Ориентировочно-исследовательские действия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Галина Козлова
Ориентировочно-исследовательские действия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием познавательной деятельности, формированием первоначальных представлений о предметном мире и способах ознакомления с предметами – ориентировочно-исследовательскими действиями. Ориентировочно-исследовательские действия – это действия, направленные на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач (Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко). Характер ориентировочных действий, изменение способов действий является важным показателем психического, интеллектуального и сенсорного развития ребенка. Он определяется не только правильным выполнением поставленной перед ребенком задачи, но и способами ориентировки, которыми пользуется ребенок. Г. Л. Выготская, А. А. Венгер, Э. И. Леонгард выделили следующие способы ориентировочных действий:

-ориентировка только на результат. Ребенок производит практические пробы, пытаясь применить для достижения результата даже физическую силу (вколачивание, втискивание, но не учитывает свойства предметов;

-внешние ориентировочные действия. Ребенок производит пробы или примеривание, т. к. не может еще вычленить необходимые свойства предметов в перцептивном плане (тактильно, зрительно);

-сочетание элементов внешнего ориентировочного действия со зрительным перцептивным действием. Ребенок опирается на сходства предметов, зрительно выделяет и соотносит их, но в трудных случаях прибегает к примериванию;

-полностью свернутая ориентировка. Внешне проявляется только исполнительное действие, ведущее к безошибочному результату.

Особенности ориентировочно-исследовательских действий – это диагностический показатель определения уровня развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием. У детей с интеллектуальной недостаточностью имеются существенные отличия в развитии восприятия и ориентировочно-исследовательских действий. Изучение ориентировочных действий показало, что при выполнении заданий умственно отсталые дети приступают к деятельности без анализа инструкции, без выбора средств, без предварительной ориентировки в задании. У младших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью развитие предметных действий остается на уровне манипуляций или неспецифических предметных действий, отсутствует ориентировка на свойства объектов. Часто наблюдается «застревание» на одном способе выполнения, склонность к стереотипам и персеверациям. Эти действия могут наблюдаться в возрасте 4-5 и даже 6-7 лет. Для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выявления и фиксирования свойств и простейших отношений между предметами таким детям требуется гораздо больше различных повторений, чем для нормально развивающегося ребенка. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Указание на правило выполнения, дополнительное инструктирование, организация внимания, показ наиболее адекватного способа выполнения приводят к незначительному улучшению работы с предметом, хаотические действия могут оставаться и после объяснения и показа, т. е. «сокращенного» способа выполнения задания, возникающего у детей старшего дошкольного возраста, у детей с умственной отсталостью не вырабатывается. Ориентировочно-исследовательские действия и развитие восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями имеют и другие особенности: дети затрудняются в выделении нужных свойств и обозначении их словом. Нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Эта особенность определяет крайне низкий уровень развития анализирующего наблюдения, ограниченный объем анализа, преобладание анализа над синтезом, смешении существенных и несущественных признаков, сосредоточении на видимых различиях объектов.

Публикации по теме:

«Познавательное развитие дошкольников» Дошкольный возраст- уникальный в своем роде период жизни человека. Процесс формирования образа мира начинается в раннем и дошкольном детстве.

Презентация по проектной деятельности с детьми 5–7 лет в группе с ЗПР «Мы весну встречаем!» Проект был разработан и осуществлён в дошкольном коррекционном учреждении для детей с интеллектуальной недостаточностью. В проекте участвовали.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Математика
  • Наша армия
Автор публикации:
Ориентировочно-исследовательские действия у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Опубликовано: 17 мая 2013 в 22:07
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет. Интерактивный спектакль «Василиса Прекрасная»
Для полноценного развития детей мы стараемся показать ребятам мир искусства: театр, балет, мюзиклы. Сейчас для этого есть масса возможностей. Но наряду с...
Конспект НОД «Пасхальный сувенир» для детей старшего дошкольного возраста
Объемное яйцо из бумаги – интересная и оригинальная поделка к Пасхе. Такая поделка будет прекрасным сувениром в качестве подарка, декором для украшения...
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...