Организованная образовательная совместная деятельность детей и взрослых (фольклорный праздник) «Живая старина»

Наталья Филиппова
Организованная образовательная совместная деятельность детей и взрослых (фольклорный праздник) «Живая старина»

Организованная образовательная совместная деятельность детей и взрослых (фольклорный праздник) «Живая старина»

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад №3 «Незабудка» г. Протвино Московской области Филиппова Наталья Николаевна

Праздник «Живая старина»

Программное содержание:

- знакомить с бытом и традициями жизни русских крестьян,

- закреплять знания детей произведений устного народного

творчества;

- развивать интерес к истории России,

- развивать речь детей, развивать творческие способности;

- воспитывать уважение к традициям своего народа,

- воспитывать трудолюбие, взаимопомощь,

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь

к родному краю.

Подготовительная работа:

- беседы о быте русских крестьян и традициях (гостеприимство, трудолюбие,

взаимопомощь, заучивание пословиц и поговорок;

- беседы о традициях встречи весны на Руси, заучивание закличек и песен;

- беседа о перелётных птицах и разучивание сценки «Птичий разговор».

Оборудование:

- печь с утварью, длинный стол с лавками, сундук и др. вещи быта.

- экран для теневого театра, проэктор.

- аудиозаписи русских народных мелодий.

- обрядовое дерево, украшенное колокольчиками и лентами.

- шапочки птиц для драматизации.

- фигурки кота, курочки и птички для теневого театра.

- сундучок домового с прикрепленным плоским фонариком.

- птичка-свистулька, разноцветные ленточки.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая.

Хозяйка с детьми (6-7 ребятишек разного возраста) со смехом вбегает в горницу, усаживается за стол на лавки.

Хозяйка: Поиграли – пора и делом заняться!

Дети: - Делу время, а потехе час!

- Труд человека кормит, а лень портит.

Хозяйка: Правильно, ребятушки! Я с утра тесто поставила, чтобы колобков да булочек испечь! Будете мне помогать?

Дети: Да!

Организованная образовательная совместная деятельность детей и взрослых (фольклорный праздник) «Живая старина»

Хозяйка (надевает фартук, месит тесто и делит на кусочки, приговаривает): Чтобы не получилось, как у одной сороки, помните?

- Сорока-белобока! Где была?

- Далеко! (Дети все вместе проговаривают потешку)

- Что делала?

- Кашу варила, деток кормила.

Этому дала (дети загибают большой палец,

Этому дала (загибают указательный палец,

Этому дала (загибают средний палец,

Этому дала (загибают безымянный палец,

А этому не дала (загибают мизинец)

Ты воду не носил,

Ты печь не топил,

Ты кашу не варил –

Ничего не получил!

А вы у меня помощники! Вот и хорошо, вместе мы быстро управимся.

Хором: Берись дружно, не будет грузно.

Хозяйка: С песенкой работать ещё веселее!

Дети катают колобки и поют русскую народную песню «КОЛОБКИ»:

Пекарь, пекарь из муки

Испеки нам колобки:

Сушки для Ванюшки,

Баранки для Танюшки,

Бублики для Гришки,

Да крендель для Маришки.

Хозяйка (складывает пирожки на доску, приговаривая): Вот как быстро мы управились! А теперь потрудись и ты, печка-кормилица! (Ставит в печку)

Прибегают и стучатся гости (5-6 детей):

- Здравствуйте, соседи дорогие!

Дети (хором): Здравствуйте!

Хозяйка выходит и встречает гостей.

Хозяйка: Добрый день, гости званые и желанные. Милости просим! Проходите в мою горницу, усаживайтесь, будьте, как дома. Рада гостям, как добрым вестям.

Гости: - Спасибо за доброе слово.

-Голуби туда летают, где их привечают.

Хозяйка: Добрых слов я много знаю, да добрым словом всех вас и привечаю.

(Гости рассаживаются на лавках.) Удобно ли вам гости дорогие? Всё ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Гости: Гостям – известное дело, хватило, да не тесно ли хозяевам?

Дети: - В тесноте, да не в обиде.

- Вместе тесно, а врозь скучно!

Хозяйка (стелит скатерть, ставит самовар и чашки): Хоть небогаты, а гостям рады! Я самовар поставлю, чаем вас напою. Скоро колобки испекутся. А дед Никанор медку принёс, будем угощаться. А где же мёд? Только сейчас банка здесь стояла!

Из-за печки раздаётся кашляние.

Хозяйка: Ой, ребятушки, никак Домовой проснулся! Вы знаете, кто такой домовой?

Дети: Домовой – это добрый дух дома.

Хозяйка: Правильно. А как вы ещё его зовёте?

Дети: прибаутник, дедушка, запечник, ветродуй, соседушка, доможил.

Хозяйка: На зиму, он, как вся природа, засыпает и просыпается лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. Но вот март уже прошёл, весна вступает в силу, природа просыпается и главный дух-хранитель очага — домовой, проснулся, чтобы навести порядок в доме.

А 1 апреля у Домового именины!

Из-за печки снова раздаётся кашляние.

Ишь, раскашлялся! Любимая забава домового - «прятки». Он прячет нужную вам вещь и развлекается, наблюдая за отчаянными поисками. Чтобы пропажа нашлась, нужно сказать: «Домовой, домовой, перестань шутить со мной. Вещь взял, поиграл - положи на место».

Давайте позовём Домового!

Дети (хором): Батюшка Домовой!

Хозяюшка заревой!

Сядем рядком да поговорим ладком.

Иди к нам поближе!

Звучит русский наигрыш. Из-за печки выходит Домовой, потягивается и зевает, пританцовывает. Дети обступают Домового, здороваются.

Домовой: Здравствуйте, ребятушки! Ох, как я выспался! Наконец-то весна пришла! Я за печкой дремал и слышал, как вы весну звали!

Ребятушки, как вы солнышку кричали?

Дети (хором): Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Домовой: А жаворонков пекли?

Дети: Да!

Домовой: А как весну кликали?

Дети (хором): Жаворонки, прилетите!

Студёну зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Домовой: Ой, спасибо! Порадовали! И весну-то вы позвали, да и дома матушке помогали! Любо-дорого мне на вас смотреть! Люблю я, когда в доме порядок, когда мир да любовь! А для хороших деток у меня есть подарочек! Хотите, я покажу вам свой волшебный сундучок?

Выносит из-за печки сундучок и вместе с детьми усаживается на ковре напротив полотняной стороны печки.

Домовой: Когда за печкой я сижу, сундучок я свой смотрю.

Звучит тихая таинственная музыка, свет выключается. Домовой открывает сундучок, оттуда - свет. Потом направляет свет на стену печки. В ярком световом круге появляются и оживают фигурки животных (теневой театр). Домовой читает потешки

В это же время Хозяйка незаметно меняет в печке сырые колобки на печёные.

Домовой: Пошел котик на Торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть?

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

- Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка,зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка7

- Цыпляток поить.

- Курочка-рябушечка,как ыцплятки просят пить?

- Пи-пи-пи!

Птичка, птичка,

Вот тебе водичка,

Вот и тебе и крошки

На моей ладошке.

Свет из сундучка гаснет, включается общий свет.

Домовой: Пришло тепло, а жаворонок за собой сорок птиц привёл.

Смотрите, сколько птичек в моём сундучке!

Домовой достаёт из сундучка шапочки птиц, дети их надевают.

Инсценировка.

Воробей: Я– воробей- мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряю,

Крошки собираю.

Синица: Я - птичка – невеличка,

добрая синичка!

Дятел: Я в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной.

Всё время стучу – деревья лечу!

Кулик: Я, Кулик, куликал,

Вам весну закликал!

Грач: Всех перелётных птиц черней,

Я ищу в земле червей,

Вдоль по пашням мчуся вскачь,

А зовусь я – птица грач.

Скворец: Я - весенний гонец

И зовут меня скворец.

Дятел: Расскажите, птицы,

Где вы побывали?

Расскажите, перелётные,

Что вы повидали?

Грач: В жарких странах – жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Воробей: Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили,

В странах незнакомых.

Скворец: Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Кулик: А как вы зиму провели?

Не оголодали вы?

Трудно корм зимой добыть,

Тяжко стужу пережить!

Синица: Нам ребята помогали –

Зёрна, крошки насыпали!

За заботу говорим

От души «спасибо» им!

Дятел, Синичка и Воробей: Вы бы с нами поиграли,

Мы вас очень, очень ждали!

Хозяйка: Готовы для птиц дома,

Готовы дома-терема!

Летите, веселые птицы,

Скорей занимайте дома!

Звучит народный напев свирели, проводится игра «Займи домик»

Дети разбиваются на пары, берутся за руки — это домики. Группа детей в шапочках— «птицы», их больше, чем «домиков». «Птицы» летают, по сигналу ведущего занимают «домики». Кому не хватило домика, те выбывают из игры, а потом меняются с детьми-«домиками».

Под конец игры Хозяйка уходит к печке.

Домовой: Ой, спасибо, ублажили,

Домового повеселили!

Буду в вашем доме жить, буду дом ваш сторожить,

Буду дом оберегать, счастье буду привечать.

Хозяйка (от печки): Ребятушки, сюда бегите!

Горячи булочки берите!

Горячие, румяные, с пылу-с жару!

Дети бегут к столу, в это время Домовой берёт сундучок и незаметно скрывается за печкой.

Хозяйка: Пышка, лепёшка в печи сидела,

На нас глядела,

В рот захотела!

Вот сколько мы напекли угощенья – всем хватит! Ой, а где же наш Домовой? За печку ушёл! Оставим ему угощеньице за печкой, он любит полакомиться.

Хором: "Хозяин-батюшка! Ешь пироги — наш дом береги!"

Хозяйка: А вот и сладкий медок!

Дети за столом пьют чай, Хозяйка выкладывает на тарелку пироги. Раздается пение: в зал входят дети и взрослые, несут обрядовое дерево с завязанными на ветвях колокольчиками и бумажными цветами.

Стало ясно солнышко припекать, припекать,

Землю словно золотом заливать, заливать. (Пение птичек-свистулек.)

Хозяйка («подбегает к окну» и говорит детям в избе): Ребятушки! Обрядовое дерево несут! Берите ленты, колокольчики!

Будем дерево украшать, весну-красну привечать!

Дети с разноцветными лентами выбегают «на улицу», раздают гостям праздника ленты и завязываютих на дереве. Взрослые и дети водят хоровод и продолжают петь песню.

Громче стали голуби ворковать, ворковать,

Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели.

Много цвету вешнего у земли, у земли.

Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!

Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!

Хозяйка выносит из избы на подносе колобки и булочки:

Вот тебе, матушка-весна,

Ржаного хлебеца! (Кланяется)

Взрослые (поочередно).

-Пришла весна! Пришла красна!

-Пришла к нам с радостью,

С превеликой к нам милостью!

-На урожай богатый

Да на хлеб насущный!

Хозяйка: Любите друг друга! Будьте миром богаты!

Звучит весёлая русская музыка. Дети и взрослые друг за другом «змейкой» выходят из зала. Заканчивается праздник чаепитием.

Публикации по теме:

Распорядок дня (вторая младшая группа) Режим пребывания детей в ДОУ-12часов. Распорядок дня (вторая младшая группа) №п/п Время Режимные моменты Организационные моменты Вид.

Режим Дня для групп общеразвивающей направленности с 10,5 часовым рабочим днем Режим жизнедеятельности детей в ДОУ разработан на основе федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
Организованная образовательная совместная деятельность детей и взрослых (фольклорный праздник) «Живая старина»
Опубликовано: 2 августа 2013 в 21:55
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (нестандартное оборудование).
Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования...
«Новый год в Ситцевой стране». Коллективная работа детей старшей группы.
Ну, вот и пришла Зимушка- Зима белоснежная! И скоро, совсем скоро всеми любимый, волшебный праздник- Новый год! Уж давайте признаемся- все мы перед Новым...
Фотоотчет «Наши меньшие друзья»
Пришла зима. У нас морозы уже под тридцать. На прогулке наблюдали за птицами спросила, легко ли птицам зимой. Дети ответили что им холодно и тяжело...
«Винни — Пух и его друзья.» Фотоотчёт. Художественное творчество детей.
На занятиях лингвистического кружка дети знакомятся с англоязычными писателями и их произведениями. В ноябре дети узнали , что историю про медвежонка...