Получи документы

Организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды ДОУ №108

Марина Воронина
Организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды ДОУ №108

Большинство ученых, занимающихся изучением проблемы среды, единодушны во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса, повышение развивающего его эффекта во многом зависит от организации предметно-развивающей среды и жизненного пространства в групповой комнате с целью обеспечения свободной самостоятельной деятельности и творчества детей.

Публикация «Организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды ДОУ №108» размещена в разделах

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены всем Вам хорошо знакомые принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в ДОУ (Вы сейчас видите их на слайде). В современном детском саду эти принципы могут осуществляться (и уже осуществляются) лишь частично. Для более полной их реализации потребуются инновационное архитектурное проектирование, новый дизайн, промышленная продукция (оборудование, мебель, игрушки и др.) нового поколения. Тем не менее, руководствуясь данными принципами, педагоги нашего дошкольного учреждения в течение нескольких лет обустраивали жизненное пространство для своих малышей в разных возрастных группах. Предлагаем Вам посмотреть на результаты их творческой деятельности.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком («глаза в глаза»). Обеспечивается использованием разновысокой мебели, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, подиумов, диванчиков, пуфиков, а также мягких модулей.

2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребёнком в создании окружающей среды. Обеспечивается использованием больших модульных наборов, центров песка и воды, использованием стен (н-р, на стенах могут быть развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки, и тогда ребёнок может менять оформление стен в зависимости от настроения или новых эстетических вкусов). Для самых маленьких детей (2—3 лет) используются живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться, видоизменяться.

3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды ориентирован на создание условий для изменения среды в соответствии со вкусом, настроением и возможностями детей. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся; вариативное использование предметов (н-р, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора); полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в спальне); встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные столы и полки и т. п.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования (вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности») – реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Обеспечивается использованием игровых и тематических зон, охватывающих все интересы ребёнка, лёгких перегородок, шкафных перегородок, созданием места отдыха, уединения.

5. Принцип учёта «половых и возрастных» различий реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами. Обеспечивается созданием специализированных игровых зон.

6. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Это «уголки уединения»; уютный уголок с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху; личное пространство ребёнка (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.). Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.

7. Принцип открытости — закрытости. Открытость Природе – это организация «зеленых комнат»; открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки; открытость Обществу и открытость своего "Я" предполагает персонализацию среды каждой группы, для чего в группах оформляются выставки фотографий "Вот мы какие", семейные альбомы и т. п.

Рассмотрев возможные варианты обустройства пространства группового помещения с выделенными спальнями, педагоги некоторых групп изыскали возможность использования пространства спален для обустройства отдельной зоны (в частности, активной, организовав рабочую и спокойную зоны в групповом помещении. Вот что у них получилось (слайды).

Несколько лет назад во все группы ДОУ были приобретены одинаковые детские игровые уголки «Жилая комната». Учитывая современные требования к организации игрового пространства в группах старшего дошкольного возраста, они были перепрофилированы в различные игровые центры (слайды).

На наш взгляд, вышеперечисленные принципы перекликаются с теми, которые определены в федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, следовательно, смеем надеяться, и организация жизненного пространства в нашем ДОУ на данном этапе отвечает (пока частично) современным требованиям к организации ПРС.

В заключении мы бы хотели продемонстрировать Вам результаты прошлогоднего смотра-конкурса по созданию мини-музеев в группах ДОУ (слайды).https://www.maam.ru/users/files/download2037.html

Авторство: Воронина М. Н. ,Тимофеева Т. А.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ» .

Карточки, схемы анализа Выкладываю карточки - схемы по контролю и анализу работы воспитателей. Каждая из схем состоит из 10 пунктов, что очень удобно. здесь Схемы:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация жизненного пространства детей дошкольного возраста в соответствии с принципами построения развивающей среды ДОУ №108
Опубликовано: 15 февраля 2012 в 11:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД