МААМ-картинки

Особенности формирования патриотизма в старшем дошкольном возрасте

Зоя Ермакова
Особенности формирования патриотизма в старшем дошкольном возрасте

Аннотация

В статье рассматривается вопрос формирования патриотизма у детей в старшем дошкольном возрасте. Раскрывается феномен патриотизма. Отмечаются методы, условия формирования патриотизма в данном возрасте.

Ключевые слова: патриотизм, старший дошкольный возраст, воспитание патриотизма, условия формирования патриотизма.

Summary

Публикация «Особенности формирования патриотизма в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

The article discusses the formation of patriotism at children in over-fives. The phenomenon of patriotism reveals. The methods, conditions of formation of patriotism at this age are noted.

Key words : patriotism, over-fives, the education of patriotism, formation conditions of patriotism.

Программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта [4]. В связи с этим возрастает актуальность исследования и изучения вопроса патриотического воспитания детей и молодежи.

Феномен патриотизма – это базовое понятие общественного сознания, которое является интегративным и имеет социально-психологическую природу. Патриотизмнравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества [1].

Основы патриотизма закладываются еще в старшем дошкольном детстве, когда формируется ценностное отношение к окружающему миру. У ребенка воспитывается любовь к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране. Согласно А. А. Люблинской, Л. И. Божович, С. Мухиной, дошкольный возраст является наиболее сензитивным для накопления детьми нравственного опыта, формирования нравственных чувств [5].

Формирование патриотизма в дошкольном возрасте рассматривается через систему патриотического воспитания, которое понимается как: «процесс социального воздействия на личность, который приводит к расширению знаний ребенка о Родине, укреплению чувства гордости за достижения своей страны, вызывая активное желание участвовать в посильном труде на общее благо» [2].

Существуют определенные методы патриотического воспитания, которые помогают ребенку осваивать нравственные ценности: трудолюбие, дружба, взаимопомощь. Так, начиная с давних времен главным из методов развития патриотизма ребенка-дошкольника является чтение художественной литературы (сказки, рассказы, былины). Согласно К. Д. Ушинскому воспитание должно быть народным, автор ввел понятие «народная педагогика», обозначил в фольклорных произведениях самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к родине [3]. В современных исследованиях О. А. Жигалиной подчеркивается значимость формирования патриотизма детей старшего дошкольного возраста при организации : системной работы по ознакомлению с родным городом, включающей ряд условий: создание специальной развивающей среды в ДОУ, отражающей историю и культуру родного города; воспитание ценностного отношения к родному городу и его достопримечательностям; включение детей в деятельность, направленную на проявление основ патриотизма [4].

Таким образом, для формирования основ патриотизма в старшем дошкольном возрасте играют роль : фольклор, близкое окружение ребенка, знакомство с родным городом. Формирования патриотизма осуществляется через призму педагогического воспитания, социально-психологического сопровождения ребенка. Дошкольный возраст является базисом формирования ценностных качеств, культурно-нравственных норм, что несет за собой любовь к отечеству, гордость за свою страну.

Список литературы:

1. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания / А. К. Быков // Педагогика. – 2006. – № 2. – С. 37–42.

2. Година, О. И. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем / О. И. Година, О. Л. Егорова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании. – 2015. – С. 346–349.

3. Дорошук, Л. А. Произведения художественной литературы как средство воспитания основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста // Вестн. Шадринского государственного педагогического института. – 2010. – №2 (7).

4. Жигалина, О. А. Особенности проявления основ патриотизма детьми старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом / О. А. Жигалина, Н. А. Шинкарева, 2016. – № 2 (7). – С. 134–138.

5. Калугина, Н. Патриотическое воспитание дошкольников из опыта работы Н. Калугина // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 4. – С. 66-70.

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте «Госпожа волшебница вода» «Госпожа волшебница вода» Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность. Цель: прививать интерес к исследовательской.

Мастер-класс «Использование коммуникативных игр в старшем дошкольном возрасте»Мастер-класс «Использование коммуникативных игр в старшем дошкольном возрасте» Из содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным организацией, коммуникативная компетентность дошкольника.

Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте Психологическая коррекция это определенная форма психолого-педагогической деятельности.

Музыкально-дидактические игры и их значение и особенности в старшем дошкольном возрасте Доклад «Музыкально – дидактические игры: их значение и особенности для развития способностей в старшем дошкольном возрасте» Содержание.

НОД по ПДД в старшем дошкольном возрасте «Безопасность на дороге с Незнайкой» Цель: закреплять навыки безопасного поведения на дороге. Задачи: Образовательные: Закрепить знания и представления детей об улицах станицы,.

Организация экспериментально — исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте. Одной из главных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и психического развития детей, является потребность в новых впечатлениях.

Подвижные игры в старшем дошкольном возрасте. Хочу предложить Вашему вниманию наиболее любимую для детей серию игр, которые я использую из сборников и пособий известных авторов (М. Ю. Картушиной,.

Развитие креативности в старшем дошкольном возрасте РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ Изучение закономерностей психического развития детей имеет как практическое, так и огромное.

Современные сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте Дети в дошкольном возрасте проходят большой путь развития. Именно в этот период они многое узнают и многому учатся. Оттого, как дети освоят.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрастеУголок нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте Дошкольный возраст – стартовый период всех человеческих начал, фундамент общего развития ребенка. Самое огромное счастье для родителей –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования патриотизма в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 28 ноября 2016 в 18:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД