Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в рамках внедрения ФГОС «Здоровый ребенок»

Наталья Закаулова
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в рамках внедрения ФГОС «Здоровый ребенок»

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в рамках внедрения ФГОС «Здоровый ребенок»

В наше время ценность здоровья не вызывает сомнения: чем больше здоровых, творческих, духовно богатых людей тем более процветающим становится само общество.

Анализируя сложившуюся ситуацию, я считаю, что одной из главных задач психологического обеспечения в ДОУ, должна быть направлена на минимизацию нарушений в психологическом здоровье детей, профессионально–психологических заболеваний воспитателей, а также на воспитание «эмоционально мудрых» родителей.

Справиться с этими проблемами возможно только при активном внедрении здоровьесберегащих технологий в образовательный процесс ДОУ.

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых (воспитателей и родителей, которые бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. Трудности развития ребенка во многом усугубляются неблагополучным состоянием психологическим дискомфортом и неудовлетворенность профессией педагогов, а также неблагоприятной ситуацией в семье.

Помочь ребенку в гармоничном развитии возможно только при условиях: изменить неблагополучную ситуацию в семейном воспитании и в психоэмоциональном здоровье воспитателей.

Взрослые (родители и воспитатели) вместе с детьми должны учиться быть счастливыми, здоровыми, успешными, учиться помогать не только другим, но и себе в достижении равновесия и гармонии, постоянно задавая себе вопросы: «Чему я научился у детей?», «Чему я хочу научиться?», «Что у меня получилось особенно хорошо?», «Что можно улучшить в моей жизни?».

Поэтому, на протяжении года, главной целью в моей работе является: обучение детей, педагогов и родителей психологическим аспектам здоровья, которые приведут к:

- самопознанию; - самосознанию; - саморегуляции.

Моя деятельность по обеспечению здоровьесберегащей среды в детском саду выполняется в соответствии с поставленными задачами:

1) способствовать профилактике неврозов и невротических реакций, нарушений поведения детей, утомления и психического напряжения воспитателей и родителей;

2) осуществлять коррекцию эмоционального самочувствия, снять эмоциональную напряженность, снизить уровень агрессивности и деструктивных форм поведения (негативизма, невротического избегания, тревожности депрессивности, беспокойства, расторможенности и т. д.) детей и взрослых (воспитателей и родителей).

3) развивать творческий потенциал личности, создать позитивный настрой формировать продуктивность и контактность во взаимоотношениях: детей со сверстниками, детей с воспитателями детей с родителями, воспитателей с родителями.

Предполагаемый результат:

- Положительный психологический климат в ДОУ;

- Доброжелательные отношения между детьми и взрослыми;

- Повышение уровня развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферы детей;

- Высокий уровень психологической готовности детей к обучению в школе;

- Педагоги и родители психологически грамотны;

- Наблюдается снижение утомления и психического напряжения среди детей и педагогов.

Этапы реализации разработки.

I ЭТАП – аналитический

– 01.06.2012г. – 01.09.2012г.

II ЭТАП – диагностический

– 02.09.2012г. – 01.10.2012г.

III ЭТАП – организационный

– 02.10.2012 – 01.11.2012г.

IV ЭТАП – коррекционный

– 02.11.2012г. – 01.05.2013г.

V ЭТАП – итоговый, диагностический

- 02.05.2013г. – 1.08.2013г.

I ЭТАП – аналитический.

Цель: провести анализ ситуации по обеспечению здоровьесберегающих технологий в ДОУ, изучить и подобрать информационные ресурсы, определить цель и задачи работы с детьми, педагогами и родителями по обеспечению здоровьесберегающей деятельности.

Содержание работы:

1. Изучение проблемы по организации здоровьесберегающих технологий в ДОУ по направлениям:

• Пути повышения эффективности организации здоровьесохранной развивающей деятельности в ДОУ:

- Злобина А. Т. Психологические аспекты сбережения психического здоровья детей дошкольного возраста.

- Есаян Т. С. Здоровьесберегающие аспекты педагогического взаимодействия.

- Парасоцкая О. В. Организация здоровьетворящей среды интеллектуально-познавательного развития ребенка-дошкольника.

• Использование здоровьесберегающих развивающих технологий в условиях ДОУ:

- Госсар О. Н. Создание условий в ДОУ для формирования здорового образа жизни.

- Герасимова В. В. – Здоровьесберегающая деятельность в детском саду.

• Особенности организации коррекционной направленности в условиях ДОУ:

- Соловьева Т. А. – Организация системы комплексного сопровождения проблемных детей в ДОУ.

2. Разработка цели и задач по обеспечению здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Условия проведения:

изучение информационных ресурсов

Сроки проведения:

01.06.2012г. – 01.09.2012г

II ЭТАП – диагностический.

Цель: изучить уровень развития познавательных процессов детей, уровень эмоционально-личностного развития, выявлять негативные тенденции и причины нарушений в развитии, наметить пути коррекционной поддержки.

Содержание работы:

1. Подобор комплекса диагностических методик для изучения:

• уровня развития познавательных процессов детей:

- мышления;

- восприятия;

- памяти;

- внимания.

• личностных особенностей детей:

- самооценка;

- уровень притязания;

- проявление способности к сопереживанию.

• особенностей эмоциональной сферы детей:

- переживание страхов;

- тревожность;

- агрессивность;

- гиперактивность, СДВ.

• особенностей общения и межличностных отношений детей.

2. Проведение диагностических исследований с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

3. Проведение диагностики эмоционального выгорания педагогов на работе.

4. Анализ результатов диагностики.

Условия проведения:

индивидуально и группой

Сроки проведения:

02.09.2012г. 01.10.2012г

III ЭТАП – организационный.

Цель – разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми, педагогами и родителями, на основе применения здоровьесберегающих технологий в ДОУ, разработать коррекционно-развивающие программы для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Содержание работы:

1. Разработка программы работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

2. Разработка плана коррекционно-развивающих занятий по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

3. Разработка плана занятий коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

4. Разработка плана коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных способностей детей 5-7 лет «Познай себя»

5. Разработка плана профилактической работы с родителями и педагогами с использованием здоровьесберегающих технологий.

Условия проведения:

На основе мет. рекомендаций И. Л. Арцишевской

На основе мет. рекомендаций Л. М. Шипициной

Сроки проведения:

02.10.2012 – 01.11.2012г

IV. ЭТАП – коррекционный.

Цель - внедрить в образовательный процесс ДОУ коррекционно-развивающие и профилактических мероприятия с детьми, педагогами и родителями, на основе применения здоровьесберегающих технологий.

Содержание работы:

1 Проведение коррекционных занятий, тренингов с детьми по:

• Программе работы с детьми старшего и среднего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

• Программе коррекционно-развивающих занятий по преодолению страхов у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

• Программе коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

• Коррекционно-развивающей программе по развитию познавательных способностей детей 5-7 лет «Познай себя»

2 Консультирование педагогов по темам:

• «Создание эмоциональной благоприятной атмосферы в группе»;

• «Три начала личности»;

• «Причины возникновения неадекватного поведения ребенка»;

• «Монтессори- педагогика: вопросы теории и методики»;

• «Психологическая готовность детей к обучению в школе»;

• «Взаимодействие воспитателей с родителями»;

• «Развитие мышления детей дошкольного возраста»;

• «Развитие памяти детей дошкольного возраста»;

• «Развитие восприятия детей дошкольного возраста»;

• «Развитие внимания детей дошкольного возраста»;

• «Позиции педагога на работе»;

• «Коррекция вредных привычек у дошкольников»;

• «Изучение детских межличностных отношений»;

• «Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми»;

• «Игровые технологии в коррекции поведения дошкольников;

3. Консультирование родителей по темам:

• «Правила работы с агрессивным ребенком»;

• «Правила работы с гиперактивным ребенком»;

• «Дети – катастрофы»;

• «Значение пальчиковой гимнастики»;

• «Развитие движений кисти и пальцев рук»;

• «Одна рука карает, другая милует»;

• «Учимся любить ребенка»;

• «Познавательная деятельность старших дошкольников»;

• «Как развить мышление и речь детей среднего и старшего дошкольного возраста»;

• «Как развить сенсорику и мелкую моторику у ребенка»;

• «Как развить мотивационную готовность у детей к школе.

4. Проведение психологических тренингов с педагогами:

• «Учим детей общаться»;

• «В плену эмоций»;

• «Общение педагога»;

• «Я – это я»;

• «Я и моя самооценка»

5. Проведение семинаров-практикумов с педагогами:

- «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

- «Профилактика и коррекция нарушений поведения детей»;

- «Проблема детских страхов»;

- «Тревожность в дошкольном возрасте»;

- «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста»;

- «Развитие самооценки детей дошкольного возраста»;

- «Стиль педагогического общения»

6. Выступления на родительских собраниях:

- «Организация работы педагога-психолога в детском саду»;

- «Психологическая готовность детей к обучению в школе»;

- «Дети, которых не понимают взрослые»;

- «Сотрудничество ДОУ с семьей в организации образовательного процесса»;

- «Учимся любить ребенка»

Условия проведения:

индивидуально, группой

Сроки проведения:

02.11.2012г. – 01.05.2013г

V. ЭТАП – итоговый, диагностический

Цель - обобщить опыт и результатов работы по внедрению коррекционно-развивающих программ, по проведению профилактических мероприятий с детьми, педагогами и родителями с использованием здоровьесберегающих технологий.

Содержание работы:

1 Провести итоговую диагностику по изучению:

•уровня развития познавательных процессов детей:

- мышления;

- восприятия;

- памяти;

- внимания.

• личностных особенностей детей:

- самооценка;

- уровень притязания;

- проявление способности к сопереживанию.

• особенностей эмоциональной сферы детей:

- переживание страхов;

- тревожность;

- агрессивность;

- гиперактивность, СДВ.

• особенностей общения и межличностных отношений детей.

2 Провести повторную диагностику эмоционального выгорания педагогов.

3. Обобщить опыт работы по организации здоровьесберегающей среды в ДОУ на основе полученных результатов.

Условия проведения:

индивидуально, подгруппой

Сроки проведения:

02.05.2013г. – 01.08.2013 г.

Литература.

Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней, старшей и подготовительных группах: - М. : Прометей; Книголюб, 2003.

Севостьянова Е. О. Хочу все знать! Развитие интеллекта детей5-7 лет: Индивидуальные занятия, игры, упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. (Программа развития)

Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. – М. : Педагогическое общество России, 2000.

Публикации по теме:

«Мы выбираем жизнь!»«Мы выбираем жизнь!» В наше время очень актуальна тема, связанная с проблемами здоровья детей - подрастающего поколения. В эпоху компьютерных технологий, изобретения.

Отношения между детьми и родителями Кто из родителей не мечтает. Чтобы его ребенок вырос самым умным, самым красивым, самым сильным, добрым. Словом, мы мечтаем о всестороннем.

Библиотека изображений:
  • 23 февраля
  • 23 февраля
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ в рамках внедрения ФГОС «Здоровый ребенок»
Опубликовано: 8 февраля 2014 в 18:56
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...