Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему «Русская деревня»

Алиса Губайдуллина
Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему «Русская деревня»

Программное содержание:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

Познакомить детей с жильем других народов нашей страны.

Продолжать знакомство с древнерусской деревней.

Расширять и закреплять знания о древнерусском быте.

Продолжать работу по созданию образа древнерусской избы в процессе ручного труда.

Закрепить знания о противопожарной безопасности в деревянном доме.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Воспитывать интерес к истории России. Развивать мелкую моторику рук.

РАЗВИВАЮЩИЕ

Предварительная работа

Используемый материал

Словарь

Ход занятия:

/Посередине группы стоят две магнитные доски. Возле одной стоят полукругом дети.

В: Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет свою историю, свои традиции, свои жилища. А как называется наша страна?

Д: Россия.

В: Правильно,ребята. Послушайте стихотворение о России.

- Русь деревянная края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилище родные,

Раздольные песни поют.

В: Вот и в нашей стране живут люди разной национальности со своими привычками,традициями, жилищами. А жилище зависит от условий,в которых живет человек: тепло там или холодно, город или деревня; горы это или равнина; север или юг. И жилище свои они строят из того материала, который у них есть.

В: Давайте, ребята, рассмотрим несколько жилищ других народов.

(Воспитатель вывешивает картинку с изображением юрты)

В: Посмотрите на рисунок. На нем изображена юрта.

Юрту строят казахи, киргизы. Давайте посмотрим из чего и как они построены. На какую форму похоже юрта?

Д: Трапеция.

В: Правильно, на трапецию. Каркас дома построен из дерева, а сверху покрыт войлоком.

Войлок –это такой материал, который сделан из шерсти баранов, овец, которых они разводят. Он очень тугой и теплый. Поэтому и дома получаются теплые, не пропускают ветра. А может кто-то скажет, что мы носим из войлока?

Д: Валенки.

В: Правильно, валенки. Юрту строят на равнине, т. е. на ровном месте. Люди постоянно меняют свое место жительства, потому что овцам и баранам не хватает еды. Люди перебираются на другое место, где больше травы. Их поэтому называют кочевники. Дома у этих людей быстро строятся и разбираются.

(Воспитатель вывешивает картину с изображением яранги и чума.)

В: Ребята, а вот так выглядят жилище северных людей: чукчей, коряков. Это яранга, это чум. (Активизация слов -яранга, чум.) Эти жилища внешне похожи на юрты. Как вы думаете чем?

Д: сделаны из прутьев.

В: Правильно,ребята,каркас у них тоже сделан из дерева. Но ярангу и чум покрывают шкурой оленей,которых разводят люди на Севере. Они ведут тоже кочевой образ жизни. И им тоже нужны дома,которые быстро разбираются и собираются. Ребята, а яранга и чум на какую фигуру похожи?

Д:На конус.

В: Правильно,на конус. Только у конуса на верху оставлена дырочка, чтобы оттуда проходил дым от костра,который люди разводят внутри жилища, чтобы приготовить себе пищу.

В: На следующей картине изображено жилище горцев. Здесь живут грузины. Называется жилище-сакля. Скажите, ребята, из чего построено это жилище?

Д: Из камня.

В: Правильно. А как вы думаете, почему?

Д: Потому, что жилище построено в горах.

В: Да, ребята, горцы живут в горах,а там много камней. Им удобно строить свои жилища из самого доступного материала – камня. Жилище строится как лестница: один дом заканчивается, сверху начинается второй.

В: Молодцы, ребята. Мы с вами познакомились с некоторыми видами жилищ других народов. Давайте еще раз с вами повторим их названия.

В: На прошлом занятии мы с вами познакомились с древнерусскими избами, с их строением,с их предметами быта. Для того чтобы проверить что вы запомнили, я предлагаю провести игру: «Раньше и теперь.» Перед вами на столе лежат картинки с изображением предмета быта древнерусских и современных. Вы должны разделиться на две команды. Одна команда развешивает на мольберте древнерусские предметы быта, а другая - современные. Выиграет тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.

(Игра с детьми. Построение в полукруг.)

В: Молодцы, ребята, хорошо постарались. Давайте, назовем предметы, которые были раньше и которыми пользуемся сейчас.

1) Валек – Утюг

2) Коромысло – Водопроводный кран

3) Лохань – Стиральная машина

4) Переметная скамья – Диван

5) Самовар - Электрочайник

6) Сундук – Шкаф

В: Хорошо, ребята, а теперь садитесь. Продолжим наше занятие за столами. Мы с вами на прошлом занятии начали работу по изготовлению древнерусской избы. Что мы делали?

Д: Мы вырезали модели различных домов из гофрированного картона и украшения к ним.

В: Сегодня мы доведем работу до конца. Мы будем создавать композицию на тему: «Русская деревня» Для начала вы каждый на своем рабочем месте соберете дом по готовым выкройкам. Потом принесете его к столу, и мы вместе будем наклеивать домик на ватман, создавать деревню. Посмотрите, дети, что лежит перед вами. Возьмите выкройку дома и добавьте недостающие части, украсьте декоративными элементами. У кого есть какие вопросы? Тогда приступаем к работе.

(Самостоятельная работа.

По окончании работы вывесить ватман, поместить на два мольберта.)

В: Посмотрите, ребята, какая у нас получилась деревня – красивая,аккуратная. И какие разные получились дома - одни большие, другие маленькие. Какой дом вам больше понравился? Почему? (Ответы детей.)

В: А кто придумает название для нашей деревни? (ответы детей.)

В: Ребята, а какие еще есть строения в нашей деревне?

Д: Церковь,колодец, мельница. Растут кусты, есть озеро.

В: как вы думаете, коков нашей деревне не хватает?

Д: Людей, домашних животных.

В: Да,в деревне не хватает домашних животных. Давайте вместе подклеим фигурки коровы, козы, гусей, собаки.

(Воспитатель помогает подклеивать. В это время наклеить к двум домикам трубу с дымом)

В: посмотрите, что у нас получилось? Теперь в деревне стало еще интересней и веселей жить. Ребята, кто заметил на нашем панно что-то необычное?

Д: В 2Х домах есть труба с дымом.

В: Да, в этих домах у нас из трубы идет дым. Что бы это значило?

Д: Затопили печку.

В: Правильно. Может быть, там пекут хлеб, или ждут гостей и пекут блины, пироги? А как вы думаете, кто мог затопить печь?

Д: Мама, папа, бабушка, дедушка.

В: А может ли затопить ребенок?

Д: Нет.

В: Почему? Что может случится?

Д: Пожар или ребенок может обжечься.

В: Да, может случится пожар в доме. А если в деревне загорелся один дом, могут загореться другие дома и сгореть вся деревня. Как вы думаете, почему?

Д: Потому что дома деревянные. А дерево быстро горит.

В: Правильно ребята. Поэтому раньше, как только люди увидят маленький пожар, сразу звонили в колокола и звали всю деревню на помощь. Тушили пожар чем могли.

Как вы, думаете, чем могли тушить огонь люди в древнерусской деревне?

Д: Землёй, песком, водой из колодца, лопатой, вёдрами.

В: Правильно, ребята. Ведь раньше пожарной машины не было. А если вода была далеко, её привозили бочками на телегах.

А как поступят люди в современной деревне при возникновении пожара? Что надо сделать в первую очередь?

Д: Вызывать пожарных.

В: Правильно, в первую очередь надо вызвать пожарную команду. А пока она приедет тушить самим. В каждой деревне есть противопожарный щит (Показать рисунок). Посмотрите, что имеется на щите: ведро, багор, лопата и песок.

Но мы уверенны, что в нашей деревне ничего плохого не случится.

В: На этом, наше занятие заканчивается. Давайте вспомним чем мы занимались на этом занятии.

(Ответы детей)

Публикации по теме:

Интеллектуальная игра клуба «Почемучка». «Наш северный край» Интеллектуальная игра клуба "Почемучка" "Наш северный край"Адресат: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели. Предварительная работа:.

Презентация к НОД в младшей группе «Знакомство с овалом» Непосредственная образовательная деятельность в младшей группе "Знакомство с овалом" с презентацией. Образовательная область «Познание»:.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Потешки и стишки
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему «Русская деревня»
Опубликовано: 27 октября 2013 в 09:31
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...