Основные проблемы в работе воспитателя в связи с введением ФГТ.

Грязнова Ольга
Основные проблемы в работе воспитателя в связи с введением ФГТ.

Основные проблемы в работе воспитателя в связи с введением

федеральных государственных требований к основной

общеобразовательной программе дошкольного образования

Френсис Бекон сказал: «Нововведения подобны новорожденным: на первых порах они необычайно нехороши собой». Эти слова, на мой взгляд, наиболее полно отражают ситуацию в современном дошкольном образовании. Действительно, любое новшество всегда несет за собой перемены в сложившемся укладе, проблемы, которые необходимо решать.

Проблем невероятно много, но, на наш взгляд, наиболее существенные это:

изменения в планировании и организации воспитательно-образовательного процесса

и взаимодействие с родителями по реализации основное образовательной программы дошкольного образования.

Позволим себе напомнить, что в теоретико-методологической основе современного дошкольного образования лежат три теории:

культурно-историческая теория развития личности, которая является методологической базой выделения десяти образовательных областей,

деятельностная теория, на основании которой определены восемь видов детской деятельности

и личностный подход.

Все авторы единодушны в том мнении, что передача взрослым ребенку культурных образцов поведения, общения и деятельности должна происходить в дошкольном возрасте непроизвольно и непреднамеренно. Процесс приобретения знаний в дошкольном возрасте не является ни целенаправленным, ни систематическим, а совершается лишь в меру имеющихся у детей познавательных интересов: знания являются «побочным продуктом» различных видов деятельности ребенка. По словам Выгодского, дошкольник учится в меру того, в меру чего программа учителя становится его собственной программой.

На первый взгляд может показаться, что возникает противоречие между познавательными интересами ребенка и необходимостью реализовать образовательную программу в полном объеме.

С одной стороны, существует циклограмма образовательной деятельности, календарно-тематический план ежедневной работы воспитателя с детьми и родителями, с другой, интересы ребенка, которые изменяются, не только ежедневно, но и несколько раз в течение дня.

На сегодняшний момент, наша основная задача состоит в том, чтобы на смену противоречию пришло единство интересов всех участников образовательного процесса, направленных в конечном итоге на формирование у ребенка необходимых интегративных качеств личности, которые позволят ему успешно адаптироваться в новых социальных условиях при переходе на школьную ступень образования.

Как этого достичь? Нами разработан и успешно апробирован алгоритм «проживания» темы, включающий в себя: этап «вхождения» в тему, «погружения» и «завершения», который позволяет грамотно спланировать работу в тематическом блоке.

Попытались разработать алгоритм «проживания» дня, за основу брали и виды детской деятельности, и временные отрезки, и образовательные области, но ничего не получилось. Неизменным осталось только одно: утреннее обсуждение с детьми того, чем мы будем заниматься в течение дня, так называемый утренний ритуал.

Таким образом, ежедневное планирование воспитательно-образовательного процесса представляет собой, в новых условиях некий гибкий каркас, на который, по мере необходимости и в силу появившихся у детей потребностей и интересов нанизываются необходимые элементы (опыты, наблюдения, игры, проблемные ситуации, ситуативные беседы и т. д.). А для этого необходимы картотеки, как говорится, «на все случаи жизни».

Кроме этого, значительно увеличилась образовательная нагрузка на прогулку. Сегодня во время прогулок мы с детьми разучиваем и закрепляем стихи, считалки, работаем над речью, закрепляем счет, проводим элементарные опыты, играем в различные игры (в том числе и сюжетно-ролевые) и решаем множество образовательных и развивающих задач, которые раньше решали только на занятиях.

Если раньше в режимных моментах происходило обучение культурно-гигиеническим навыкам, то теперь это время мы используем для решения образовательных задач (уточняем свойства и качества предметов и материалов, проводим элементарное экспериментирование, работаем над формированием элементарных математических представлений (последовательность одевания, количество и счет деталей одежды) и так далее). Для этого разрабатываются картотеки режимных моментов.

Но самое главное даже не это. Мы пришли к выводу, что любая деятельность детей (даже беседа) должна носить игровой характер, а любая игра должна быть дидактической.

Перефразируя известную поговорку и применив ее к сегодняшней ситуации можно сказать, что дети – это голова, а воспитатель – шея и его задача сделать так, чтобы в интересной и значимой для ребенка форме решать необходимые образовательные задачи.

Воспитатель должен быть мобильным, готовым к импровизации, креативным, уметь вместе с детьми узнавать и радоваться новому и не бояться признаться детям, в том, что он чего-то не знает.

Второй существенной проблемой стала для нас организация работы с родителями. Семья и раньше считалась субъектом образовательного процесса наравне с социумом, администрацией ДОУ и сотрудниками, но в центре находились дети и воспитатели.

Сейчас, авторы ФГТ рассматривают семью как важнейший институт социализации ребенка, субъект образовательного пространства и выделяют взаимодействие с семьей как отдельное направление по реализации ООП ДО.

На наш взгляд, сегодня можно выделить следующие принципы работы с родителями:

Принцип согласованности: формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего непротиворечивость воздействий взрослых на ребенка. Принцип информационной насыщенности, доступности и достаточности с учетом воспитательного потенциала семьи.

Принцип партнерства (быть не «над» родителями, а вместе с ними)

Принцип терпимости и настойчивости (не ждать 100% отдачи, но и не оставлять в покое)

Принцип мотивации различными способами (похвала при всех, организация семейных выставок, поощрение, педагогическая лесть)

Несколько изменились и формы работы с родителями:

-Условное деление на группы по возможностям и интересам.

-Привлечение к презентации результатов работы в рамках ТБ (не только в качестве пассивных зрителей, но и активных участников).

-Возобновление традиций совместных экскурсий на предприятие и в учреждения по месту работы родителей (причем программу составляют и проводят экскурс сами родители).

-новая для нас форма работы – родительские мастер-классы («Уроки игры на гитаре», «Волшебные крестики», «Веселые рифмы»).

В результате мы создали условия для самообразования и самовоспитания родителей, проявления талантов, способностей каждого члена семьи. Если раньше творческие семейные работы в основном носили шаблонный характер, то сейчас работы стали оригинальными и креативными.

В традиции семьи вошли такие понятия как семейный совет и семейная мастерская, как средства семенного воспитания, заключающиеся в совместном обсуждении и решении возникающих перед семьей задач и проблем. Дети при такой форме взаимодействия приобретают навыки сотрудничества, опыт выдвижения новых идей, разрешения трудных ситуаций, ответственности, то есть тех интегративных качеств личности заявленных в ФГТ к ООП ДО.

В завершении приведу слова Чарльз Дарвина «Выживает не самый сильный, и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения».

Успехов вам, уважаемые коллеги!

Публикации по теме:

Развивающая среда старшей группы.Развивающая среда старшей группы. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Требования).

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Праздники
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Основные проблемы в работе воспитателя в связи с введением ФГТ.
Опубликовано: 15 сентября 2012 в 10:46
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...