МААМ-картинки

Основные подходы и технологии организации совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста

Наиля Рагузина
Основные подходы и технологии организации совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста

Отечественная и зарубежная психология, изучающая дошкольный возраст, единодушно подтверждает жизненно важную роль взрослого на этом этапе развития (Л. Выготский, Д. Эльконин, А. Запорожец, М. Лисина и др.). Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю взаимодействия с ним взрослого, они очень чувствительны к мнению и оценке взрослого и беззащитны перед любимыми формами давления и агрессии с его стороны. За каждым ребенком должно быть признанным право на прохождение собственного пути самосовершенствования, самореализации, становление его способности быть «субъектом собственной жизни в мире».

Публикация «Основные подходы и технологии организации совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Одним из основных условий усвоения ребенком позиции субъекта деятельности является такая совместная деятельность, где каждый ее компонент от цели до результата оформляется совместно (педагогом и детьми, где образовательное содержание несет в себе элемент открытой проблемности как для ребенка, так и для взрослого.

Педагогические принципы, методы и приемы задают лишь ориентиры деятельности. Для ребенка неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи – новый общий способ действия, для взрослого искомыми являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми. В русле этого типа совместной деятельности «обмен информацией» уступает место специфическому «обмену возможностями», протекающему между ребенком и взрослым.

Психологический словарь так практикует понятие «совместная деятельность» - это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.

При организации совместной деятельности педагог должен отражать следующие характеристики:

1. пространственное и временное соприсутствие участников, создающие возможность непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией.

Эта характеристика направляет педагога на создание условий для совместного взаимодействия в данном пространстве. Переход от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом должен быть естественным. Кто – то сразу откликается. Кто – то позже, главное – добровольное участие детей. Поэтому рефлексией для педагога станет то, насколько он знает своих детей. Знает себя и свои реакции на возможные их действия. Поможет педагогу привлечь детей наличие материала, продуманность его размещения с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников.

2. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищает результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников.

Эта характеристика подразумевает проектирование деятельности. Постановка общей цели совместной деятельности, удовлетворяющей интересам всех участников, включает в себя два уровня задач:

• постановка и решение педагогических задач;

• постановка практической задачи перед детьми.

Постановка задачи перед детьми должна быть мотивирована в соответствии с возрастом и индивидуальными интересами детей. В совместной деятельности в качестве ведущих психологических задач выступают задачи, с помощью которых педагог изучает возможности детей, осуществляет поиск решения детьми поставленной задачи в моделях «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок», «ребенок – персонаж», «взрослый – ребенок – персонаж» и пр. А так же в зависимости от этапа освоения знаний:

• приобретение – информация;

• упражнение – закрепление;

• обобщение – систематизация;

• самостоятельное использование;

Педагогическими задачами могут быть задачи на закрепление, задачи обобщающего характера, творческого характера и пр.

Характер задач влияет на организацию совместной деятельности.

3. Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников деятельности, либо распределены.

Педагог продумывает, кто и как будет руководить процессом совместной деятельности. Педагог – участник совместной деятельности не только организует и руководит, но и действует. Полноправным участником совместной деятельности может быть игровой персонаж, который действует через письмо, посылку и т. д.

4. Разделение процесса совместной деятельности между участниками обусловлено характером целей, средств и условий, составом и уровнем квалификации участников.

Педагог выбирает оптимальную форму организации деятельности с оптимальным количеством участников в зависимости от цели и содержания, возможностей детей.

Психолог Л. И. Уманский выделяет 3 возможные формы организации совместной деятельности :

Совместно – индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей цели независимо друг от друга (может участвовать вся группа)

Совместно – последовательная деятельность – общая цель выполняется последовательно каждым участником (вся группа делится на малые группы)

Совместно – совместная деятельность – одновременные взаимодействия каждого участника со всеми остальными.

В условиях коллективной и индивидуальной совместной деятельности оптимальными являются малые группы (6 – 8 человек) или пары и тройки детей. На основании чего можно объединить детей? Выбор объединения будет зависеть от цели, задач, содержания, возраста и возможностей детей. Важно, чтобы это объединение было успешным.

Наиболее известными стали объединения детей : по интересам, по симпатиям, по полу, по задачам, вокруг персонажей, вокруг лидеров, на основе дидактического материала.

Педагог ищет набор успешных для развития детей вариантов объединений, предлагая детям возможность «примерить на себя» разные социальные роли: генератор идей, исполнитель, инструктор, контролер и т. д.

5. Возникновение межличностных отношений.

Эта характеристика помогает педагогу установить правила диалогового

взаимодействия между участниками совместной деятельности :

• Если вы задаете вопрос, подождите, когда ребенок ответит на него.

• Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением детей.

• Если вы не согласны – аргументируйте, поощряйте поиск аргументов детьми.

«Держите паузу» - не позволяйте себе захватывать все коммуникативное пространство.

• Чаще смотрите собеседнику в лицо (глаза в глаза).

• Чаще называйте имя собеседника.

Чаще пользуйтесь фразами: докажи, что я неправ; как ты думаешь; мне интересно твое мнение и т. п.

Планирование совместной деятельности

Опираясь на перечисленные выше характеристики, определим структуру совместной деятельности :

1 часть.

Постановка воспитателем (в старшем возрасте, возможно и детьми) задачи и принятие ее всеми участниками.

2 часть.

Анализ задачи, выдвижение детьми способов решения, выбор способа решения, решение задачи.

3 часть.

Результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка.

В практике планирования совместной деятельности закрепилось название «сценарий совместной деятельности», так как в сценарии отражено описание действующих лиц, временное пространство, но сценарий – это творческое проявление действующих лиц.

В планировании можно использовать следующие ключевые фразы: педагогические, задачи; практическая задача для детей; процесс совместной деятельности для детей, который включает игровую (проблемную, познавательную или иную) ситуацию, задачу; решение задачи, обсуждение результатов, оценку совместной работы.

Совместная образовательная деятельность может быть в следующих формах:

• Целевая прогулка

• Наблюдение

• Обследование

• Экспериментирование

• Творческая деятельность.

Итак, совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развивающего обучения. В недрах совместной деятельности набирает силы познавательный интерес детей к различным областям знания и созревают навыки сотрудничества. Образовательные ситуации совместного взаимодействия педагога и детей в полной мере становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и ребенка в совместном образовательном пространстве детского сада.

Публикации по теме:

Развитие навыков речевого общения Введение В эпоху высоких информационных технологий предъявляют более высокие требования к уровню эстетического, физического, нравственного,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные подходы и технологии организации совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 сентября 2014 в 09:56
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД