Организованная образовательная деятельность по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурссия в лес»

Ольга Воропаева
Организованная образовательная деятельность по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурссия в лес»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о лесе, жизни птиц, животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.

Описание: Предлагаемый материал объединяет несколько видов игр и деятельности детей одним сюжетом - дети становятся участниками загадочного путешествия в лес.

Аннотация:

Ситуации общения и организационная- образовательная деятельность с детьми в детском саду после внедрения ФГТ (Федеральных государственных требований к структуре образовательной программы) заменила проводимые ранее занятия. Поэтому в ООД стало вводиться больше игровых моментов, игр. Предлагаемый материал объединяет несколько видов игр и деятельности детей одним сюжетом - дети становятся участниками загадочного путешествия в лес.

Программное содержание:

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о лесе, жизни птиц, животных; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы. Задачи:

1. Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни животных, птиц, об изменениях в природе. Учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя, побуждать детей к участию в беседе и к связным высказываниям. Познакомить с опасными ситуациями в лесу. Формировать умение предвидеть опасность.

2. Развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи. Развивать логическое мышления, зрительную память, внимание через игры и упражнения. Развивать общую моторику. Продолжать развивать умение выслушивать ответ товарища и дополнять его. Упражнять в выразительном чтении знакомого стихотворения. 3. Воспитание бережного отношения к лесу и его жителям; чувство товарищества, совершенствовать стиль партнерских отношений в детском саду. Приемы: рассматривание, показ, дидактические игры и упражнения, словесное воздействие, вопросы, поощрение, указание, художественное слово. Методы: наглядный, словесный, практический, игровой. Формы и виды детской деятельности: игровая

Предварительная работа: непосредственно-образовательная деятельность с детьми по образовательной области «Безопасность», «Познание», экскурсии и прогулки в «Уголок леса», чтение художественной литературы, игры по темам: «Лес», «Осень», «Птицы», «Животные»

Здоровьесберегающие технологии: Дыхательная гимнастика «Запах леса», дыхательное упражнение «Ветер», физминутка «Звери шли на водопой». Оформление: фонограмма «Звуки леса», знаки правила поведения в лесу, бутафория лесного пейзажа для оформления группы, мяч, карточки для игры «Четвертый лишний»,презентация «Лесные обитатели», магнитофон.

Программное обеспечение: музыка на СД диске, презентация, проектор, ноутбук. Образовательные ресурсы: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; отрывок из рассказа О. Иваненко «спокойной ночи»; «Развивающая педагогика оздоровления» В. Т. Кудрявцева, Б. Б Егорова; Бондаренко А К. Дидактические игры в детском саду. М.:Просвещение, 1991.; Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий для детей с ОНР»

Реализация государственных требований: интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Сценарий организации ООД:

Организационный момент:

Воспитатель:

-Ребята, вы хотите встретиться с чудесами? (хотим).

-Тогда мы отправляемся в лес на встречу с чудесами.

Но чтобы попасть в таинственный лес, надо пройти в волшебные ворота в игре «Скажи наоборот»:

Игра «Скажи наоборот» (приложение№1)

-Вы, ребята, покружитесь,

В лесу дремучем окажитесь.

(Звучат звуки леса) Вхождение в тему: - Дети, вы чувствуете, как свеж и чист воздух?

- Сделаем глубокий вдох, расправим плечи, выдохнем и пройдём дальше.

Дети садятся на стулья.

Ребенок.

-Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою,

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре,

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь, мы свои!

Появляется Лесовик (игрушка):

-Это я- седой старик,

Называюсь Лесовик

Этот лес я сторожу,

За порядком здесь слежу.

-Здравствуйте ребята, я очень рад, что вы пришли в мой таинственный лес, очень рад буду с вами поиграть и повеселиться.

-А знаете ли вы,

почему мы с лесом дружим,

для чего он людям нужен?

Дети: Лес нас кормит, поит, лечит, в жару охлаждает и красотой своей настроение поднимает.

Лесовик: Верно, ребятки, но лес еще и мой дом, мой и многих животных, насекомых, птиц и растений. А знаете ли вы правила поведения в лесу? Вот сейчас я проверю.

(Лесовик по очереди демонстрирует детям запрещающие знаки из правил поведения в лесу (приложение№2)

-В лесу нельзя разжигать костры, во избежание пожара.

-Нельзя разорять гнезда

-Нельзя ломать ветви деревьев.

-Нельзя рвать цветы.

-В лесу нельзя шуметь, чтобы не побеспокоить лесных хозяев.

Лесовик: Здорово, ребята, что вы так замечательно знаете правила поведения в моем доме.

-А теперь послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

Игра «Когда это бывает?» (Развитие речевого слуха, внимания, памяти, мышления.)

«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто- то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям.»

(отрывок из рассказа О. Иваненко «спокойной ночи»)

- О каком времени года здесь говорится? (об осени)

- Ребята как вы догадались? (трава пожелтела, птицы стали улетать)

- А кто еще знает признаки наступления осени? (ответы детей)

- А еще, ребята осенью чаще дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, мы его встретили по дороге в лес и он подарил волшебный мяч.

«Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.» -Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

Дид. упр. «Подбери действие»

Цель: Продолжать активизировать в словаре детей глаголы.

- листья осенью (что делают) –листья осенью желтеют и опадают

-дождь осенью (что делает) –дождь осенью моросит, идет.

-урожай осенью (что делают) –урожай осенью убирают.

- птицы осенью (что делают) — Птицы осенью улетают.

-деревья осенью (что делают) — Деревья осенью роняют листья.

-звери осенью (что делают)— Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

«Дыхательное упражнение «Ветер» (приложение №3)

-Злюка ветер прибежал,

Все листочки разбросал.

Мы их вместе соберем

И у дерева кладем.

Дидактическая игра «Чьи листья» (приложение№4)

Под музыку появляется игрушка заяц:

-Ой, привет, кто это к нам в гости пожаловал? Ребята из детского сада? –Здравствуйте ребята! Вам нравится в нашем лесу? А вы не представляете, сколько чудес и загадок он таит в разные времена года.

Воспитатель:

-А знают ли ребята, что в лесу можно встретить много животных и птиц. Послушайте загадки и отгадайте, про какого лесного жителя эти слова.

(Презентация №5 «Лесные загадки»)

-Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло – спать летит в дупло.

Дети: Сова

Воспитатель: Правильно ребята, вот такая сова

Воспитатель:

-Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит.

Дети: дятел.

-Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (медведь)

- Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят он тех. (Волк)

-Рыжая плутовка

Спряталась под елкой.

Зайца ждет хитрюга та.

Как зовут ее?. (Лиса.)

-Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

-На дереве дворец,

Во дворце певец,

А зовут его (скворец).

-Кто на елке, на суку прокричит тебе «Ку-ку!» (кукушка)

- Раскачала ветку птичка –

Желтогрудая (синичка).

-Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

(Соловей)

-В синем небе голосок

Будто крохотный звонок.

(Жаворонок)

Кого вы увидели в нашем лесу? (птиц, животных) и лесные обитатели прислали вам игру.

– Выходите в круг, поиграем в игру “Один-много”(приложение №6).

-А теперь мне интересно, знаете ли вы всех маленьких жителей нашего леса.

Игра «Шли звери на водопой»

цели: развитие способности ориентироваться в пространстве; выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие фонематического слуха, совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами- онок-, - енок-, -их-, -иц-Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности).

-Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят

Сели за столы. Работа с карточками, что перепутал художник?

Дидактическая игра «Четвёртый лишний». (приложение №7)

Аппликация (приложение №8)

- Ребята, Лесовик приготовил для вас дерево, но оно без листьев и еще разноцветные полоски бумаги. Сейчас нам предстоит без ножниц, только своими руками предавать цветным прямоугольникам форму листьев приемом «обрывание», а затем с помощью клея и кисточки приклеивать на наше дерево. Дети выполняют задание. По окончании воспитатель отмечает, что все дети справились с заданием:– Посмотрите, какое красивое у нас получилось осеннее дерево. Вы так хорошо выполнили работу, что наше дерево как будто ожило. - Ребята, как понравилось наша работа лесовику. Давайте ему подарим дерево с разноцветными листьями, чтоб помнил нас. Скажем до свидание доброму хозяину леса. Нам нужно возвращаться в детский сад.

-Вы, ребята, покружитесь,

В детском саду окажитесь.

(Звучат звуки леса)

Рефлексия:– Ребята, очень жаль расставаться с прелестью леса, но мы не будем грустить. Ведь мы увидели чудесную красоту, которую невозможно забыть.

Приложение№1

Игра «Скажи наоборот» Цель: активизировать в словаре детей прилагательные с противоположным значением. Обогащение экспрессивной речи словами- антонимами.

-большой - маленький;

- громко - тихо;

-грустный - радостный;

- высокий – низкий;

- открыть- закрыть;

- пустой – полный;

- вежливый – грубый;

- легко – трудно;

- тепло – холодно;

- сильный – слабый;

- солнечный – пасмурный;

- чистый – грязный

Приложение №2

запрещающие знаки из правил поведения в лесу

Дети:

В лесу нельзя разжигать костры, во избежание пожара.

Ответы детей.

Ребенок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Дети: Нельзя ломать ветви деревьев.

Ответы детей.

Ребенок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Ели все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеет вся поляны

И не будет красоты.

Дети: В лесу нельзя шуметь, чтобы не побеспокоить лесных хозяев.

Лесовик: Здорово, ребята, что вы так замечательно знаете правила поведения в моем доме.

Приложение №3

«Дыхательное упражнение «Ветер»

Цель: укреплять дыхательные мышцы, глубокая вентиляция легких.

- Ребята! Подул ветер! Как ласково можно назвать ветер? (ветерок)

Подул маленький ветер у-у-у

Подул сильный ветер У-У-У

Осенние листочки на веточках сидят,

Осенние листочки детям говорят:

Осиновый – а-а-а

Рябиновый - и-и-и

Березовый – о-о-о

Дубовый - е-е-е

Приложение№4

Дид. игра «Чьи листья»

Цель: Продолжать учить детей образовывать притяжательные прилагательные

Какой у тебя лист?

-лист тополя – тополиный;

- лист дуба – дубовый;

- лист ивы- ивовый;

- лист березы – березовый;

- лист рябины – рябиновый;

- лист осины – осиновый;

- лист клена – кленовый;

- иголка сосны –сосновая;

- иголка ели – еловая.

Приложение №6.

Игра: “Один-много”

Цели: развитие умения ловить и бросать мяч, употребление существительного множественного числа в родительном падеже.

-Я называю одну птицу и кидаю вам мяч, а вы называете много птиц и возвращаете мне мяч. Все дети проверяют, правильно ли выполнили задание.

(Один грач – много грачей, один снегирь – много снегирей, она ласточка – много ласточек, один дятел – много дятлов, один скворец – много скворцов, один стриж – много стрижей, голубь-голубей, одна ворона – много ворон, один воробей – много воробьев).

Приложение №7

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Цель игры - найти четвертую лишнюю карточку. Игра развивает связную речь, логическое мышление, внимательность, память, повышает общий уровень развития детей.

(Дети выделяют птицу, которая «заблудилась», т. е. не улетела в тёплые края или домашнего животного, который «потерялся» среди диких).

Публикации по теме:

Конспект интегрированного педагогического мероприятия в подготовительной группе «Путешествие в цветочное королевство» «Путешествие в цветочное королевство» Цель: формирование у детей сознательной установки на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие.

Презентация «Здоровый образ жизни» Цель: формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Образовательные задачи: Цель: формировать у детей сознательную.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Зима
  • Экология
Автор публикации:
Организованная образовательная деятельность по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурссия в лес»
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 21:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...