Лучший педагог года

Особенности деятельности руководителя фольклорного ансамбля

Алия Равкатовна Свистунова
Особенности деятельности руководителя фольклорного ансамбля

Особенности деятельности руководителя фольклорного ансамбля.

Руководитель фольклорного ансамбля определяет, формирует и направляет всю организационную и творческую деятельность ансамбля. От его личности вкуса, художественных позиций, приверженности тем или иным исполнительским стилям, теоретических и практических знаний зависит направленность ансамбля на освоение тех или иных регионов, исполнительский состав, степень сложности и уникальности репертуара, интенсивность концертной практики.

Публикация «Особенности деятельности руководителя фольклорного ансамбля» размещена в разделах

Руководитель определяет не только творческое направление коллектива в целом. От его взглядов на народно-певческое искусство зависит манера пения и степень приближенности к традиции, аутентичного исполнительства, характер интерпретации и сценической театрализованности концертной программы.

Формируя репертуар ансамбля, руководитель пользуется различными источниками. В одних случаях это сборники фольклорных песен, а в других – расшифровка записей фольклорных экспедиций. В третьих – собственные материалы руководителей.

Для многих коллективов источником репертуара является фонд записей народных песен, собранный в фольклорных экспедициях самими участниками ансамбля. Работа по собиранию и поиску интересных материалов также организует и направляет руководителя. Он воспитывает в участниках заинтересованность и стремление к знакомству и общению с сельскими жителями, учит понимать их образ жизни, уклад и быт, который является для крестианской жизни естественной средой. Благодаря фольклорным экспедициям создается уникальная возможность живого практического перенимания исполнительского опыта и своеобразие певческого искусства подлинных народных певцов. Кроме того, фольклорная экспедиция во многом влияет не только на формирование участников как исполнителей, но и на их моральные взгляды и нравственную культуру как личности.

Формируя творческое лицо ансамбля, в одних случаях руководитель опирается только на собственные силы, в других – приглашает к участию в творческом процессе музыкантов-фольклористов, филологов, хореографов или других специалистов, способных помочь ему и коллективу в освоении представляемых исполнительских стилей.

В подавляющем большинстве «взрослых» фольклорных коллективов руководитель не ограничивается лишь репетиторской деятельностью, он активно участвует в сценическом творческом процессе, выполняя роль лидера и ведущего исполнителя. Такая практика закономерна, поскольку исходит со стороны аутентичного исполнительства.

Организуя учебно-творческий процесс, руководитель занимается воспитанием певческого, хореографического и актерского мастерства не только всего коллектива в целом, но и выявляет индивидуальные творческие способности, особенности характера и его психофизические свойства у каждого исполнителя. Такая работа помогает развить личностные качества певцов, определить творческого лидера, играющего не маловажную роль в жизни коллектива.

Формируя художественно-исполнительский стиль своего ансамбля, руководитель постоянно занимается самообразованием и развитием культурного кругозора коллектива, организуя посещение концертов, театральных и эстрадных спектаклей, выступлений и репетиций других ансамблей фольклорного направления и бытовых аутентичных коллективов.

Совместно с творческим активом ансамбля или самостоятельно руководитель ищет, отбирает и готовит учебный концертный репертуар, осуществляя следующую работу, которая предваряет разучивание:

• Подвергает выбранный материал всестороннему музыкально-теоретическому анализу; определяет жанр и место песни в исторической периодизации и её принадлежность к той или иной стилевой традиции; выявляет певческо-исполнительские особенности и трудности, выбирает исполнительский состав.

Вникнув в музыкально-поэтический замысел, решает, следует ли осуществить аранжировку, переложение или регионально стилевую обработку данной песни, отредактировать, сократить, добавить или скомбинировать текст с учетом основного смысла содержания или обойтись без «вторжения» в песню.

• Определяет необходимость, характер и степень импровизации или варьирования отдельных фрагментов или всей песни в целом и решает, как будет разучиваться партитура, с его голоса, по нотам, с фонозаписи или комбинировано.

• Осознает роль и значение песни предполагаемой концертной программы и возможные пути ее сценического воплощения.

• Определяет необходимость, роль, характер и степень инструментального сопровождения и хореографического движения, элементы и формы театрализации создание ее как концертного номера.

• Учитывает и предполагает, как избежать возможных сложностей восприятия песни собственным коллективом и аудиторией, особенно мало знающей и плохо представляющей себе фольклорную культуру.

Публикации по теме:

«День города» Видео 13 сентября в нашем Аркадаке прошёл замечательный праздник, посвящённый Дню рождения города. Было очень много интересного: выставка животных;.

«Масленица в детском саду». Фотоотчет.«Масленица в детском саду». Фотоотчет. Хочу поделиться с Вами, как мы справляли масленицу в детском саду №59. Это прекрасное событие состоялось 15 марта 2013 года. На праздник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности деятельности руководителя фольклорного ансамбля
Опубликовано: 29 сентября 2014 в 18:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД