Основные требования к организации театрализованных игр с дошкольниками в ДОО

Ольга Потриденная
Основные требования к организации театрализованных игр с дошкольниками в ДОО

Основные требования к организации театрализованных игр

1. Содержательность и разнообразие тематики.

2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

3. Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

5. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

6. Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по сюжету литературных произведений. Далее предполагается импровизация детей на заданную тему. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми. Вместе с тем необходимо предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.

Через театрализованную игру педагог знакомят детей с театральными жанрами (драматический театр, опера, оперетта, балет, театр кукол и зверей, пантомимой).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж», произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова).

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Наблюдая за играми старших дошкольников, Д. Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.

Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники - сказку целиком. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения.

Используемая литература

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.

2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -МТворческий центр., 2009.

3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. -М., 1990.

4. БуренинаА. И. «Театр всевозможного» С-П, 2002.

5. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе/ Под ред. В. С. Клюева, Н. А. Яковлева. - М., 1989.

6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

7. Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям// Театр и образование: Сб. научных трудов. -М. 1992.

8. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2001.-№2.

9. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация// Воспитание детей в игре. - М., 1994.

10. Зверева О. Л. Игра-драматизация//Воспитание детей в игре. – М., 1994.

11. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1989.

12. Козлова С. А. Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

13. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. – М., 1982.

14. Мигунова Е. В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.

15. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. -1989.-№1

16. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. -М., 2000.

17. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников//Игра дошкольника/Под ред. С. Л. Новоселовой. - М., 1989.

18. Шурочкина И. С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя» -2008.

19. Экки Л. Театрально-игровая деятельность//Дошк. воспитание, 1991.-№7

Публикации по теме:

Модульный принцип организации педагогического процесса.Модульный принцип организации педагогического процесса. Модульный принцип организации педагогического процесса, как способ развития познавательной активности детей. Дошкольники – прирожденные исследователи.

Театрализованная деятельность в дошкольном учреждении 1. Театрализованные игры – это игры-представления, где в лицах разыгрываются литератур-ные произведения (сказки, рассказы, специально написанные.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Основные требования к организации театрализованных игр с дошкольниками в ДОО
Опубликовано: 20 декабря 2013 в 16:03
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...
Зимнее украшение группы раннего возраста.
Вот и наступила зима , на мой взгляд самое интересное время года с весёлыми праздниками. Все воспитатели взялись за дело, украшают окошки и группы ,...
Открытка с сюрпризом «Петушок» Мастер-класс.
Добрый день, уважаемые коллеги! Не за горами самый веселый и любимый всеми праздник – Новый Год, а значит, пришла пора приготовить подарки! Как известно,...
Дидактические игры по знакомству с родным селом.
Предложенные игры можно легко адаптировать к любому населенному пункту. 1. Где находится памятник? Цель: Учить ориентироваться на карте – схеме села,...
Лэпбук для индивидуальной работы на тему: «Дорожная безопасность»
Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о Правилах дорожного движения и его...