МААМ-картинки

Оригами как разновидность конструктивно-модельной деятельности в ДОУ (2 фото)

Инна Альбертовна Добо
Оригами как разновидность конструктивно-модельной деятельности в ДОУ

В настоящее время центры оригами открыты в 26 государствах планеты. В основном это занятие носит характер увлечения. Меня как педагога заинтересовала притягательная сила этого искусства, его способность будить детское воображение, развивать интеллектуальные способности детей, оживлять плоский и немой лист бумаги, за считанные минуты превращать его в цветы, животных, птиц и т. д.

Оригами – удивительное, загадочное слово. В переводе с японского «ори» - сложенный, «ками» - бумага, бог. Можно предположить, что человек, творивший из бумаги, уподоблялся Богу – творцу всего из ничего.

Публикация «Оригами как разновидность конструктивно-модельной деятельности в ДОУ» размещена в разделах

Кому не известна трагическая история девочки Садако из Хиросимы, погибшей от последствий атомного взрыва? В короткий срок она мечтала сделать из бумаги 1000 журавликов, чтобы выздороветь. По преданию эта птица обладает бессмертием, приносит счастье. Но только Садако не успела сделать нужное их количество.

И все-таки, японцы верят в светлую символику этих чудесных птиц. И совсем не редкость увидеть в японских домах огромные гирлянды разноцветных журавликов и не только их. Различные бумажные конструкции : зайчики, веера, фонарики, птицы – стали в Японии непременным украшением праздников.

У детей с младшего возраста ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путем исследования: хочется все потрогать, погладить, помять, порвать. Последнее имеет непосредственное отношение к такому материалу, как бумага. Как же реагируют взрослые на естественное желание малыша? Запретами: нельзя рвать бумагу, портить книги и т. д. Вечная борьба теории и практики. Ребенок должен развиваться, но желательно «без жертв и разрушений». Какое получаешь удовольствие, когда на занятии знакомишь детей со свойствами бумаги. Экспериментальным путем дети познают, что бумага бывает мягкая, плотная, шершавая, гладкая, прозрачная, меняет структуру и мокнет при взаимодействии с водой.

Превращение же листа бумаги в игрушку, дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая как в процессе складывания, решают очень серьезные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многогранников, ориентируются на листе бумаги.

Современная образовательная программа в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает развитие интересов детей, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале и др.) [1]. Занятие оригами способствует развитию таких психических процессов ребенка, как память, внимание, мышление, воображение, а, следовательно, и развитие интеллекта в целом, что полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.

Игрушек из бумаги можно придумать великое множество. Я стараюсь заинтересовать детей: у меня нарисована красивая пушистая кошка, а у нее скоро должны появиться котята. С каким же удовольствием дети делают котят, дают им имена, рассказывают о характере своего котенка (веселый, шаловливый, задиристый, кусачий и т. д.) в группе то и дело слышно мяуканье. Скажите мне, после какого еще занятия дети кроме учебных навыков получат еще такое эмоциональное удовольствие?

Но и это еще не все. В процессе работы дети учатся работать парами, договариваться, кто что делает, помогать друг другу. Ведь понимая, что если у друга что- то не получится, может потом и не сложиться игра (театр, зоопарк, цирк и т. д.). Самое главное, чему я учу детей, это делать основу, а точнее базовую форму (треугольник, стрела, двойной треугольник, двойной квадрат и т. д.) Все должно происходить легко и непринужденно, чтобы детям было интересно.

Еще раз хочу обратить внимание на развитие мелкой моторики пальцев рук, что, по мнению М. М. Кольцовой [2], находится в прямой зависимости с развитием речи ребенка.

Значение оригами для развития ребенка:

- учит детей работать с бумагой: сгибать, складывать, надрезать, склеивание

-развивает глазомер, мелкую моторику;

-учит ориентироваться на листе бумаги (слева, справа, в центре, по диагонали, пополам);

-знакомит с геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина;

-активизирует воображение и фантазию;

-развивает художественный вкус и творческие способности;

-совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности, умению бережно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Во время обучения детей, я использую следующие методы и приемы: мотивирую и заинтересовываю детей, что и для чего мы будем делать, показываю последовательность выполнения операций, проговариваю свои действия, использую чертежи и схемы, предлагаю ребятам анализировать готовые работы и обязательно поощряю значками, картинками.

При организации работы с бумагой обязательно стараюсь соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач.

Особое значение имеет информация о природе, технике, предметах, окружающих детей. Особенно при современном тематическом планировании. В течение года обучение идет по разным темам : транспорт, птицы, в гостях у сказки, новогодний калейдоскоп, город мастеров, здравствуй зимушка-зима и многие другие. А бумажных поделок в стиле «оригами» - великое множество, это позволяет не отступать от современной программы обучения дошкольников.

Готовые поделки полезно обыграть, оживить: бабочка проснулась и прилетела сообщить, что наступает весна…

В начале продуктивной деятельности я использую художественное слово: стихотворение или загадку: ребенок раскрепощается, охотно сочиняет сказки и делает игрушки. Бумажные поделки помогают установить добрые отношения с детьми, создать атмосферу открытости и доверия. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, если они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата. Благодаря технике оригами ребенок может проявить свою индивидуальность, воплотить замыслы, ощутить радость творчества!

Итак, садитесь, раскрепощайтесь, придумывайте, делайте и обыгрывайте свои поделки. Успеха и удачи Вам!

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] / https://www.firo.ru/?page_id=11003

2. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. -2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / М. М. Кольцова. - М. : «Сов. Россия», 1979 - 192 с.

Оригами как разновидность конструктивно-модельной деятельности в ДОУ
Фото №1 В настоящее время центры оригами открыты в государствах планеты
Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей «Чем больше мастерства, тем умнее ребенок» Практические советы по обучению изготовления поделок из бумаги в технике оригами Цель: Привлечение родителей к помощи изготовления поделок.

Оригами-своими руками Художественно-эстетическое развитие. Семинар-практикум:"Оригами, как один из методов повышения качества подготовки детей к школе". Мастер-класс:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оригами как разновидность конструктивно-модельной деятельности в ДОУ
Опубликовано: 7 апреля 2015 в 19:16
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД