МААМ-картинки

Организованная образовательная совместная деятельность детей и взрослых (фольклорный праздник) «Живая старина» (6 фото)

Наталья Филиппова
Организованная образовательная совместная деятельность детей и взрослых (фольклорный праздник) «Живая старина»

Организованная образовательная совместная деятельность детей и взрослых (фольклорный праздник) «Живая старина»

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад №3 «Незабудка» г. Протвино Московской области Филиппова Наталья Николаевна

Праздник «Живая старина»

Программное содержание:

- знакомить с бытом и традициями жизни русских крестьян,

- закреплять знания детей произведений устного народного

творчества;

- развивать интерес к истории России,

- развивать речь детей, развивать творческие способности;

- воспитывать уважение к традициям своего народа,

Публикация «Организованная образовательная совместная деятельность детей и взрослых (фольклорный праздник) „Живая старина“» размещена в разделах

- воспитывать трудолюбие, взаимопомощь,

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, любовь

к родному краю.

Подготовительная работа:

- беседы о быте русских крестьян и традициях (гостеприимство, трудолюбие,

взаимопомощь, заучивание пословиц и поговорок;

- беседы о традициях встречи весны на Руси, заучивание закличек и песен;

- беседа о перелётных птицах и разучивание сценки «Птичий разговор».

Оборудование:

- печь с утварью, длинный стол с лавками, сундук и др. вещи быта.

- экран для теневого театра, проэктор.

- аудиозаписи русских народных мелодий.

- обрядовое дерево, украшенное колокольчиками и лентами.

- шапочки птиц для драматизации.

- фигурки кота, курочки и птички для теневого театра.

- сундучок домового с прикрепленным плоским фонариком.

- птичка-свистулька, разноцветные ленточки.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая.

Хозяйка с детьми (6-7 ребятишек разного возраста) со смехом вбегает в горницу, усаживается за стол на лавки.

Хозяйка: Поиграли – пора и делом заняться!

Дети: - Делу время, а потехе час!

- Труд человека кормит, а лень портит.

Хозяйка: Правильно, ребятушки! Я с утра тесто поставила, чтобы колобков да булочек испечь! Будете мне помогать?

Дети: Да!

Организованная образовательная совместная деятельность детей и взрослых (фольклорный праздник) «Живая старина»

Хозяйка (надевает фартук, месит тесто и делит на кусочки, приговаривает): Чтобы не получилось, как у одной сороки, помните?

- Сорока-белобока! Где была?

- Далеко! (Дети все вместе проговаривают потешку)

- Что делала?

- Кашу варила, деток кормила.

Этому дала (дети загибают большой палец,

Этому дала (загибают указательный палец,

Этому дала (загибают средний палец,

Этому дала (загибают безымянный палец,

А этому не дала (загибают мизинец)

Ты воду не носил,

Ты печь не топил,

Ты кашу не варил –

Ничего не получил!

А вы у меня помощники! Вот и хорошо, вместе мы быстро управимся.

Хором: Берись дружно, не будет грузно.

Хозяйка: С песенкой работать ещё веселее!

Дети катают колобки и поют русскую народную песню «КОЛОБКИ»:

Пекарь, пекарь из муки

Испеки нам колобки:

Сушки для Ванюшки,

Баранки для Танюшки,

Бублики для Гришки,

Да крендель для Маришки.

Хозяйка (складывает пирожки на доску, приговаривая): Вот как быстро мы управились! А теперь потрудись и ты, печка-кормилица! (Ставит в печку)

Прибегают и стучатся гости (5-6 детей):

- Здравствуйте, соседи дорогие!

Дети (хором): Здравствуйте!

Хозяйка выходит и встречает гостей.

Хозяйка: Добрый день, гости званые и желанные. Милости просим! Проходите в мою горницу, усаживайтесь, будьте, как дома. Рада гостям, как добрым вестям.

Гости: - Спасибо за доброе слово.

-Голуби туда летают, где их привечают.

Хозяйка: Добрых слов я много знаю, да добрым словом всех вас и привечаю.

(Гости рассаживаются на лавках.) Удобно ли вам гости дорогие? Всё ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Гости: Гостям – известное дело, хватило, да не тесно ли хозяевам?

Дети: - В тесноте, да не в обиде.

- Вместе тесно, а врозь скучно!

Хозяйка (стелит скатерть, ставит самовар и чашки): Хоть небогаты, а гостям рады! Я самовар поставлю, чаем вас напою. Скоро колобки испекутся. А дед Никанор медку принёс, будем угощаться. А где же мёд? Только сейчас банка здесь стояла!

Из-за печки раздаётся кашляние.

Хозяйка: Ой, ребятушки, никак Домовой проснулся! Вы знаете, кто такой домовой?

Дети: Домовой – это добрый дух дома.

Хозяйка: Правильно. А как вы ещё его зовёте?

Дети: прибаутник, дедушка, запечник, ветродуй, соседушка, доможил.

Хозяйка: На зиму, он, как вся природа, засыпает и просыпается лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. Но вот март уже прошёл, весна вступает в силу, природа просыпается и главный дух-хранитель очага — домовой, проснулся, чтобы навести порядок в доме.

А 1 апреля у Домового именины!

Из-за печки снова раздаётся кашляние.

Ишь, раскашлялся! Любимая забава домового - «прятки». Он прячет нужную вам вещь и развлекается, наблюдая за отчаянными поисками. Чтобы пропажа нашлась, нужно сказать: «Домовой, домовой, перестань шутить со мной. Вещь взял, поиграл - положи на место».

Давайте позовём Домового!

Дети (хором): Батюшка Домовой!

Хозяюшка заревой!

Сядем рядком да поговорим ладком.

Иди к нам поближе!

Фото «Живая старина»

Звучит русский наигрыш. Из-за печки выходит Домовой, потягивается и зевает, пританцовывает. Дети обступают Домового, здороваются.

Домовой: Здравствуйте, ребятушки! Ох, как я выспался! Наконец-то весна пришла! Я за печкой дремал и слышал, как вы весну звали!

Ребятушки, как вы солнышку кричали?

Дети (хором): Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Домовой: А жаворонков пекли?

Дети: Да!

Домовой: А как весну кликали?

Дети (хором): Жаворонки, прилетите!

Студёну зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

Домовой: Ой, спасибо! Порадовали! И весну-то вы позвали, да и дома матушке помогали! Любо-дорого мне на вас смотреть! Люблю я, когда в доме порядок, когда мир да любовь! А для хороших деток у меня есть подарочек! Хотите, я покажу вам свой волшебный сундучок?

Выносит из-за печки сундучок и вместе с детьми усаживается на ковре напротив полотняной стороны печки.

Домовой: Когда за печкой я сижу, сундучок я свой смотрю.

Организованная образовательная совместная деятельность детей и взрослых (фольклорный праздник) - фото

Звучит тихая таинственная музыка, свет выключается. Домовой открывает сундучок, оттуда - свет. Потом направляет свет на стену печки. В ярком световом круге появляются и оживают фигурки животных (теневой театр). Домовой читает потешки

В это же время Хозяйка незаметно меняет в печке сырые колобки на печёные.

Домовой: Пошел котик на Торжок,

Купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть?

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

- Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка,зачем ты пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка7

- Цыпляток поить.

- Курочка-рябушечка,как ыцплятки просят пить?

- Пи-пи-пи!

Птичка, птичка,

Вот тебе водичка,

Вот и тебе и крошки

На моей ладошке.

Свет из сундучка гаснет, включается общий свет.

Домовой: Пришло тепло, а жаворонок за собой сорок птиц привёл.

Смотрите, сколько птичек в моём сундучке!

Домовой достаёт из сундучка шапочки птиц, дети их надевают.

Фото №1 Организованная образовательная совместная деятельность детей и взрослых фольклорный праздник Живая старина Автор воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад Незабудка г

Инсценировка.

Воробей: Я– воробей- мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряю,

Крошки собираю.

Синица: Я - птичка – невеличка,

добрая синичка!

Дятел: Я в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной.

Всё время стучу – деревья лечу!

Кулик: Я, Кулик, куликал,

Вам весну закликал!

Грач: Всех перелётных птиц черней,

Я ищу в земле червей,

Вдоль по пашням мчуся вскачь,

А зовусь я – птица грач.

Скворец: Я - весенний гонец

И зовут меня скворец.

Дятел: Расскажите, птицы,

Где вы побывали?

Расскажите, перелётные,

Что вы повидали?

Грач: В жарких странах – жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Воробей: Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили,

В странах незнакомых.

Скворец: Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Кулик: А как вы зиму провели?

Не оголодали вы?

Трудно корм зимой добыть,

Тяжко стужу пережить!

Синица: Нам ребята помогали –

Зёрна, крошки насыпали!

За заботу говорим

От души «спасибо» им!

Дятел, Синичка и Воробей: Вы бы с нами поиграли,

Мы вас очень, очень ждали!

Хозяйка: Готовы для птиц дома,

Готовы дома-терема!

Летите, веселые птицы,

Скорей занимайте дома!

Звучит народный напев свирели, проводится игра «Займи домик»

Дети разбиваются на пары, берутся за руки — это домики. Группа детей в шапочках— «птицы», их больше, чем «домиков». «Птицы» летают, по сигналу ведущего занимают «домики». Кому не хватило домика, те выбывают из игры, а потом меняются с детьми-«домиками».

Под конец игры Хозяйка уходит к печке.

Домовой: Ой, спасибо, ублажили,

Домового повеселили!

Буду в вашем доме жить, буду дом ваш сторожить,

Буду дом оберегать, счастье буду привечать.

Хозяйка (от печки): Ребятушки, сюда бегите!

Горячи булочки берите!

Горячие, румяные, с пылу-с жару!

Дети бегут к столу, в это время Домовой берёт сундучок и незаметно скрывается за печкой.

Хозяйка: Пышка, лепёшка в печи сидела,

На нас глядела,

В рот захотела!

Вот сколько мы напекли угощенья – всем хватит! Ой, а где же наш Домовой? За печку ушёл! Оставим ему угощеньице за печкой, он любит полакомиться.

Хором: "Хозяин-батюшка! Ешь пироги — наш дом береги!"

Хозяйка: А вот и сладкий медок!

Дети за столом пьют чай, Хозяйка выкладывает на тарелку пироги. Раздается пение: в зал входят дети и взрослые, несут обрядовое дерево с завязанными на ветвях колокольчиками и бумажными цветами.

Стало ясно солнышко припекать, припекать,

Землю словно золотом заливать, заливать. (Пение птичек-свистулек.)

Хозяйка («подбегает к окну» и говорит детям в избе): Ребятушки! Обрядовое дерево несут! Берите ленты, колокольчики!

Будем дерево украшать, весну-красну привечать!

Дети с разноцветными лентами выбегают «на улицу», раздают гостям праздника ленты и завязываютих на дереве. Взрослые и дети водят хоровод и продолжают петь песню.

Громче стали голуби ворковать, ворковать,

Журавли вернулися к нам опять, к нам опять.

А в лесу подснежники расцвели, расцвели.

Много цвету вешнего у земли, у земли.

Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети!

Хлеба, земля-матушка, уроди, уроди!

Хозяйка выносит из избы на подносе колобки и булочки:

Фото №2 Все конспекты Народная культура фольклор Народные фольклорные праздники

Вот тебе, матушка-весна,

Ржаного хлебеца! (Кланяется)

Взрослые (поочередно).

-Пришла весна! Пришла красна!

-Пришла к нам с радостью,

С превеликой к нам милостью!

-На урожай богатый

Да на хлеб насущный!

Хозяйка: Любите друг друга! Будьте миром богаты!

Фото №3 Сценарии развлечения Сценарии праздников

Звучит весёлая русская музыка. Дети и взрослые друг за другом «змейкой» выходят из зала. Заканчивается праздник чаепитием.

Публикации по теме:

Распорядок дня (вторая младшая группа) Режим пребывания детей в ДОУ-12часов. Распорядок дня (вторая младшая группа) №п/п Время Режимные моменты Организационные моменты Вид.

Режим Дня для групп общеразвивающей направленности с 10,5 часовым рабочим днем Режим жизнедеятельности детей в ДОУ разработан на основе федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организованная образовательная совместная деятельность детей и взрослых (фольклорный праздник) «Живая старина»
Опубликовано: 2 августа 2013 в 21:55
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД