Особенности детско — родительских отношений в семьях имеющих детей с задержкой психического развития

Татьяна Мыгаль
Особенности детско — родительских отношений в семьях имеющих детей с задержкой психического развития

Понятие «задержка психического развития» – употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

Число таких детей из года в год возрастает, ибо возрастают факторы риска, среди которых наиболее опасны: отягощённая наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, профессиональные вредности у родителей до рождения ребёнка, курение матери во время беременности, алкоголизм и наркомания родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и дошкольном учреждении.

Специальная психология и педагогика располагают рядом исследований, посвящённых изучению психологических особенностей детей с задержкой психического развития:

– памяти (Н. Г. Поддубная; Н. Г. Лутонян; В. Л. Подобед);

–речи (В. И. Лубовский; Е. С. Слепович; Р. Д. Триггер; Н. Ю. Борякова);

–мышления (Т,В. Егорова; А. А. Домишкевич; И. А. Коробейников; Т. А. Стрекалова);

– игровой деятельности (Л. В. Кузнецова; Е. С. Слепович);

– учебной деятельности (Г. И. Жаренкова; С. Г. Шевченко);

–личности (Е. Е. Дмитриева; Е. Н. Васильева; Г. Н. Ефремова).

Накоплен определённый опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детского сада, рассмотренный, например, У. В. Ульенковой.

В самом общем виде сущность ЗПР в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество.

У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в образовательном учреждении) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет дошкольнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать ребёнок не в состоянии самостоятельно, без коррекционно-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум программы ДОУ и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.

Учебные трудности воспитанника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок, либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, тревожен, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Все это характеризует синдром СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, свойственный всем детям с задержкой психического развития. У детей с задержкой психического развития реализация задач по воспитанию нормального поведения осложнена, так как у них расстройства в аффективной сфере наблюдаются значительно чаще, чем у нормальных детей. Нередко причиной является выраженная церебральная недостаточность, отставание в развитии нервной системы. Длительные наблюдения за воспитанниками с задержкой психического развития (Т. А. Власова, М. С. Певзнер) позволяют выделить несколько групп детей в зависимости от их психических особенностей и поведения – уравновешенные, заторможенные и возбудимые.

К первой группе можно отнести детей, поведение которых относительно спокойно и уравновешенно. Они достаточно активны, у них не обнаруживается больших отклонений в эмоционально-волевой сфере, в поведении. Детей этой группы можно разделить на две подгруппы. Одни из них – наиболее активные, исполнительные, ответственно относящиеся к своим обязанностям, проявляющие некоторую инициативность. Они пользуются уважением товарищей, могут организовать весь детский коллектив. Другие – менее активны, но они от общественных поручений не отказываются. В детском коллективе они не могут выполнять функции организаторов и не стремятся к этому. Круг их общения мал.

Дети второй группы обычно вялы, инертны, заторможены, не общительны, безынициативны, не уверены в себе, не исполнительны. Среди этих детей встречаются эмоционально обделённые, равнодушные к окружающему миру; они слабо реагируют на замечания педагога, товарищей. Не хотят принимать участие в общественных делах, но от выполнения задания, как правило, не отказываются. Часть детей отличается неадекватными эмоциональными реакциями. Они обидчивы, плачут по малейшему поводу, болезненно переживают свои неудачи, уединяются, замыкаются в себе.

Третью группу составляют легко возбудимые дети. В их поведении преобладают стойкая (повышенная) аффективная возбудимость, расторможенность, психическая неустойчивость. Для психически неустойчивых детей характерно сочетание импульсивности с повышенной внушаемостью, заражаемостью. Основные мотивы поведенческих реакций у этих детей – получение удовольствия или подражание, неспособность противостоять внешнему влиянию: они легко и бездумно поддаются любому совету, примеру, образцу, призыву; быстро оказываются в подчинении у лидеров; отличаются повышенной энергетикой; физически неутомимы, двигательно активны, назойливы и болтливы. Их поведение характеризуется также повышенной зависимостью от сиюминутного настроения, как правило, неустойчивого.

Дети с задержкой психического развития особенно зависимы от неблагоприятных внешних факторов: асоциальная среда, условия безнадзорности, ослабленное воспитательное поведение, а никем не контролируемые и не подавляемые импульсы закрепляются как привычная форма поведения. Прогноз развития указанной аномалии целиком и полностью зависит от внешних обстоятельств воспитания: от степени массирования воспитательных воздействий, от характера социальной сферы, в которой живет ребёнок.

Некоторые авторы, например, А. И. Захаров, Г. А. Ковалев и др. выделяют четыре параметра родительского воспитания детей с ЗПР:

Родительский контроль – контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей с ЗПР, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и норм.

Родительские требования – побуждающие к развитию у детей с ЗПР, зрелости: родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной, эмоциональной сферах, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.

Воспитательное воздействие в ходе общения с детьми – родители с высоким баллом по этому показателю, чтобы добиться послушания, стремятся использовать убеждение, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать её с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким баллом не выражают чётко и однозначно своих требований и недовольства или раздражения, но чаще прибегают к косвенным способам – жалобам, крику, ругани.

Эмоциональная поддержка – родители выражают сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоции направлены на содействие физическому и духовному росту детей с ЗПР, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

В литературных источниках широко представлены стили семейного воспитания детей с акцентуациями характера и психопатиями (А. Е. Личко, а также рассмотрен тип родительского отношения к детям с задержкой психического развития (Э. Г. Эйдемиллер)[32]. К таким стилям можно отнести следующие:

– гипопротекция: недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребёнка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция, наблюдается при формальном контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключённости в жизнь ребёнка. В основе этого типа психопатического развития может лежать фрустрация потребности в любви и приятии, эмоциональное отвержение ребёнка, не включение его в семейную общность;

– доминирующая гиперпротекция: обострённое внимание и забота о ребёнке сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. Особенно ярко проявляется у детей с психостенической, сензитивной и астеноневротической акцентуациями. У гипертимных детей такое отношение родителей вызывает чувство протеста против неуважения к его «Я», резко усиливает реакции эмансипации;

- потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребёнка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующее непомерно высокий уровень притязаний ребёнка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы. Способствует формированию психопатий истероидного круга;

- эмоциональное отвержение: игнорирование потребностей ребёнка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребёнком, постоянным ощущением родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно живой и активный для своего возраста».

- повышенная моральная ответственность: несоответствующее возрасту и реальным возможностям ребёнка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на ребёнка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – всё это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребёнка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям. И в условиях такого воспитания ребёнку насильственно приписывается статус «главы семьи» со всеми вытекающими отсюда требованиями заботы и опеки «мамы-ребёнка».

Анализ оценки ребёнка с ЗПР родителем показал, что от раннего дошкольного возраста к младшему школьному уменьшается число родителей, относящихся без оценочно к своему ребёнку. В то же время возрастает количество родителей, отрицательно и нейтрально оценивающих ребёнка с ЗПР, и снижается число родителей, считающих своего ребёнка лучше остальных, т. е. с возрастом оценка качеств и способностей ребёнка всё более дифференцируется и ожесточается. Оценка себя как очень успешного родителя к младшему школьному возрасту ребёнка тоже изменяется: возрастает количество родителей, отрицательно оценивающих свои родительские качества и уменьшается число тех, кто считает себя в целом неплохими родителями.

Авторы почти всех литературных источников утверждают, что дисгармония во внутри семейных отношениях тесно связана с дисгармонией в детско- родительских отношениях.

Таким образом, причинами неправильного воспитания детей с задержкой психического развития весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить положительное воспитание. Чаще — низкая педагогическая культура родителей детей с задержкой психического развития. Во втором случае нередко основную роль в воспитательном процессе детей с задержкой психического развития играют личностные особенности родителей. Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка.

Публикации по теме:

Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Проблема исследования обусловлена тем,.

Конспект итоговой НОД по ФЭМП для детей с задержкой психического развития 6–7 лет Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития. Людмила Малинчан.

Консультация для родителей «Развитие позитивных детско-родительских отношений» Консультация «Развитие позитивных детско-родительских отношений». Выполнила: воспитатель Печерина Н. В. Детский сад «Березка» Детско-родительские.

Особенности обучения детей с задержкой психического развития Особенности обучения детей с задержкой психического развития. Составитель Согомонян Г. Г. Одной из задач преобразования нашего общества.

Проект детско-родительских отношений «Дидактические игры своими руками»Проект детско-родительских отношений «Дидактические игры своими руками» Сегодня я хочу поделиться своим опытом работы с родителями и представляю вашему вниманию отчет о реализации проекта детско-родительских.

Проект детско-родительских отношений «Лето в «Сказке»Проект детско-родительских отношений «Лето в «Сказке» Проект Детско-родительских отношений «Лето в «СКАЗКЕ» Девиз проекта: «Какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании.

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество.

Стимулирование развития речи у детей с задержкой психического развития через развитие мелкой моторики Кондратьева Ирина Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 323 «Сказка» г. Нижний Новгород Стимулирование развития речи у детей с.

Тренинг детско-родительских отношений «Понять, принять, любить!»Тренинг детско-родительских отношений «Понять, принять, любить!» Составитель: Самсоненко Е. И. Место проведения: МБДОУ №49 "Золотой петушок" г. Симферополя в подготовительной группе № 04 «Звездочка». Цель:.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Земноводные, рептилии
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Особенности детско — родительских отношений в семьях имеющих детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 26 января 2017 в 18:26
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт по рисованию поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень»
Фото отчёт «Рисование поролоновыми тычками в средней группе «Волшебница осень» Доброго времени суток уважаемые коллеги! Хочется представить вам фото отчёт...
Фотоотчет совместной выставки работ родителей и детей «Покровская ярмарка — поделки...
Уж ты, батюшка Покров, Защити наш дом и кров От беды-ненастья, непогоды-горести, Отсыпь нам счастья-радости полные горсти! Уж мы тебя рады каждый год...
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
«Октябринка — феечка-дождинка». Экологическая сказки. Гл.11
А вот и новая глава! Я учла пожелания коллег. Теперь феечка Октябринка более развернуто отвечает на Дашины вопросы. После прочтения главы можно поговорить с...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...