Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

ЕЛЕНА ШУМКИНА
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.

Н. М. Амосов.

Наши дети – это будущее нашей страны. Оно нуждается в заботе. Нас всех удивляет грустная статистика заболевания детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что в настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Чаще всего у детей с отклонениями в состоянии здоровья оказывается снижение сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно – вирусным заболеваниям. Часто болеющие дети с большими усилиями по сравнению со здоровыми преодолевают трудности в усвоении знаний, со значительными психо – физиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиям. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому важнейшими задачами, которые стоят перед обществом, являются оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни. Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, нам необходимо уточнить, что такое здоровье.

Здоровье – это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия. (Формулировка, разработана Всемирной организацией здравоохранения).

Сам ребенок не способен всерьез задуматься о своем здоровье. Осознания ценности здоровья и здорового образа жизни у него не развито. Поэтому необходимо организовать здоровьесберегающею среду в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Здоровьесберегающая среда – это окружающая среда которая способствует полноценному, всестороннему развитию лчности.

Ребенок большую часть своего времени проводит в группе дошкольного учреждения. Поэтому сохранение и укрепление здоровье ребенка будет зависеть от того, как грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально – комфортного режима.

Я считаю, что мы, воспитатели, должны добиваться того, чтобы атмосфера в группе была эмоционально- благоприятной. В каждой группе необходимо создавать оздоровительный режим дня, для гармоничного развития детей в соответствии с учетом возраста детей и состояния их здоровья.

В нашей группе здоровьесберегающая среда организованна с учетом возраста, потребностей и интересов детей. Создана зона двигательной активности. Она оснащена оборудованием, соответствующим возрасту детей, направленным на развитие всех основных движений. Здесь доступно расположено как стандартное, так и нестандартное физкультурное оборудование (кегли, мячи, обручи, массажеры изготовленные из бросового материала и т. д.) Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в любое занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

Двигательный режим в группе начинается с утренней гимнастики. Я использую общеразвивающие упражнения, которые активизируют разные группы мышц и улучшают кровообращение. Это упражнения для мышц живота, туловища, нижних и верхних конечностей.

Я согласна с утверждением Гиппократа, что стопа - это фундамент, на котором стоит здание - наше тело. Поэтому в своей работе использую нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия. Дети ходят босиком по различным «дорожкам здоровья» - это коврики-массажеры изготовленные из бросового материала.

Также в своей работе практикую различные виды закаливания, используя естественные силы природы (вода, воздух, солнце): полоскание рта водой комнатной температуры, многократное проветривание и влажная уборка помещения и т. д. Еще один из эффективных методов закаливания детей - точечный массаж. Применяю его в комплексе с дыхательной гимнастикой.

Профилактика нарушений осанки осуществляется при соблюдение определенных условий: мебель, соответствующая росту ребенка, целенаправленная воспитательная работа, использование физических упражнений в течение всего дня.

В нашей группе ведется работа по здоровьесбережению детей. Мной разработаны методические пособия для работы с детьми. К примеру, предлагаю детям различные ситуационные задания: составь режим дня для своего маленького братика (сестренки, расскажи, что будет с куклой, если она перестанет мыть руки, выбери какие из этих продуктов самые полезные и т. д.

Дети группы учувствуют в проекте здоровьесберегающей направленности. Тема нашего проекта «Мы здоровьем дорожим». В рамках данного проекта мы вместе ищем ответы на различные вопросы («Кто помогает нам быть здоровыми, «Что нужно чтобы быть здоровым» и т. д., придумываем рецепты «Салата здоровья» .

Активизирую творческую деятельность детей, предлагая им рисовать или придумывать загадки на тему здоровья.

Для того чтобы в процессе непосредственно образовательной деятельности работа детей была менее утомляемой, насыщенной, динамичной необходимо, чтобы один вид деятельности сменялся другим. В ходе непосредственно образовательной деятельности у детей возникают большая нагрузка на ряд функциональных систем: на органы зрения, слуха, мышцы кисти работающей руки, мышцы туловища. Дети перестают быть внимательными, начинают отвлекаться, разговаривать. Поэтому в середине занятий я провожу физминутки, динамические паузы. А для снятия напряжения и утомляемости глаз использую зрительную гимнастику.

Большое предпочтение отдаю подвижным и динамичным играм. Как правило, большая их часть проводятся во время физкультуры и прогулки. Такие игры на воздухе способствуют тренировке носового дыхания, углублению выдоха, улучшения дыхания в целом. В этих целях я использую такие игры, как «Филин», «Кошка и мышка», «Лети перышко», «Ваньки – встаньки» и другие.

Для уменьшения случаев заболевания детьми острыми респираторными заболеваниями использую аэрофитотерапию. Практика показывает, что эфирные масла, обладающие противогриппозным действием (мята, лаванда, шалфей, хорошо использовать во время приема детьми пищи.

Большая роль в сохранении здоровья ребенка принадлежит семье. Так, в рамках воспитательной модели использую такие формы работы с родителями, как беседы, консультации, совместные спортивные развлечения, прогулки, экскурсии.

В заключении хотелось бы сказать «Здоровье всего дороже». Поэтому наша задача, задача воспитателей сохранить физическое и психическое здоровье воспитанников. А комплекс здоровьесберегающих мероприятий и правильно оформленная здоровьесберегающая среда поможет нам укрепить здоровье наших детей.

Литература

1. Богина Т. Укрепляем здоровье детей/Т. Богина// Дошкольное воспитание. -1994.-№6.

2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева и др. -СПб.: Детство Пресс, 2011.

3. Змановский Ю. Ф. Воспитательно- оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. /Ю. Ф. Змановский// Дошкольное воспитание. -1993.-№9.

4. Колесникова Т. Воспитание у ребенка потребности быть здоровым. / Т. Колесникова// Дошкольное воспитание. -2007.-№1.

5. Латохина Л. И. Как быть здоровым душой и телом. / Л. И. Латохина// Дошкольное воспитание. -1999.-№10.

6. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастика, комплексы утренних зарядок. /Е. И. Подольская. -Волгоград:Учитель,2009.

7. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. /М. Рунова// Дошкольное воспитание. -1999.-№6.

8. Соловова Л., Кабанова Э. Здоровье без лекарств. /Л. Соловова, Э. Кабанова// Дошкольное воспитание. -2000.-№7.

Публикации по теме:

«Наши успехи». Реализация ФГТ в 2011–2012 учебном году Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Для этого проводилась.

Эссе «Быть здоровым — это значит…» Авторская работа. Выполнила: Пятаева Ольга Николаевна воспитатель Здоровье никогда не может с потерять своей цены в глазах человека, м потому.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
Опубликовано: 21 января 2014 в 21:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Конспект ООД по познавательному развитию с детьми с детьми младшей группы «Подарки...
тема: «Подарки для зверят». Цель : создать условия для развития связной речи в различных формах детской деятельности. Задачи: Обучающие: -...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...
Городецкая роспись тарелочек из папье-маше.
1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора ( элементы, композиция и цветосочетание....