Елена Обаренова
Презентация «Организационно-педагогические условия в формировании экологической компетентности дошкольников»
"Организационно - педагогические условия в формировании
экологической компетентности дошкольников"
Основными показателями экологической компетентности дошкольников являются:
- экологические знания и умения;
- освоение способов познания природной и социальной среды;
- умение искать, получать и обрабатывать информацию;
- наличие природоохранных умений и навыков;
- умение сотрудничать и работать в группе;
- участие в проектной деятельности;
Публикация «Презентация „Организационно-педагогические условия в формировании экологической компетентности дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- умение находить новые решения проблемных ситуаций;
- проявление личностного, эмоционального отношения.
Цель ДОО: воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.
Задачи ДОО:
1. Совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления;
2. Обогащать речь детей через систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром;
3. Воспитывать совместно с родителями у детей эмоционально- положительное, бережное и сочувственное отношение к объектам окружающей природы.
Чтобы справиться с поставленными задачами, нужно создать условия для формирования экологической компетентности дошкольников.
Можно создать мини - библиотеку. Собрать разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей природоведов: Пришвина, Бианки использовать на занятиях, тематических чтениях. Разучивать стихи о природе известных наших поэтов А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других.
Хорошо иметь в группе видеомагнитофон или проектор.
Он используется для изложения экологической информации, в частности при знакомстве детей с объектами природы в динамике, с явлениями, которые невозможно наблюдать непосредственно. Дети при этом получают большой объем разнообразной и насыщенной наглядно - образной информации, которая воспринимается в динамике одновременно зрительным и слуховым анализатором. Она является наиболее доступной для восприятия детьми, усваивается быстрее. Педагог может убрать звук и прокомментировать содержание фильма (для младших дошкольников). Перед показом фильма ставится познавательная, задача излагается конкретное задание, в котором указывается, на что обратить особое внимание при просмотре и осмыслении информации фильма. Педагог может также познакомить детей с натуральными объектами или их изображениями до просмотра фильма, провести беседу. После просмотра организуется обобщающая беседа или индивидуальная проверка усвоенных знаний. Сейчас специально для детей созданы видео энциклопедии, компьютерные обучающие программы, использование которых может повысить качество процесса экологического образования.
Замечательно иметь в группе изобразительные пособия - рисунки, карты, фотографии, схемы, репродукции, модели, макеты, таблицы. Они помогают выявить сущность предметов и явлений, установить взаимосвязи между ними, теоретически обосновать природные явления. Активизируют процессы мышления, облегчают процесс формирования понятий.
Отображая в календаре происходящие изменения в неживой и живой природе, дети учатся анализировать, устанавливать причинные связи между отдельными явлениями природы, что подводит их сознание к простейшим формам обобщения и классификации и тем самым способствует образованию более прочных и четких представлений.
Обязательно должна быть игровая картотека. Игры должны быть подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей.
Хорошо иметь музыкальную картотеку. Для углубления эстетического видения природы используются музыка и пластика, которые не только отражают звуки природы и выразительность движений, но и человеческое переживание, отношение к чему-либо.
Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда на участке детского сада. Экосистемы: участки водоёма, леса, клумбы. Дети в ходе конкретных наблюдений легко усваивают связи между различными природными явлениями.
Маленький огородик на территории дошкольной организации, где можно коллективно, сплочённо потрудиться, сформировать грамотное поведение в экологической среде.
Для того чтобы организовать поисковую исследовательскую деятельность дошкольников в природе, необходима лаборатория, место, где сосредоточен материал для постоянного наблюдения за опытами и взаимосвязи живой и неживой природы.
Мы создаём условия для формирования экологической компетентности наших ребят, наблюдения на участке проводим в игровой форме. Любимая наша игра: "охота за насекомыми" (оборудование: лупа, сачок, бумага, карандаши). Ребятам предлагается отыскать следы деятельности насекомых. Это могут быть объеденные листья, ходы личинок жуков-короедов под корой деревьев, кладки яиц бабочек. Мы осторожно ловим разных насекомых и рассматриваем их через лупу. Интересно изучать поведение муравьев. Наши дети получают задание, выяснить, где живут и чем питаются муравьи, какой груз несут и каково его назначение; описать их движения, части тела; что они делают, встретив на своем пути препятствие (камень или палку). Выяснить, как себя ведут муравьи, когда встречаются с сородичами. Предлагаем подумать, чем похоже поведение муравьев на поведение людей. Медленно, найдя цепочку муравьев, бросаем им кусочки пищи (хлеба, сахара) и смотрим, как поведут себя муравьи. Предлагаем изобразить, как движутся муравьи, зарисовать колонию муравьев.
Для развития наблюдательности у ребят мы использовали игровые приемы: «Вспомни и назови, сколько лепестков у мака и сколько у ромашки», «Какая серединка у цветка тюльпана и нарцисса?» Выслушав ответы детей, предлагали проверить, так ли это. В процессе наблюдений за природой обращали внимание на экологические проблемы, связанные с ее загрязнением и разрушением. При наличии элементарного лабораторного оборудования мы можем изучить загрязнение листьев деревьев, воздуха, воды, снега. Например, для изучения загрязнения воздуха из плотной бумаги и клейкой ленты, укрепленной липкой стороной вверх, мы делали карточки, которые раскладывали на подоконниках в группе, на газонах, на игровых площадках. Через несколько дней, их собирали и проверяли, сколько частиц на них налипло. С помощью лупы исследовали состав загрязнения, подсчитывали видимые частицы, которые прилипли к ленте, устанавливали их форму и цвет. Определяли источники загрязнителей, сравнивали, чем отличаются карточки, находившиеся в разных местах и объясняли причины различий.
Предлагали ребятам подумать, как разные животные и человек воспринимают окружающий мир. Упражнение: "познание через ощущения" (оборудование: повязки на глаза, бумага, карандаши). Сообщали, что информацию об окружающем мы получаем с помощью зрения. Чтобы «включить» в работу другие органы чувств, надо «отключить» зрение, завязать глаза. Исследовали участок местности с помощью различных органов чувств. Каждый выбирал себе место, которое он будет исследовать. Можно было сесть под деревом, лечь на коврик, расстеленный на траве или устроиться на пенёчке - главное, чтобы ничто не мешало. Когда все устроились поудобнее, завязывали глаза и отдавались во власть ощущений: вслушивались в звуки, вдыхали запахи и пробовали определить на ощупь, какие предметы окружают нас. Далее выражали свои впечатления в коротких рассказах, рисунках.
Любой ребенок вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось; понаблюдать за рыбками в аквариуме; изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство.
Корчак писал, что светлый ребячий демократизм не знает иерархии, близки ему собака и птица, ровня бабочка и цветок, в камушке и ракушке он видит брата, ребенок не знает, что душа только у человека.
Упражнение «Человечек из коры», его цель: расширить опыт восприятия мира природы, развивать воображение.
Нам нужны были кусочки коры различных деревьев, бумага, цветные карандаши. Ребята внимательно исследовали их, рассказывали о своих ощущениях, стараясь передать максимум информации. Представляли, что кусочки коры превратились в человечков. Этих человечков рисовали, отражая в рисунке сходство человечка с деревом, свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения определяли по рисункам, из какой коры «родился» каждый человечек.
Интересный проект: "Экогород". Мы предложили детям, создать красивый и гармоничный город, который дружит с природой. В таком городе уютные дома, много парков и садов, потому что все люди заботятся о месте, где они живут. Ребята называли объекты, характерные для городов. Затем эти объекты группировали в соответствии с выполняемыми функциями. На больших листах бумаги, ребята рисовали карту Экогорода, выделяя на ней функциональные зоны разным цветом: места обитания растений и животных (зеленый); площадки для игр (желтый); жилые дома (синий); предприятия (оранжевый, проезжая часть (красный). После этого создали трехмерный макет города. Для этого использовали упаковки из-под продуктов (коробки, пластиковые стаканы) и цветную бумагу. Вырезали из старых журналов и газет изображения людей, деревьев, автомобилей и того, что можно увидеть в городе. Наклеивали их, чтобы картинки стояли вертикально. Проводили обсуждение проекта по вопросам: выполняет ли город все необходимые функции? Какие службы или территории можно добавить, чтобы улучшить Экополис? Какие материалы лучше всего использовать при строительстве? Каким транспортом будут пользоваться люди? Каковы источники опасности, о которых необходимо знать детям в городе? Как будут, называться улицы и площади? Какие там сады и парки? Есть ли там река или озеро? Где можно отдохнуть в городе? Где могут жить птицы и звери в их городе? Что можем сделать, чтобы улучшить свой город? Каким станет город через 100 лет? Такие проекты развивают сенсорику, познавательный интерес, образно-логическое мышление детей.