Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

ЕЛЕНА ШУМКИНА
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно.

Н. М. Амосов.

Наши дети – это будущее нашей страны. Оно нуждается в заботе. Нас всех удивляет грустная статистика заболевания детей. Результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что в настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Чаще всего у детей с отклонениями в состоянии здоровья оказывается снижение сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно – вирусным заболеваниям. Часто болеющие дети с большими усилиями по сравнению со здоровыми преодолевают трудности в усвоении знаний, со значительными психо – физиологическими затратами справляются с предъявляемыми к ним требованиям. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Поэтому важнейшими задачами, которые стоят перед обществом, являются оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни. Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, нам необходимо уточнить, что такое здоровье.

Здоровье – это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия. (Формулировка, разработана Всемирной организацией здравоохранения).

Сам ребенок не способен всерьез задуматься о своем здоровье. Осознания ценности здоровья и здорового образа жизни у него не развито. Поэтому необходимо организовать здоровьесберегающею среду в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Здоровьесберегающая среда – это окружающая среда которая способствует полноценному, всестороннему развитию лчности.

Ребенок большую часть своего времени проводит в группе дошкольного учреждения. Поэтому сохранение и укрепление здоровье ребенка будет зависеть от того, как грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально – комфортного режима.

Я считаю, что мы, воспитатели, должны добиваться того, чтобы атмосфера в группе была эмоционально- благоприятной. В каждой группе необходимо создавать оздоровительный режим дня, для гармоничного развития детей в соответствии с учетом возраста детей и состояния их здоровья.

В нашей группе здоровьесберегающая среда организованна с учетом возраста, потребностей и интересов детей. Создана зона двигательной активности. Она оснащена оборудованием, соответствующим возрасту детей, направленным на развитие всех основных движений. Здесь доступно расположено как стандартное, так и нестандартное физкультурное оборудование (кегли, мячи, обручи, массажеры изготовленные из бросового материала и т. д.) Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в любое занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

Двигательный режим в группе начинается с утренней гимнастики. Я использую общеразвивающие упражнения, которые активизируют разные группы мышц и улучшают кровообращение. Это упражнения для мышц живота, туловища, нижних и верхних конечностей.

Я согласна с утверждением Гиппократа, что стопа - это фундамент, на котором стоит здание - наше тело. Поэтому в своей работе использую нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия. Дети ходят босиком по различным «дорожкам здоровья» - это коврики-массажеры изготовленные из бросового материала.

Также в своей работе практикую различные виды закаливания, используя естественные силы природы (вода, воздух, солнце): полоскание рта водой комнатной температуры, многократное проветривание и влажная уборка помещения и т. д. Еще один из эффективных методов закаливания детей - точечный массаж. Применяю его в комплексе с дыхательной гимнастикой.

Профилактика нарушений осанки осуществляется при соблюдение определенных условий: мебель, соответствующая росту ребенка, целенаправленная воспитательная работа, использование физических упражнений в течение всего дня.

В нашей группе ведется работа по здоровьесбережению детей. Мной разработаны методические пособия для работы с детьми. К примеру, предлагаю детям различные ситуационные задания: составь режим дня для своего маленького братика (сестренки, расскажи, что будет с куклой, если она перестанет мыть руки, выбери какие из этих продуктов самые полезные и т. д.

Дети группы учувствуют в проекте здоровьесберегающей направленности. Тема нашего проекта «Мы здоровьем дорожим». В рамках данного проекта мы вместе ищем ответы на различные вопросы («Кто помогает нам быть здоровыми, «Что нужно чтобы быть здоровым» и т. д., придумываем рецепты «Салата здоровья» .

Активизирую творческую деятельность детей, предлагая им рисовать или придумывать загадки на тему здоровья.

Для того чтобы в процессе непосредственно образовательной деятельности работа детей была менее утомляемой, насыщенной, динамичной необходимо, чтобы один вид деятельности сменялся другим. В ходе непосредственно образовательной деятельности у детей возникают большая нагрузка на ряд функциональных систем: на органы зрения, слуха, мышцы кисти работающей руки, мышцы туловища. Дети перестают быть внимательными, начинают отвлекаться, разговаривать. Поэтому в середине занятий я провожу физминутки, динамические паузы. А для снятия напряжения и утомляемости глаз использую зрительную гимнастику.

Большое предпочтение отдаю подвижным и динамичным играм. Как правило, большая их часть проводятся во время физкультуры и прогулки. Такие игры на воздухе способствуют тренировке носового дыхания, углублению выдоха, улучшения дыхания в целом. В этих целях я использую такие игры, как «Филин», «Кошка и мышка», «Лети перышко», «Ваньки – встаньки» и другие.

Для уменьшения случаев заболевания детьми острыми респираторными заболеваниями использую аэрофитотерапию. Практика показывает, что эфирные масла, обладающие противогриппозным действием (мята, лаванда, шалфей, хорошо использовать во время приема детьми пищи.

Большая роль в сохранении здоровья ребенка принадлежит семье. Так, в рамках воспитательной модели использую такие формы работы с родителями, как беседы, консультации, совместные спортивные развлечения, прогулки, экскурсии.

В заключении хотелось бы сказать «Здоровье всего дороже». Поэтому наша задача, задача воспитателей сохранить физическое и психическое здоровье воспитанников. А комплекс здоровьесберегающих мероприятий и правильно оформленная здоровьесберегающая среда поможет нам укрепить здоровье наших детей.

Литература

1. Богина Т. Укрепляем здоровье детей/Т. Богина// Дошкольное воспитание. -1994.-№6.

2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева и др. -СПб.: Детство Пресс, 2011.

3. Змановский Ю. Ф. Воспитательно- оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. /Ю. Ф. Змановский// Дошкольное воспитание. -1993.-№9.

4. Колесникова Т. Воспитание у ребенка потребности быть здоровым. / Т. Колесникова// Дошкольное воспитание. -2007.-№1.

5. Латохина Л. И. Как быть здоровым душой и телом. / Л. И. Латохина// Дошкольное воспитание. -1999.-№10.

6. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастика, комплексы утренних зарядок. /Е. И. Подольская. -Волгоград:Учитель,2009.

7. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. /М. Рунова// Дошкольное воспитание. -1999.-№6.

8. Соловова Л., Кабанова Э. Здоровье без лекарств. /Л. Соловова, Э. Кабанова// Дошкольное воспитание. -2000.-№7.

Публикации по теме:

«Наши успехи». Реализация ФГТ в 2011–2012 учебном году Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Для этого проводилась.

Эссе «Быть здоровым — это значит…» Авторская работа. Выполнила: Пятаева Ольга Николаевна воспитатель Здоровье никогда не может с потерять своей цены в глазах человека, м потому.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ
Опубликовано: 21 января 2014 в 21:03
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по нетрадиционной техники рисования с детьми старшей группы
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка»
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....