Лучший педагог года

Основные требования и принципы организации развивающей предметно-развивающей среды

Нина Волох
Основные требования и принципы организации развивающей предметно-развивающей среды

В связи с потребностями модернизации системы образования в России сегодня происходит трансформация системы дошкольного образования. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Развитие ребенка в дошкольных организациях осуществляется только в игре, а не в учебной деятельности. Данный стандарт нацеливает на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства.

Публикация «Основные требования и принципы организации развивающей предметно-развивающей среды» размещена в разделах

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

В каждой ДОО развивающая предметно-пространственная среда должна обладать свойствами открытой системы и выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.

В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

содержательно-насыщенной – соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, игровым, спортивным и оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами.

Насыщенность среды обеспечивает :

1. игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям;

2. двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

3. эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

4. возможность самовыражения детей.

трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;

вариативной – наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.) и материалов, обеспечивающих свободный выбор детей, а также периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования.

Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования необходимо чтобы педагоги придерживались следующих принципов (по В. А. Петровскому) :

• эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального

благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;

• эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);

• открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению,

корректировке, развитию ( реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");

• стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для

изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;

• половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

• дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию

пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;

• активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и

формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;

• комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов

обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Таким образом, при организации предметно-развивающей среды в групповом помещении, раздевалках, коридорах, холлах, на территории детского сада необходимо постараться учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

Важно, чтобы предметно – развивающая среда стала соответствовать всем требованиям нормативных документов к Основной общеобразовательной программе.

Публикации по теме:

Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУМини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ Сегодня я хочу предложить рассмотреть тему: «Мини-музей как форма организации предметно-развивающей среды в ДОУ». Предметно-развивающая.

Современные требования к организации предметно-развивающей среды в группе в соответствии с возрастомСовременные требования к организации предметно-развивающей среды в группе в соответствии с возрастом Одним из важнейших условий является предметно-развивающая среда, построению которой надо уделить особое внимание. Предметная развивающая.

Опыт организации развивающей предметно-пространственной средыОпыт организации развивающей предметно-пространственной среды Сообщение по теме Нажия Азисова. Сообщение по теме «Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды в группах общеразвивающей.

Организации предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности и принципов построения развивающей среды Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,.

Консультация «Основные принципы организации среды» Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель.

Принципы построения предметно-развивающей среды Принципы построения предметно-развивающей среды в доу: -Принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства.

Консультация «Требования к оснащению предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию» Требования к оснащению предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию. Цель: создание условий, способствующих воспитанию патриотизма.

Гендерный подход в организации предметно-развивающей среды в ДОУ Оптимальная организация предметно – развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях является важнейшим условием осуществления.

Таблица по организации предметно развивающей среды в ДОУ Создание условий (предметно - развивающей среды) для полноценного развития ребёнка является одним из важнейших критериев оценки качества.

Ведущая роль игровой деятельности при организации развивающей предметно-пространственной среды Ведущая роль игровой деятельности при организации развивающей предметно-пространственной среды. Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Основные требования и принципы организации развивающей предметно-развивающей среды
Опубликовано: 18 сентября 2019 в 23:20
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД