Лучший педагог года

Консультация «Организационно-методические основы лего-конструирования в детском саду»

Ольга Шалина
Консультация «Организационно-методические основы лего-конструирования в детском саду»

Особое значение в образовательной системе придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются фундаментальные компоненты формирования личности ребенка. Конструирование детей дошкольного возраста с использованием конструкторов нового поколения соответствует новым ФГОС.

Главным условием всестороннего развития является познание окружающего мира детьми при помощи создания 3D моделей из конструкторов нового поколения, которые обеспечивают сложность и многомерность конструктивной идеи. Трехмерная конструкция полнее раскрывает предмет или иной другой объект окружающего мира, когда в результате конструирования ребенок, принимая участие в ее создании, может рассмотреть ее со всех сторон, ощутить, потрогать и при желании модифицировать.

Публикация «Консультация „Организационно-методические основы лего-конструирования в детском саду“» размещена в разделах

Визуализация 3D конструкций – это пространственная система познания окружающего мира.

LEGO – одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трех мерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Наборы LEGO зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причем этот конструктор побуждает работать, в равной степени, и голову, и руки ребенка.

Перспективность применения LEGO обуславливается ее высокими образовательными возможностями: многофункциональностью, техническими и эстетическими характеристиками, использование в различных игровых и учебных зонах.

Конструирование нового поколения предназначено для того, чтобы положить начало формированию у ребенка целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире, творческих способностей. Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширять технический, математический словари ребенка.

Цель образовательной деятельности: развитие творческих способностей ребенка посредством конструкторской и проектной деятельности при помощи конструкторов нового поколения.

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

Обучающих:

- сформировать знаний об окружающем мире на основе создания конструктивных 3D моделей;

- познакомить с деталями конструктора и способами создания 3D моделей;

- научить решать конструктивные и изобразительные задачи

-Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками при конструировании и сборке моделей из конструктора LEGO;

-Знакомство с основными принципами работы первых механизмов;

-Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий;

Развивающих:

-Развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел

-Развитие пространственного и технического мышления;

-Развитие творческих способностей;

-Развитие умения организовывать проектную деятельность с использование конструкторов нового поколения;

-Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

-Развитие речи;

-Развитие коммуникативной компетентности на основе организации совместной продуктивной деятельности

Воспитательных:

-Воспитать самостоятельность, чувство ответственности за результат своего труда.

-Воспитать чувства эмпатии друг к другу.

- воспитывать толерантность друг к другу;

- воспитывать волевые качества, доводить начатое дело до конца

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) организуется с учетом федеральных государственных требований, в которых устанавливается время работы с детьми.

Продолжительность занятий соответствует нормам САНПИН для определенного возраста детей

II младшая группа -10-15 мин.

Средняя группа -15 – 20 мин.

Старшая группа -20-25 мин.

Подготовительная к школе группа -25-30 мин.

В зависимости от возрастного периода количество детей составляет от 5 до 12 человек в одной группе

Учитывая возрастные особенности детей, занятие состоит из трех частей:

Первая часть занятий (5-10 мин.) – упражнения на развитие логического мышления (пальчиковая гимнастика).

Вторая – теоретическая.

Третья – конструктивная.

При организации подобной деятельности с детьми необходимо учитывать этапы развития конструктивной деятельности. Как правило, выделяют два этапа, которым относятся:

1. Подготовительный, включающий стадии манипулирования, идентификации и конструктивного экспериментирования.

2. Творческого конструирования, состоящий из стадий элементарного моделирования, подражания и копирования, свободного конструирования и конструктивного фантазирования.

Возрастное деление не является статичным.

Рамки возраста не всегда определяют «потолок» развития способностей детей. Овладение багажом знаний и умений ребенком проходит индивидуально. Освоив программное содержание одного уровня, ребенок переходит на следующий уровень. Программа опирается на утверждения современных педагогов о том, что "способности ребенка развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности он сам добирается до "потолка" своих возможностей и постепенно поднимает его все выше и выше" (Б. Никитин).

Материал для занятий строится так, что требуются знания практически из всех видов деятельности от окружающего мира до математики.

Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование и изучение физических процессов и явлений).

Конструирование особое значение имеет для совершенствования остроты зрения, точности восприятия, тактильных качеств, развитие мелкой мускулатуры кистей рук, восприятие формы и размеров объекта, пространства.

Дети в дошкольном возрасте овладевают умениями соизмерять ширину, длину и высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное, пространственное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

Особое внимание уделяется развитию логического, пространственного проектного мышления.

Реализация данной деятельности, помогает развитию коммуникативных навыков дошкольников за счет активного взаимодействия. Дети в ходе групповой и проектной деятельности, когда работают в паре, развивают диалогическую и монологическую речь, расширяют словарный запас.

Виды организации непосредственно организованной деятельности :

- по образцу;

- по условию;

- по инструкции;

- по замыслу.

Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить.

Конструирование по инструкции - к конструктору прилагается готовая инструкция-схема, для сборки модели.

При конструировании по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

В старшем дошкольном возрасте добавляется конструирование части объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и картинкам.

Дети, выполняя задания, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее они выполняют самостоятельную работу по теме, предложенной педагогом.

Самостоятельная работа выполняется в конце каждой темы,

в форме проектной деятельности:

-индивидуальной,

-парной

-групповой.

Формы и методы проведения непосредственно образовательной деятельности. Организационная структура образовательной деятельности (групповая, подгрупповая, индивидуальная) предоставляет детям возможность для самореализации.

Исходя из представления, что учение особо успешно, когда ребёнок вовлечён в процесс создания значимого и осмысленного продукта – небоскреб, машины, робота, представляющего интерес для самого ребёнка. Последовательность занятий построена таким образом, что ребенок оказывается постоянно перед выбором, поиском, самостоятельным принятием решения.

Разнообразная деятельность ребёнка в процессе «игры – исследования», удовлетворяет присущую ему любознательность. Для формирования творческой личности в процессе обучения используются методы:

- Объяснительно - иллюстративный (рассказ, объяснение, демонстрация и т. д.).

- Репродуктивный (воспроизводящий).

- Проблемно – поисковый или эвристический (проблемное изложение, частично-поисковое, исследовательское).

Важным принципом деятельности педагога является регулирование соотношения между применением методов на начало и на конец учебного года: проблемно - поисковому методу отдается большее предпочтение в начале учебного года, а в конце учебного года перед детьми чаще ставятся проблемные задачи, что служит развитию творческих способностей ребёнка.

Это касается и предмета деятельности (выбор элементов конструктора, ориентиров в построении, и способа получения информации (помощь педагога, схема, готовый образец, замысел, и глубины игрового и социального погружения.

В непосредственно образовательной деятельности возможно и непосредственное взаимодействие с другими видами деятельности, (обучение математики, рисованию, наблюдение за окружающим миром; игры развивающие познавательные процессы др.).

Каждая тема должна иметь завершение: коллективная работа, проектная деятельность, постройки, представленные на мини-выставке. В ходе изучения курса воспитанникам предлагается участие в LEGO-праздниках, LEGO-выставках, конкурсах, -экскурсиях и т. д.

Представленные выше организационно-методические условия успешно апробируются в МДОУ № 41 г. Сочи.

Публикации по теме:

Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста Задание 1. Провести диагностику физического развития детей, составить диагностическую карту его здоровья В ходе беседы с врачом ДОУ на.

Использование лего-конструирования в организованной образовательной деятельности старших дошкольников Внедрение лего - конструирования в образовательный процесс старших дошкольников, является неотъемлемой и первостепенной задачей при планировании.

Использование элементов Лего-конструирования на логопедических занятиях Экспериментально доказано, что при тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается.

Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием Лего-конструирования в старшей группе с ОНР Лексическая тема "ЛЕС" Образовательные: закрепление произношения звука Л; закрепление артикуляционных укладов. Коррекционные: активизация.

Конструкторы Лего в детском саду. Конструкторы Лего в детском саду. Все мы родом из детства. Детство имеет одно важное преимущество - в нем нет возрастных напластований,.

Методические основы развития речи детей с ограниченными возможностями Методические основы развития речи детей с ограниченными возможностями Развитие речи детей с нарушениями развития – одна из важнейших задач,.

Методические рекомендации для воспитателей по обучению декоративному рисованию в детском саду. Методические рекомендации для воспитателей по обучению декоративному рисованию в детском саду. [/b] В 1 младшей группе детей не учат декоративному.

Методическое пособие Лего конструирование и робототехника в детском саду (из опыта работы МДОУ №79 г. Сочи) Методическое пособие ЛЕГО конструирование и робототехника в детском саду (из опыта работы МДОУ №79 г. Сочи) Данное методическое пособие.

Методическое пособие Лего конструирование и робототехника в детском саду (экологическое направление) Тематический блок "Живая природа" В ходе реализации данного проекта дети разных возрастных групп изучают следующие темы: 1. Разнообразие.

Сценарий юбилея детского сада «Винни-Пух и Пятачок в гостях на дне рождения в детском саду» Винни Пух и Пятачок на юбилее в детском саду Для сценария требуется: 1. Костюм Винни Пуха и Пяточка 2. Украшение зала шарами и гирляндами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организационно-методические основы лего-конструирования в детском саду»
Опубликовано: 15 октября 2015 в 18:52
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД