Организованная образовательная деятельность по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурссия в лес»

Ольга Воропаева
Организованная образовательная деятельность по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурссия в лес»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о лесе, жизни птиц, животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.

Описание: Предлагаемый материал объединяет несколько видов игр и деятельности детей одним сюжетом - дети становятся участниками загадочного путешествия в лес.

Аннотация:

Ситуации общения и организационная- образовательная деятельность с детьми в детском саду после внедрения ФГТ (Федеральных государственных требований к структуре образовательной программы) заменила проводимые ранее занятия. Поэтому в ООД стало вводиться больше игровых моментов, игр. Предлагаемый материал объединяет несколько видов игр и деятельности детей одним сюжетом - дети становятся участниками загадочного путешествия в лес.

Программное содержание:

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о лесе, жизни птиц, животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы. Задачи:

1. Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни животных, птиц, об изменениях в природе. Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя, побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям. Познакомить с опасными ситуациями в лесу. Формировать умение предвидеть опасность.

2. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи. Развивать логическое мышления, зрительную память, внимание через игры и упражнения. Развивать общую моторику. Продолжать развивать умение выслушивать ответ товарища и дополнять его. Упражнять в выразительном чтении знакомого стихотворения. 3. Воспитание бережного отношения к лесу и его жителям; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду. Приемы: рассматривание, показ, дидактические игры и упражнения, словесное воздействие, вопросы, поощрение, указание, художественное слово. Методы: наглядный, словесный, практический, игровой. Формы и виды детской деятельности: игровая

Предварительная работа: непосредственно-образовательная деятельность с детьми по образовательной области «Безопасность», «Познание», экскурсии и прогулки в «Уголок леса», чтение художественной литературы, игры по темам: «Лес», «Осень», «Птицы», «Животные»

Здоровьесберегающие технологии: Дыхательная гимнастика «Запах леса», дыхательное упражнение «Ветер», физминутка «Звери шли на водопой». Оформление: фонограмма «Звуки леса», знаки правила поведения в лесу, бутафория лесного пейзажа для оформления группы, мяч, карточки для игры «Четвертый лишний»,презентация «Лесные обитатели», магнитофон.

Программное обеспечение: музыка на СД диске, презентация, проектор, ноутбук. Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; отрывок из рассказа О. Иваненко «спокойной ночи»; «Развивающая педагогика оздоровления» В. Т. Кудрявцева, Б. Б Егорова; Бондаренко А К. Дидактические игры в детском саду. М.:Просвещение, 1991.; Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий для детей с ОНР»

Реализация государственных требований: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Сценарий организации ООД:

Организационный момент:

Воспитатель:

-Ребята, вы хотите встретиться с чудесами? (хотим).

-Тогда мы отправляемся в лес на встречу с чудесами.

Но чтобы попасть в таинственный лес, надо пройти в волшебные ворота в игре «Скажи наоборот»:

Игра «Скажи наоборот» (приложение№1)

-Вы, ребята, покружитесь,

В лесу дремучем окажитесь.

(Звучат звуки леса) Вхождение в тему: - Дети, вы чувствуете, как свеж и чист воздух?

- Сделаем глубокий вдох, расправим плечи, выдохнем и пройдём дальше.

Дети садятся на стулья.

Ребенок.

-Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою,

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре,

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь, мы свои!

Появляется Лесовик (игрушка):

-Это я- седой старик,

Называюсь Лесовик

Этот лес я сторожу,

За порядком здесь слежу.

-Здравствуйте ребята, я очень рад, что вы пришли в мой таинственный лес, очень рад буду с вами поиграть и повеселиться.

-А знаете ли вы,

почему мы с лесом дружим,

для чего он людям нужен?

Дети: Лес нас кормит, поит, лечит, в жару охлаждает и красотой своей настроение поднимает.

Лесовик: Верно, ребятки, но лес еще и мой дом, мой и многих животных, насекомых, птиц и растений. А знаете ли вы правила поведения в лесу? Вот сейчас я проверю.

(Лесовик по очереди демонстрирует детям запрещающие знаки из правил поведения в лесу (приложение№2)

-В лесу нельзя разжигать костры, во избежание пожара.

-Нельзя разорять гнезда

-Нельзя ломать ветви деревьев.

-Нельзя рвать цветы.

-В лесу нельзя шуметь, чтобы не побеспокоить лесных хозяев.

Лесовик: Здорово, ребята, что вы так замечательно знаете правила поведения в моем доме.

-А теперь послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

Игра «Когда это бывает?» (Развитие речевого слуха, внимания, памяти, мышления.)

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто- то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О. Иваненко «спокойной ночи»)

- О каком времени года здесь говорится? (об осени)

- Ребята как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)

- А кто еще знает признаки наступления осени? (ответы детей)

- А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, мы его встретили по дороге в лес и он подарил волшебный мяч.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» -Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Дид. упр. «Подбери действие»

Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.

- листья осенью (что делают) –листья осенью желтеют и опадают

-дождь осенью (что делает) –дождь осенью моросит, идет.

-урожай осенью (что делают) –урожай осенью убирают.

- птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.

-деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.

-звери осенью (что делают)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

«Дыхательное упражнение «Ветер» (приложение №3)

-Злюка ветер прибежал,

Все листочки разбросал.

Мы их вместе соберем

И у дерева кладем.

Дидактическая игра «Чьи листья» (приложение№4)

Под музыку появляется игрушка заяц:

-Ой, привет, кто это к нам в гости пожаловал? Ребята из детского сада? –Здравствуйте ребята! Вам нравится в нашем лесу? А вы не представляете, сколько чудес и загадок он таит в разные времена года.

Воспитатель:

-А знают ли ребята, что в лесу можно встретить много животных и птиц. Послушайте загадки и отгадайте, про какого лесного жителя эти слова.

(Презентация №5 «Лесные загадки»)

-Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло.

Дети: Сова

Воспитатель: Правильно ребята, вот такая сова

Воспитатель:

-Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

Дети: дятел.

-Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (медведь)

- Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят он тех. (Волк)

-Рыжая плутовка

Спряталась под елкой.

Зайца ждет хитрюга та.

Как зовут ее?. (Лиса.)

-Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

-На дереве дворец,

Во дворце певец,

А зовут его (скворец).

-Кто на елке, на суку прокричит тебе «Ку-ку!» (кукушка)

- Раскачала ветку птичка –

Желтогрудая (синичка).

-Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

(Соловей)

-В синем небе голосок

Будто крохотный звонок.

(Жаворонок)

Кого вы увидели в нашем лесу? (птиц, животных) и лесные обитатели прислали вам игру.

– Выходите в круг, поиграем в игру “Один-много”(приложение №6).

-А теперь мне интересно, знаете ли вы всех маленьких жителей нашего леса.

Игра «Шли звери на водопой»

цели: развитие способности ориентироваться в пространстве; выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами- онок-, - енок-, -их-, -иц-Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности).

-Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят

Сели за столы. Работа с карточками, что перепутал художник?

Дидактическая игра «Четвёртый лишний». (приложение №7)

Аппликация (приложение №8)

- Ребята, Лесовик приготовил для вас дерево, но оно без листьев и еще разноцветные полоски бумаги. Сейчас нам предстоит без ножниц, только своими руками предавать цветным прямоугольникам форму листьев приемом «обрывание», а затем с помощью клея и кисточки приклеивать на наше дерево. Дети выполняют задание. По окончании воспитатель отмечает, что все дети справились с заданием:– Посмотрите, какое красивое у нас получилось осеннее дерево. Вы так хорошо выполнили работу, что наше дерево как будто ожило. - Ребята, как понравилось наша работа лесовику. Давайте ему подарим дерево с разноцветными листьями, чтоб помнил нас. Скажем до свидание доброму хозяину леса. Нам нужно возвращаться в детский сад.

-Вы, ребята, покружитесь,

В детском саду окажитесь.

(Звучат звуки леса)

Рефлексия:– Ребята, очень жаль расставаться с прелестью леса, но мы не будем грустить. Ведь мы увидели чудесную красоту, которую невозможно забыть.

Приложение№1

Игра «Скажи наоборот» Цель: активизировать в словаре детей прилагательные с противоположным значением. Обогащение экспрессивной речи словами- антонимами.

-большой - маленький;

- громко - тихо;

-грустный - радостный;

- высокий – низкий;

- открыть- закрыть;

- пустой – полный;

- вежливый – грубый;

- легко – трудно;

- тепло – холодно;

- сильный – слабый;

- солнечный – пасмурный;

- чистый – грязный

Приложение №2

запрещающие знаки из правил поведения в лесу

Дети:

В лесу нельзя разжигать костры, во избежание пожара.

Ответы детей.

Ребенок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Дети: Нельзя ломать ветви деревьев.

Ответы детей.

Ребенок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Ели все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеет вся поляны

И не будет красоты.

Дети: В лесу нельзя шуметь, чтобы не побеспокоить лесных хозяев.

Лесовик: Здорово, ребята, что вы так замечательно знаете правила поведения в моем доме.

Приложение №3

«Дыхательное упражнение «Ветер»

Цель: укреплять дыхательные мышцы, глубокая вентиляция легких.

- Ребята! Подул ветер! Как ласково можно назвать ветер? (ветерок)

Подул маленький ветер у-у-у

Подул сильный ветер У-У-У

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а

Рябиновый - и-и-и

Березовый – о-о-о

Дубовый - е-е-е

Приложение№4

Дид. игра «Чьи листья»

Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные

Какой у тебя лист?

-лист тополя – тополиный;

- лист дуба – дубовый;

- лист ивы- ивовый;

- лист березы – березовый;

- лист рябины – рябиновый;

- лист осины – осиновый;

- лист клена – кленовый;

- иголка сосны –сосновая;

- иголка ели – еловая.

Приложение №6.

Игра: “Один-много”

Цели: развитие умения ловить и бросать мяч, употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

-Я называю одну птицу и кидаю вам мяч, а вы называете много птиц и возвращаете мне мяч. Все дети проверяют, правильно ли выполнили задание.

(Один грач – много грачей, один снегирь – много снегирей, она ласточка – много ласточек, один дятел – много дятлов, один скворец – много скворцов, один стриж – много стрижей, голубь-голубей, одна ворона – много ворон, один воробей – много воробьев).

Приложение №7

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Цель игры - найти четвертую лишнюю карточку. Игра развивает связную речь, логическое мышление, внимательность, память, повышает общий уровень развития детей.

(Дети выделяют птицу, которая «заблудилась», т. е. не улетела в тёплые края или домашнего животного, который «потерялся» среди диких).

Публикации по теме:

Конспект интегрированного педагогического мероприятия в подготовительной группе «Путешествие в цветочное королевство» «Путешествие в цветочное королевство» Цель: формирование у детей сознательной установки на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие.

Презентация «Здоровый образ жизни» Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Образовательные задачи: Цель: формировать у детей сознательную.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Организованная образовательная деятельность по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурссия в лес»
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 21:27
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Открытка «С Новым годом!» своими руками. Мастер-класс
Мастер – класс рассчитан на детей среднего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Назначение: в качестве подарка, украшения интерьера...
Мастер-класс по изготовлению новогодних гномиков из соленого теста. +проверенный...
Сперва делаем тесто. Тесто для лепки - удивительный материал, который можно легко сделать дома. Создав массу для лепки самостоятельно вы будете на 100%...
Коллективная работа младшей группы «Петушок-золотой гребешок» (фотоотчет)
Приближается праздник Новый год – это самый красивый, сказочный и волшебный праздник, который с нетерпением ждут и взрослые и дети. Целый год мы в...
Конспект НОД во второй младшей группе на тему «Домашние птицы»
Цели: - Закреплять знания о домашних птицах; - Учить использовать в речи слова : цыплята, перышки, крылышки - Побуждать внимательно слушать рассказ....
Оформление приёмной «Морские обитатели».
Дорогие коллеги хочу поделиться с вами своим оформлением приёмной "Морские обитатели". У меня первая младшая группа и родителям очень радостно видеть работы...