МААМ-картинки

Особенности библиотерапевтической работы с заикающимися дошкольниками и их родителями в группе детского сада

Александра Полякова
Особенности библиотерапевтической работы с заикающимися дошкольниками и их родителями в группе детского сада

На базе МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок» г. Таганрога проводится коррекционная работа с заикающимися дошкольниками по системе семейной групповой логопсихотерапии. Данная система, разработанная Ю. Б. Некрасовой для заикающихся подростков и взрослых, была адаптирована применительно к дошкольному возрасту, что позволило эффективно решать проблему оказания помощи заикающимся детям, когда «стаж» заикания еще небольшой, а компенсаторные возможности организма ребенка велики.

Публикация «Особенности библиотерапевтической работы с заикающимися дошкольниками и их родителями в группе детского сада» размещена в разделах

Программа семейной групповой логопсихотерапии для заикающихся дошкольников предполагает реализацию коррекционно-образовательного процесса в течение учебного года на четырех основных этапах:

I этап – пропедевтический;

II этап – сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии.

III этап – активная семейная групповая логопсихотерапия.

IV этап – констрольно-поддерживающий.

В своем выступлении мы сделали акцент на раскрытие вопроса применения одного из важных элементов логопсихотерапии – библиотерапии. В работе с детьми мы применяем разновидность данного метода - сказкотерапию. Выбор данного литературного жанра определяется тем, что сказка является наиболее доступным и понятным ребёнку текстом, вводящим его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Работа со сказкой присутствует на всех этапах коррекционного процесса. Мы остановимся более подробно на I – пропедевтическом этапе, который строится на динамической психотерапевтической диагностике.

Диагностика через сказкотерапию позволяет выявить неповторимые личные черты заикающегося ребенка и членов его семьи и на основе этого «портрета неповторимости» выстроить стратегию и тактику последующей работы.

Цель: распознавание личностно-коммуникативных особенностей ребёнка.

В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:

1. Выявить неповторимые личные черты заикающегося ребенка и членов его семьи, создать «портрет неповторимости».

2. Расширить у ребенка представления об эмоциях и связанных с ними физических состояниях.

3. Формировать положительную самооценку и уверенность в себе, умение различать добро и зло, анализировать поступки героев.

4. Создать условия для формирования навыков саморасслабления.

5. Развивать навык саморегуляции при помощи мышечной релаксации.

6. Способствовать развитию навыков взаимодействия.

7. Способствовать преодолению барьера в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Способствовать формированию новых коммуникативно-речевых умений заикающихся детей на основе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности.

9. Способствовать развитию связной речи дошкольников.

10. Развивать зрительную и слуховую памяти, мышление, внимание.

В силу возрастных особенностей дошкольников, не владеющих навыками чтения и письма, работа над текстом сказок проводят логопед и воспитатель. Организуется первичное ознакомление детей со сказками, создаются условия для дальнейшего отреагирования чувств ребёнка и проводится фиксирование их эмоционального отклика. Наиболее приемлемой формой работы со сказкой стало её совместное проигрывание с детьми. Такое глубокое погружение позволяет увидеть в каждом конкретном ребёнке героя определённой сказки и индивидуализировать процесс вхождения в роль.

«Сказочный репертуар» подбирается в соответствии с определенными темами: «Общечеловеческие ценности», «Преодоление страха, сила духа», «Трудолюбие и успех», «Одиночество, обиды», «Чудесное превращение», «Эталоны красивой речи».

В каждой сказке мы проживаем героев, проходим все трудности, испытания. Такая работа позволяет поверить в волшебство, в волшебную силу, в волшебное превращение. Каждое занятие включает в себя этюды, подвижные игры, психогимнастику, релаксационные приемы, рисование и т. д.

Каждая НОД по сказкотерапии состоит из 5 этапов:

1 этап – психологическое вхождение в занятие-сказку. Включает в себя ритуал начала занятия; игру, направленную на снятие эмоционального напряжения, развитие коммуникации, доверия друг к другу; элемент вхождения в сказку.

2 этап – познавательно-игровой.

Происходит работа со сказкой в форме ее совместного проживания всеми детьми. В содержание «проживания» сказки включаются упражнения, направленные на обучение детей приемам саморасслабления, тренировку отдельных групп мышц (напряжение и расслабление, развитие физиологического и речевого дыхания в сочетании с голосом и движениями; активизацию и обогощение словарного запаса, умение свободно общаться друг с другом; развитие силы голоса, интонационной выразительности; развитие мелкой и общей моторики, развитие памяти и мышления, а также эмоционально волевой сферы ребенка.

3 этап – аналитический. Обсуждение основной темы, линии поведения главных героев, нахождение «сказочных уроков» и перенесение их в конкретные жизненные ситуации.

4 этап - фиксирование эмоционального отклика ребенка на произведение с помощью продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация).

5 этап – завершающий или психофизическая разгрузка. Релаксация, танец или психотерапевтическая игра; подведение итогов занятия.

Во время занятия одни этапы могут заменяться другими или появляться новые. Важно учитывать, что 1 и 5 этапы необходимы на каждом занятии. И в результате такой работы у детей сформировывается установка на принятие соответствующей игровой роли, повышается мотивационная включенность в работу, включенность в предстоящий процесс «сказочного превращения». Каждый ребенок в результате выбирает близкого к себе сказочного героя.

Проигрывание ролевых характеров сказочных героев направлено на разрушение коммуникативно-поведенческих стереотипов, сложившихся в период заикания, и формирование новых коммуникативно-речевых умений заикающихся детей на основе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности, в частности – в Подготовке к сеансу.

Поскольку создание нового коммуникативно-поведенческого образа направлено на развитие личности заикающегося ребёнка, выбор сказочного героя для него должен быть также тщательно продуман с точки зрения эталонов доступной ему речи. Нами используются сказочные образы Золушки, Прекрасного Принца, Стойкого оловянного солдатика, Герды, Мальвины, Буратино, Знайки, Дюймовочки.

Мы знакомим детей с различными речевыми характеристиками сказочных персонажей: например, певучесть, слитность, плавность, звучность речи демонстрируется с помощью образа. Так, например, через образ Буратино, обращается внимание на его звонкую, как колокольчик, и чёткую речь, через образ Герды вводится эталон уверенной, громкой и плавной речи, через образ стойкого оловянного Солдатика - его уверенный, мужественный, спокойный голос.

Важная задача на подготовительном этапе - распознавание особенностей личности ребёнка. Понимание личностных смыслов в сказкотерапии происходит через толкование полученных в результате обратной связи «текстов» от детей: ответов на вопросы, их рисунков и эмоциональных откликов на произведение. Такой углубленный анализ позволяет определить не только личностно-коммуникативный статус заикающегося, но и, что для нас более важно, увидеть точки роста каждого ребёнка.

В результате большой подготовительной работы к моменту проведения сеанса эмоционально–стрессовой психотерапии у детей формируется установка на принятие соответствующей игровой роли, повышается мотивационная включенность в предстоящий процесс «сказочного превращения» и появляется желание воплотить свой новый опыт, что проявляется в нетерпении перед сеансом, эмоциональной вовлеченности в предстоящую новую деятельность. Но окончательное введение в роль происходит непосредственно на сеансе ЭСПТ.

Таким образом, метод сказкотерапии направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем. Проживание сказки помогает обрести уверенность в себе, преодолеть страхи. Погружение в сказочный мир позволяет раскрыться каждому ребенку, преодолеть страх, скованность, стеснение, адаптироваться, а также способствует созданию благоприятных доверительных отношений в группе.

Из сказки мы можем почерпнуть очень многое для своей жизни: она не только наполняет наш внутренний мир, она помогает понять, что силы для преодоления любых трудностей есть в тебе самом.

Часть 2 (работа с родителями).

Работа по методике семейной групповой логопсихотерапии в детском саду на каждом ее этапе организуется по трем основным блокам: работа с детьми, работа с родителями, совместная работа с детьми и родителями.

На I этапе с родителями также активно используется метод библиотерапии, понимая библиотерапию как «терапию словом, заключённым в художественную форму».

На пропедевтичеком этапе организуется динамическая психатерапевтическая диагностика как детей, так и их родителей. Особое место в данной диагностике отводится письменному анализу библиотерапевтической литературы - специально отобранные произведения в соответствии с основными темами:

«Общечеловеческие ценности», «Сила духа, творчество» - Н. Уманская «Яблоня».

«Отношения с внешним миром»; «Преодоление страха, сила духа», «Одиночество, обиды, страхи», «Чудесное превращение» - Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»; А. П. Чехов «Тоска».

• «Взаимоответственность родителей и детей. Семейное воспитание». А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи».

Произведения предлагаются в особой связке с тестами и опросниками.

Проведенная диагностика, позволяет выявить семьи, имеющие нарушения в детско-родительских отношениях, связанных с нарушениями речевого общения у ребенка. Как правило, эти отношения выступают в форме:

• Непонимания родителями своего ребенка;

• Излишней фиксации на дефекте;

• Повышенных требований к ребенку;

• Гипоопеки;

• Несогласованных действий обоих родителей по отношению к ребенку;

• Повышенной чувства вины родителей.

Диагностика через библиотерапию позволяет выявить неповторимые личные черты членов семьи заикающегося дошкольника. И на основе этого «портрета неповторимости» выстроить стратегию и тактику последующей работы. Материал логопсиходиагностики позволяет скоординировать не только индивидуальную, но и групповую работу с родителями.

Публикации по теме:

Современные технологии в работе с заикающимися дошкольниками Современные технологии в работе с заикающимися дошкольниками (из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ №39 г. Арзамаса.). Самая важная проблема.

Конспект семинара-практикума с родителями и детьми в средней группе детского сада «Елочки из детских ладошек»Конспект семинара-практикума с родителями и детьми в средней группе детского сада «Елочки из детских ладошек» Раздел ФГОС ДО: Сотрудничество с семьями воспитанников. Воспитатель: Позднякова Наталья Константиновна, МБДОУ «Детский сад «Искорка» Возрастная.

Нетрадиционная форма работы с родителями в средней группе детского сада ВидеоНетрадиционная форма работы с родителями в средней группе детского сада Видео Совместная деятельность детей и родителей в средней группе детского сада, используя приемы лепки, рисования, аппликации. Тема: "На летней.

Опыт работы по энергосбережению в старшей и подготовительной группе детского сада В современном мире перед нашей страной стоит важная задача – перестроить в сознании современного человека стереотип, что энергоресурсы неисчерпаемы.

План работы с дошкольниками и родителями своей группы, способствующий формированию нравственного развития личности Планирование на год Месяц Работа с детьми Сентябрь НОД «Мой дом - моя крепость» Октябрь «Встаньте дети, встаньте в круг» Развлечение.

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим …) ФГОС Закон вступил в силу с 1 января 2014 года Причины появления нового закона: -появление нового закона Российской Федерации регламентирующий.

Сценарий Новогоднего утренника в ясельной группе детского сада (совместно с родителями). Н О В Ы Й Г О Д – 2017. Ясельная группа. ВЕДУЩАЯ: ДЕД МОРОЗ: СНЕГОВИК: из родителей; ЛИСА: СНЕГУРОЧКА: девочка подготовительной группы.

Статья «Современные технологии в работе с заикающимися дошкольниками» Современные технологии в работе с заикающимися дошкольниками (из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ №39 г. Арзамаса.). Самая важная проблема.

Традиционные и инновационные формы работы детского сада с семьями воспитанников (из опыта работы) Традиционные и инновационные формы работы семьи и образовательного учреждения. Центральное место в формировании личности ребенка занимает.

Зимний спортивный праздник в средней группе детского сада совместно с родителямиЗимний спортивный праздник в средней группе детского сада совместно с родителями Цель: создать условия для совместного досуга детей и их родителей в детском саду Задачи: - развивать двигательные умения и навыки при выполнении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности библиотерапевтической работы с заикающимися дошкольниками и их родителями в группе детского сада
Опубликовано: 20 марта 2017 в 21:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД