Лучший педагог года

Основные понятия в сказкотерапии. Авторские коррекционные сказки (4 фото)

Ольга Зеленко
Основные понятия в сказкотерапии. Авторские коррекционные сказки

Основные понятия в сказкотерапии. Авторские коррекционные сказки

ТЕМА:

«Основные понятия в сказкотерапии».

Содержание:

1. Введение

2. Определение и значение сказкотерапии

3. Алгоритм для составления сказок.

4. Темы и задачи сказок

5. Этапы работы со сказкой.

6. Авторские сказки:

Сказка для мальчика 5 лет

7. Заключение

Список литературы

1. Введение.

Публикация «Основные понятия в сказкотерапии, Авторские коррекционные сказки» размещена в разделах

Классическая сказка сформировалась далеко за пределами первобытнообщинного общества. Уже в Древнем Египте существовали сказка о животных, волшебная сказка и бытовая сказка.

Метод сказкотерапии самый древний в человеческой цивилизации, насчитывающий не одно тысячелетие, но при этом и один из самых молодых методов в современной научной практике – ему пока нет и двадцати лет. И надо сказать, что процесс по её развитию и формированию идёт до сих пор.

Так как же работает сказка в детском возрасте? Всё очень просто. До 10-12 лет наиболее важная информация для развития и социализации ребёнка должна быть передана через яркие образы.

Лучше всего эту роль выполняют сказочные и мифологические истории, благодаря которым формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций, некий образ Мира. Причём, если ребёнку просто читать истории, то этот образ окажется в пассивном состоянии, а обсуждение прочитанного заставит информацию использоваться активно. Такое сказочное восприятие Мира даёт ощущение гармонии и радости не только детям, но и взрослым.

В качестве предмета метода сказкотерапии с подростками и взрослыми можно определить воспитание Внутреннего Ребёнка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Это помогает иначе взглянуть на собственные поступки, различные ситуации, переосмыслить свою жизнь. Сказка помогает диагностировать, воздействовать и развивать. При этом каждому возрасту присуща своя собственная сказка: притча или легенда, басня или баллада, песня или миф.

2. Определение и значение сказкотерапии.

Существует множество определений понятия «сказкотерапия». Вот лишь некоторые из них:

Сказкотерапия – лечение сказками, совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций, процесс активизации ресурсов, потенциала личности, процесс экологического образования и воспитания ребенка.

Значение сказкотерапии:

• Воздействуют на правое и левое полушарие головного мозга;

• Активизируют мышление, воображение, память и др. психические процессы;

• Задействуют глубинные структуры психики;

• Язык эмоциональных, творческих личностей, сопротивляющихся личностей (строптивых, с негативизмом);

• Передают информацию в сжатом виде;

• Передают субъективные впечатления, переживания в стереотипной форме;

• Обогащают модель мира

Метафорические выражения, требования к ним:

• Стереотипность (золотые руки; ежовые рукавицы; белая ворона, синий чулок)

• Соответствие ментальности, образованию.

• Этнические требования (национальные, областные особенности).

• Возрастное соответствие.

3. Алгоритм для составления сказок.

А) Общие требования:

1) Краткость сказок и предложений;

2) Отсутствие лишних образов, героев;

3) Смысловая и целевая нагрузка на все фразы;

4) Включение всех сенсорных каналов (аудиальный, визуальный кинестетический);

5) Отсутствие осуждения, назидания; меньше использовать частицу «не».

6) Включение проблемы в сказку:

• Описание похожих эмоций, ситуации;

• Использование ключевых слов;

• Соответствие отношений между героями в сказке и в реальности.

7) Индивидуальный подход к составлению сказки:

• Учёт темперамента (холерикам - кратко, динамично, с конфликтом;

Сангвиникам – кратко, динамично, с юмором;

Меланхоликам – с описанием чувств, сентиментальности, романтизма;

Флегматикам – с подготовительным этапом, структурно).

• Учёт ведущего сенсорного канала.

Б) Требования к героям:

1) Ограничение и обобщение героев.

2) Главный герой диссоциирован (предмет, животное, пол, возраст, национальность и др.).

3) Прямое соотношение диссоциации и остроты проблемы.

4) Стереотипные возрастные диссоциации:

• Дошкольники, младшие школьники – животные, сказочные персонажи.

• Подростки, взрослые – дети, люди из других городов, стран, планет, времени.

5) Введение героя-спасателя ассоциируется с психологом, который предлагает помощь, решение проблемы.

В) Действия, динамика событий.

1) Эмоциональная фокусировка на проблеме и её решении.

2) Естественный подход к решению проблемы:

• Практичность, можно использовать в реальной жизни.

• Постепенное изменение отношения к проблеме в сказке (сомнение, сопротивление и др.)

4. Темы и задачи сказок.

1) Реальные – фантастические, сказочные.

2) Бытовые – научные.

3) Исторические – мифические.

4) Литературные – документальные.

Задачи сказок:

1) Терапевтическая задача (внутренний вопрос, осмысление).

2) Коррекционная задача (исправление).

3) Дидактическая задача (обучение).

4) Медитационная, релаксационная задача.

Введение, предъявление сказки.

1) Естественное, личное предложение (мне понравилось, хочется и др.).

2) Неожиданное включение истории в эмоциональный момент, вместо нотаций, выговора (снятие стереотипа).

3) Настольный театр, кукольный театр, сценка (наблюдение – участие).

4) Рисунок.

5) Игра.

5. Этапы работы со сказкой.

1) Определить цель, задачу.

2) Изучить индивидуальные особенности клиента (анализ личности, состояний, отношений, ключевых слов).

3) Выбор темы, героя.

4) Выбор схемы.

5) Составление сказки с учётом всех требований.

6) Анализ с позиции решения задачи.

7) Анализ внутренней гармонии сказки (дополнение или исключение деталей, снижение или усиление эмоциональной ситуации, сохранение необходимого баланса).

6. Сказка для мальчика 5 лет, который очень расстраивался, когда у него что-нибудь не получалось:

Задача: Коррекционная.

Цель: Научить бороться преодолевать трудности, не бросать начатое дело, научиться трудолюбию и упорству.

В одном большом лесу на болоте, покрытом множеством красивых кувшинок и лилий, жила обычная лягушачья семья. В этой семье рос маленький лягушонок Кваки. Он был такой добрый, умный, зелененький, как и все его родственники. Его все любили и он любил свою семью и друзей. Еще он очень любил узнавать все новое, что его окружает, ведь это так необычно, увлекательно и интересно!

Только если у него что-нибудь не получалось, то Кваки сразу начинал расстраиваться, плакать и бросать начатое дело. Мама часто говорила ему, что не надо так сильно расстраиваться, что надо упорно тренироваться, продолжать пробовать дальше и результат обязательно будет!

Еще Кваки очень расстраивался из-за того, что у него не получалось правильно произносить все звуки своего лягушачьего языка. И тогда мама отвела его к опытной взрослой лягушке, которая славилась тем, что помогала маленьким лягушатам правильно и красиво говорить. И Кваки начал заниматься. Было непросто, он научился многим интересным упражнениям для губ, щек и языка, но одно упражнение никак не удавалось ему. Нужно было высунуть язык как можно дальше, чтобы он стал длинным и острым, а затем резко убрать его внутрь. Опытная лягушка говорила, что этот навык поможет ему во взрослой жизни быстро и ловко на лету ловить мошек и комаров. На очередном занятии у Кваки оно опять не получилось, он расстроился, расплакался и удалился.

Он упрыгал совсем недалеко и, вдруг, перед его взором раскинулось огромное желто-золотое поле. У него заслепило в глазах, он слегка прищурился и подошел поближе. Это было целое поле ярко-желтых подсолнухов. Они стояли такие красивые, величественные, слегка раскачиваясь на ветру. И Кваки даже показалось, что они качают своими головами. «Вот, хорошо быть подсолнухом, стоит такой высокий, сильный…» - подумал Кваки и подошел к самому высокому подсолнуху.

- «Ты такой сильный, гибкий» - сказал ему Кваки.

- «Ох, ох, я не сразу стал таким» - ответил Подсолнух. «Сначала я тоже был маленьким, слабым, у меня многое не получалось. Я учился бороться с сорняками, которые мешали мне расти. Я боролся с вредителями-жучками, которые норовили съесть меня, я учился противостоять ветру, чтобы он не переломил меня. Проходили дни, недели, дождик поливал меня и я становился выше, сильнее. Солнышко светило ярче и теплее, а моя голова наливалась сочными семечками».

- «И ты станешь ловким и умелым, должно пройти время тренировок и стараний и результат будет обязательно!»- закончил свою речь Подсолнух.

И Кваки попрыгал обратно к свому дому. И тут он заметил прямо над собой стаю мошек, он прыгнул, высунул язык и… промахнулся. Слезы так и полились из его глаз. Он хотел - было расстроиться, но вспомнил слова Подсолнуха. Он попробовал ещё разок и ещё, затем ещё и ещё, он всё старался и старался. И, вот, когда силы были почти на исходе, он высунул язык так сильно, как только мог, подпрыгнул, изловчился и…поймал-таки на лету аппетитную мошку. Это была самая вкусная мошка на свете, ведь он поймал её сам! Он был так рад и счастлив, что во всю прыть поскакал домой поделиться радостной новостью.

С тех пор лягушонок Кваки старался еще упорнее и даже если слезинки по привычке убегали из его глаз, то он уже и не думал расстраиваться, а еще упорнее занимался.

Сказка для влюбленной девочки-подростка, которая чрезмерно навязчива молодому человеку, отвергшему ее.

7. Заключение

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное – отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально развивающимися», и с «альтернативно развивающимися» людьми (имеются в виду особенности применения сказкотерапии в области дефектологии. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но… в каждом случае свои комбинации, акценты, «посылы».

Список литературы:

1. Панфилова М. А. Игротерапия общения. - М. - 2008

2. Панфилова М. А. Лесная школа// Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. - М. - 2002

3. Хулаева О. В. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - М. -

4. Практикум по сказкотерапии. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Спб. -2002

5. Авторская сказкотерапия. А. В. Гнездилов. – Спб. -2004

Фото №1 ТЕМА Основные понятия в сказкотерапии Фото №2 Определение и значение сказкотерапии Фото №3 Алгоритм для составления сказок
Публикации по теме:

Авторские «Новые-старые сказки» Предлагаем вам сказки, собственного сочинения и придуманные родителями и детьми. Новые приключения Колобка. Жили-были дед, баба, Жучка, Мурка.

Дидактическое пособие «Авторские сказки»Дидактическое пособие «Авторские сказки» ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Авторские сказки» Пособие используется для развития речи, памяти, мышления и знакомства с окружающим миром Воспитатель.

Долгосрочный проект по сказкотерапии «В гостях у сказки» Долгосрочный проект по сказкотерапии "В гостях у сказки" (сказкотерапия –как одна из форм здоровьесберегающих технологий направленных на.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами сказкотерапии с детьми 6–7 лет «В гостях у сказки» Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами сказкотерапии с детьми 6-7 лет «В гостях у сказки» Цель: формирование позитивного.

Коррекционные сказки в работе с агрессивными дошкольникамиКоррекционные сказки в работе с агрессивными дошкольниками «Сказка дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Язык сказки их естественно сближает» Д. Соколов Сказка – это.

Коррекционные упражнения для дошкольников 5–7 лет на развитие мышления 1. Упражнения на развитие мыслительной операции: "Сравнение предметов" 1) Стрекоза и божья коровка 2) Дом и избушка 3) Стол и стулья 4).

Коррекционные упражнения на внимание. Деловая игра для воспитателей Цель: выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели- безопасному поведению.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Какие разные авторские сказки! Нравственные и безопасные, трудовые и познавательные!» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Какие разные авторские сказки! Нравственные и безопасные, трудовые, познавательные и культурно-гигиенические!».

Основные педагогические понятия духовно-нравственного воспитания в Ветхозаветный, Новозаветный и современный период. Прежде, чем говорить о духовно-нравственном воспитании, необходимо выяснить, что собой представляют понятия «нравственность» и «духовность».

Занятие по сказкотерапии «По дорогам сказки «Заюшкина избушка» Тема: По дорогам сказки «Заюшкина избушка». Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные понятия в сказкотерапии. Авторские коррекционные сказки
Опубликовано: 17 декабря 2015 в 10:42
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД