Разработка плана профилактической работы с родителями и педагогами с использованием здоровьесберегающих технологий.

Условия проведения:

На основе мет. рекомендаций И. Л. Арцишевской

На основе мет. рекомендаций Л. М. Шипициной

Сроки проведения:

02.10.2012 – 01.11.2012г

IV. ЭТАП – коррекционный.

Цель - внедрить в образовательный процесс ДОУ коррекционно-развивающие и профилактических мероприятия с детьми, педагогами и родителями, на основе применения здоровьесберегающих технологий.

Содержание работы:

1 Проведение коррекционных занятий, тренингов с детьми по:

• Программе работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

• Программе коррекционно-развивающих занятий по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

• Программе коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

• Коррекционно-развивающей программе по развитию познавательных способностей детей 5-7 лет «Познай себя»

2 Консультирование педагогов по темам:

• «Создание эмоциональной благоприятной атмосферы в группе»;

• «Три начала личности»;

• «Причины возникновения неадекватного поведения ребенка»;

• «Монтессори- педагогика: вопросы теории и методики»;

• «Психологическая готовность детей к обучению в школе»;

• «Взаимодействие воспитателей с родителями»;

• «Развитие мышления детей дошкольного возраста»;

• «Развитие памяти детей дошкольного возраста»;

• «Развитие восприятия детей дошкольного возраста»;

• «Развитие внимания детей дошкольного возраста»;

• «Позиции педагога на работе»;

• «Коррекция вредных привычек у дошкольников»;

• «Изучение детских межличностных отношений»;

• «Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»;

• «Игровые технологии в коррекции поведения дошкольников;

3. Консультирование родителей по темам:

• «Правила работы с агрессивным ребенком»;

• «Правила работы с гиперактивным ребенком»;

• «Дети – катастрофы»;

• «Значение пальчиковой гимнастики»;

• «Развитие движений кисти и пальцев рук»;

• «Одна рука карает, другая милует»;

• «Учимся любить ребенка»;

• «Познавательная деятельность старших дошкольников»;

• «Как развить мышление и речь детей среднего и старшего дошкольного возраста»;

• «Как развить сенсорику и мелкую моторику у ребенка»;

• «Как развить мотивационную готовность у детей к школе.

4. Проведение психологических тренингов с педагогами:

• «Учим детей общаться»;

• «В плену эмоций»;

• «Общение педагога»;

• «Я – это я»;

• «Я и моя самооценка»

5. Проведение семинаров-практикумов с педагогами:

- «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

- «Профилактика и коррекция нарушений поведения детей»;

- «Проблема детских страхов»;

- «Тревожность в дошкольном возрасте»;

- «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста»;

- «Развитие самооценки детей дошкольного возраста»;

- «Стиль педагогического общения»

6. Выступления на родительских собраниях:

- «Организация работы педагога-психолога в детском саду»;

- «Психологическая готовность детей к обучению в школе»;

- «Дети, которых не понимают взрослые»;

- «Сотрудничество ДОУ с семьей в организации образовательного процесса»;

- «Учимся любить ребенка»

Условия проведения:

индивидуально, группой

Сроки проведения:

02.11.2012г. – 01.05.2013г

V. ЭТАП – итоговый, диагностический

Цель - обобщить опыт и результатов работы по внедрению коррекционно-развивающих программ, по проведению профилактических мероприятий с детьми, педагогами и родителями с использованием здоровьесберегающих технологий.

Содержание работы:

1 Провести итоговую диагностику по изучению:

•уровня развития познавательных процессов детей:

- мышления;

- восприятия;

- памяти;

- внимания.

• личностных особенностей детей:

- самооценка;

- уровень притязания;

- проявление способности к сопереживанию.

• особенностей эмоциональной сферы детей:

- переживание страхов;

- тревожность;

- агрессивность;

- гиперактивность, СДВ.

• особенностей общения и межличностных отношений детей.

2 Провести повторную диагностику эмоционального выгорания педагогов.

3. Обобщить опыт работы по организации здоровьесберегающей среды в ДОУ на основе полученных результатов.

Условия проведения:

индивидуально, подгруппой

Сроки проведения:

02.05.2013г. – 01.08.2013 г.

Литература.

Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней, старшей и подготовительных группах: - М. : Прометей; Книголюб, 2003.

Севостьянова Е. О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. (Программа развития)

Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. – М. : Педагогическое общество России, 2000.

Публикации по теме:

«Мы выбираем жизнь!»«Мы выбираем жизнь!» В наше время очень актуальна тема, связанная с проблемами здоровья детей - подрастающего поколения. В эпоху компьютерных технологий, изобретения.

Отношения между детьми и родителями Кто из родителей не мечтает. Чтобы его ребенок вырос самым умным, самым красивым, самым сильным, добрым. Словом, мы мечтаем о всестороннем.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в рамках внедрения ФГОС «Здоровый ребенок»
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 18:56
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...
Новогодняя поделка «Необычная ёлочка»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! С наступлением зимы хочется чего-то сказочного, волшебного, и идеи приходят самые необычные, яркие. В преддверии Нового года...